Тема : «Весенние православные праздники»
Цели:
Создать условия для ознакомления детей с историей, традициями и обычаями нашего народа, раскрыть суть и смысл празднования весенних праздников.
Задачи:
• Образовательные:
активизация интереса к предмету, к старинным русским обрядам , через игровую деятельность.
формирование умений применять полученные знания
формирование умений взаимодействия в коллективе.
• Воспитательные:
воспитать систему взглядов на окружающий мир;
воспитать нормы социального поведения детей; воспитать уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа..
• Развивающие:
развитие речи, мышления, памяти, внимания.
развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы,
Оборудование: крашенные яички для игр ( можно заменить их на теннисные шарики при необходимости.), фонограмма закличек, песни " Почему весна такая ранняя", презентация по теме, самовар, декорации для сказки -пантомимы., костюмы героев, призы.
Оформление класса: ветки вербы в вазочках, крашеные яйца в лукошках.
.Ход мероприятия:
1.Организационный момент.
Ученик 1: Если снег повсюду тает,
День становиться длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла...( весна)
-А сейчас какое время года ?
-Дети, а какие вы знаете пословицы и поговорки о весне?
Дети: "Весна красна цветами, а осень снопами".
"Весенний день год кормит".
"Весна днем красна".
"Весной дождь парит, осенью мочит".
- А какие весенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
- Молодцы, правильно!
- А кто из вас вспомнит, как раньше называли март? (Дети затрудняются)
( слайд с изображением проталин и капели)
- В Древней Руси март называли «протальник», «капельник».
(слайд с изображением ветки с набухшими почками и рекой с льдинами).
- Март -переломный месяц зимы с весною. О марте говорили, как о месяце на который приходится излом зимы. Смотрели на погоду, думали, как к наступающему теплу готовиться, хозяйство после зимы приводить в порядок.
В марте еще много снега, но солнца становится больше, всюду играют ручьи, на небе проплывают первые кучевые облака. По народным приметам: смотрят - какой быть весне, ранней или поздней; встречают Красную весну и начинают задумываться о урожайности предстоящего лета. В марте хороводы заводили, да весну встречали.
Учитель: - Молодцы, а кто знает, как апрель называли в старину? (если дети затруднятся)
- Древнерусские названия этого месяца —, снегогон, водолей, ручейник. ( слайд)
Апрель: Апрель - месяц обильного снеготаяния, рушатся грязевые сугробы, водою заливает все дороги, хлещет вода со склонов. Об апреле говорили, как о месяце - не холодный, как март, и не теплый, как май. По апрелю ясно было, какая весна приходит, скорая и теплая, либо затяжная и дождливая.
В апреле сходит снег, вскрываются реки, половодьем заливает поля, луга, наполняет овраги, сбегает ручьями вода в низины. Вода нужна природе для подготовки земли к растительному периоду. Прилетают пернатые, лес заполняется веселым пением.
Учитель: А какие народные приметы вы знаете ?
- Молодцы, а кто знает, как май называли в старину? (если дети затруднятся)
Весна: На Руси его называли «травень-цветень», «птичий пересвист».
Май : Май. Третий месяц весны. Названия: Травень. Травник. Травный. Светозарник. Розовоцвет. Розацвет. Цветень. Май встречает многих певчих птиц. Крестьянин к соловью прислушивается, как трель пронесется, так и береза в листья одевается, а следом и весь лес с дня на день зеленью окутывается. Май не всегда теплый месяц, так на цветение черемухи холода возвращаются, а к концу месяца все- равно лето установится.
Природа в мае одевается в зеленый цвет. Теплое солнце согревает землю, зеленеет молодая травушка, к ласковым лучам тянутся стебельки цветов, деревья облачаются в зеленую листву. По народному календарю приходит время для подготовки грядок: сажают капусту, рассаживают огурцы. Начинают полевые работы: сеют овес, пшеницу, лен, ячмень.
-Молодцы, много знаете, а знаете ли вы, какие птицы первыми приносят нам весточку о весне? (грачи, жаворонки, скворцы)(слайд с изображением птиц.)
-Учитель: После долгой холодной зимы мы все с нетерпением ждём весну, а вместе с ней солнышка, тепла, первой зелени, птичьих голосов. Ждём мы и весенних праздников, и если обратиться к нашим православным традициям, то можно узнать, что Весна особенно щедрая на праздники.
Тема нашего кл часа «Весенние православные праздники»
Прилет жаворонков.
Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – день весеннего равноденствия (день с ночью равняется),— праздник Сороки. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Послушаем её. (фонограмма)
На Жаворонков в деревнях рано утром хозяйки пекли из теста по 40 птичек (жаворонки), круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать.(слайд)
Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела. ( включить заклички)
Игра «Птички, в гнездо!» Внизу кругами обозначаются гнезда участников-птичек. Используйте обручи, веревки, начертите круги мелом. "Гнездышек" должно быть меньше, чем "птичек". Играет музыка, "птички" разлетаются. Когда музыка смолкает, участники бегут по домам. Игрок опоздавший занять "гнездышко" выбывает. Побеждает быстрейший участник. Помните, что кругов используется меньше, чем количество детей.
Учитель: Благовещение.
Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес –
Благовещенье с небес!
-А что вы знаете об этом празднике, почему он так назван?
-Этот праздник всегда отмечается 7 апреля.
Благовещение – благая весть. Как вы понимаете слово «благая»? (добрая, хорошая, радостная). Давайте послушаем, о какой радостной вести идёт речь.
Всё своё детство Дева Мария жила при храме. Когда ей исполнилось 14 лет, священники поручили Её заботам дальнего родственника Иосифа. Пресвятая Дева переселилась в его дом.
Однажды, когда она читала священную книгу, к Ней явился Архангел (старший ангел) Гавриил и сказал Деве Марии и принес ей от Бога радостную весть, что у нее родится ребенок, который спасет мир – Иисус Христос.
По народному поверью, Благовещение один из самых больших праздников, в этот день не разрешается работать. Народ даже сложил пословицу: «Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт» (объяснение пословицы)
Есть такое объяснение этой пословице кукушка, вопреки запрету работать в этот день, единственная из всех птиц свила гнездо и была наказана Богом: по сей день она не имеет своего гнезда и вынуждена подкладывать яйца в чужие гнёзда.
5. Ребенок 4-й: Вербное воскресение.
За неделю до Пасхи, в воскресенье, отмечается праздник, называемый Вербным воскресением,
Ученик: Приезд Иисуса Христа в Иерусалим. . Народ встречал его как царя. Одни постилали Ему под ноги свою одежду, другие срывали пальмовые ветви и украшали ими дорогу. Все радостно приветствовали Христа.
У русских место пальмовых ветвей заняла верба.
Учитель: Во время праздничной службы вербу освящают. Считается, что верба приобретает целительную силу. Освященную вербу хранят в течение целого года. В народе был обычай слегка ударять друг друга вербой, изгоняя таким образом болезни, порчу, злых духов. Возвратившиеся из церкви родители не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла !
Учитель: - Пасха – самый главный праздник на Руси.
Пасха – великий христианский праздник, посвященный чудесному воскрешению Иисуса Христа. Это праздник победы жизни над смертью, торжества добра над злом. В Пасху христиане празднуют Воскресение из мертвых Иисуса Христа. Смысл и значение Пасхи для церкви настолько глубоки, что ее празднование считается самым важным событием церковного года.
Православную Пасху празднуют весной, точную дату на каждый год устанавливают по лунному календарю: первое воскресенье после весеннего полнолуния, после иудейской Пасхи. Празднику этому много сотен лет, он имеет свои особые традиции и обычаи, свой особый стол.
Как празднуют Пасху в России?
Неделя, предшествующая Пасхе – страстная или светлая пасхальная седмица. Каждый день этой недели называется светлым. Со Светлого Четверга начинают готовиться к Пасхе. Верующие идут в храм, исповедуются и причащаются. В доме наводят порядок, красят яйца, пекут куличи. В чистый четверг было принято встать до зари и выкупаться, то есть очиститься от суеты и грехов.
В ночь с субботы на воскресенье происходит
пасхальная служба. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили
слова: «Христос Воскресе!» -«Воистину Воскресе!», обменивались крашенными яйцами
Пасхальный период длится до самого Вознесения (40 дней после Пасхи). Все православные приветствуют друг друга словами “Христос воскресе!” И отвечают “Воистину воскресе!”. Первая неделя после Пасхи называется Красной горкой.
Одним из главных символов праздника является яйцо. Начиная с четверга, красили, расписывали яйца. Этому уделяли довольно много времени. Красивые раскрашенные яйца считались гордостью семьи.
Пасхальный стол – особый: кушания, которые готовили на Пасху, больше не повторялись в течение года. Готовили куличи, пасхи, жарили телятину, запекали окорок.
Пасха всегда считалась праздником семейным. Отмечали ее в кругу семьи, а также ходили в гости к ближайшим родственникам, особенно старшим.
На Руси был обычай всеобщего целования. В гости брали с собой крашеное яичко. После приветствия “Христос воскресе” – “Воистину воскресе” трижды целовались и одаривали друг дуга яйцами. Этот обычай христосования и одаривания яйцами является отличительной особенностью русской Пасхи. В других странах ничего подобного не наблюдается.
В дни Пасхи у христиан было принято раздавать деньги и освященные продукты бедным, чтобы и они могли стать в этот светлый праздник участниками всеобщей радости.
Учитель.
А проверю я, умеете ли вы отгадывать загадки?
Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо-………………..( куличи)!
Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные ……………………..(яички).
Почему для всех людей радость и веселие? –
Потому, что празднуем сегодня Христово ...( воскресенье)
На пасху устраивали игры и развлечения.
Русская Пасха отличается целым рядом обычаев, не связанных напрямую с религиозными легендами. Это народные игры, развлечения.
Игра 3. Всем знаком обычай битья яиц на Пасху. Это очень простая игра: один держит яйцо в руке носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца. У кого яйцо осталось целым, тот продолжает игру с другим человеком.
Игра 4: катание яиц. Так как во время Великого Поста все игры были запрещены, то эта первая доступная после долгого перерыва для детей игра доставляла им массу удовольствия. По лотку, установленному с определенным наклоном, скатывали яйцо на одеяло. Играли как на большом столе, так и на полу. Игра проходила интересней, если в ней участвовало много людей. Каждый спускал яйцо по лотку. Если скатившееся яйцо ударяло яйцо, уже лежащее на одеяле, то это считалось выигрышем. Здесь нужно было уметь направить движение яйца. Игра проходила всегда очень весело и была доступна всем – от самых маленьких до самых старших членов семьи.( слайд)
Игра “Катание яиц”
1.Разложить в ряд конфеты (6-7 штук). Игрок, находясь на расстояний 1-1,5 м катает в сторону конфет яйцо. Если яйцо коснулось конфеты, он забирает ее. Игру продолжают другие игроки.
Игра «Разожми кулачек».
Сейчас я предлагаю вам поделиться на две группы (роза - ромашка). Встаньте в две шеренги друг напротив друга. Ромашки – сожмите ваши руки в кулаки, а розы должны попытаться их разжать. Затем поменяться местами.
“Игра в кучки” считалась игрой для девушек. Насыпали не менее двух кучек песка на каждого играющего. Девушка, не участвующая в игре, клала яйцо под одну из пар кучек песка. Играющие подходили и указывали на одну из кучек. Выигрывала девушка, угадавшая, где спрятано яйцо.
А теперь проверим вашу внимательность, как вы внимательно слушали. Я предлагаю просмотреть ряд картин, каждая из которых посвящена одному из наших праздников, ваша задача – отгадать, какому. (Приложение 4)
1 – благовещение
2 – пасха
3 – благовещение
4 – вербное воскресение
Учащиеся читают стихи:
.Мы вчера нашли подснежник
На проталинке в лесу.
Голубой цветочек нежный
Встретил Пасху и весну.
3. Праздник праздников грядет.
В храм святить народ несет.
Яйца, пасхи сырные,
Куличи имбирные.
.4.Земля и солнце,
Поля и лес —
Все славят Бога:
Христос воскрес!
5. В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!
6. Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы —
Христос воскрес!
7. Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос Воскрес!
Учитель :- Вот и закончился наш кл час ! Я надеюсь, что кл час поможет вам, ребята, хорошо подготовиться к празднику Святой Пасхи. Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!». Всех вас я ещё раз поздравляю со Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира. Чаще радуйте своих родителей добрыми поступками. Христос воскрес!
Раздать шаблоны яиц (раскрасить дома)
.Мы вчера нашли подснежник
На проталинке в лесу.
Голубой цветочек нежный
Встретил Пасху и весну.
Праздник праздников грядет.
В храм святить народ несет.
Яйца, пасхи сырные,
Куличи имбирные.
Земля и солнце,
Поля и лес —
Все славят Бога:
Христос воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы —
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос Воскрес!