СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса млекопитающих

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация по биологии 7 класс

Класс Млекопитающие. Общая   характеристика класса млекопитающих

Просмотр содержимого документа
«Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса млекопитающих»

Урок биологии животных - 7 класс Класс Млекопитающие.  Общая характеристика класса млекопитающих

Урок биологии животных - 7 класс

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса млекопитающих

Тема: Общая характеристика класса Млекопитающие   Что я знаю? Что я хочу узнать? Что я узнал?

Тема: Общая характеристика класса Млекопитающие

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что я узнал?

Млекопитающие Питаются молоком, высокоорганизованные животные, тело млекопитающих покрыто волосами, или шерстью (отсутствие волосяного покрова у ряда видов — явление вторичное).

Млекопитающие

  • Питаются молоком,
  • высокоорганизованные животные,
  • тело млекопитающих покрыто волосами, или шерстью (отсутствие волосяного покрова у ряда видов — явление вторичное).
Млекопитающие — это высшие позвоночные животные, широко распространившиеся на 3емле. 09/01/2022

Млекопитающие — это высшие позвоночные животные, широко распространившиеся на 3емле.

09/01/2022

 Млекопитающие освоили практически все среды обитания водная среда обитания 09/01/2022

Млекопитающие освоили практически все среды обитания

водная среда обитания

09/01/2022

наземно-воздушная среда

наземно-воздушная среда

почвенная среда обитания

почвенная среда обитания

Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?
  • Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?
Заполняем таблицу! Что я знаю? Что я хочу узнать? Что я узнал? Структурно-логическая схема:

Заполняем таблицу!

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что я узнал?

Структурно-логическая схема:

План характеристики животных класса: 1.  Среда обитания. 2.  Количество видов. 3.  Внешнее строение. 4.  Внутреннее строение. 4.1. Особенности строения скелета. 4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств. 4.3. Особенности строения кровеносной системы. 4.4. Особенности строения дыхательной системы. 5.  Размножение. 6.  Происхождение. 7.  Систематика.

План характеристики животных класса:

  • 1. Среда обитания.
  • 2. Количество видов.
  • 3. Внешнее строение.
  • 4. Внутреннее строение.
  • 4.1. Особенности строения скелета.
  • 4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств.
  • 4.3. Особенности строения кровеносной системы.
  • 4.4. Особенности строения дыхательной системы.
  • 5. Размножение.
  • 6. Происхождение.
  • 7. Систематика.
Млекопитающие  4,5 тыс. видов.  Самые сложноустроенные  позвоночные животные

Млекопитающие

4,5 тыс. видов.

Самые сложноустроенные

позвоночные животные

Млекопитающие Отделы тела: голова, шея, туловище, хвост (не у всех), 2 пары конечностей. Тело приподнято над землёй

Млекопитающие

Отделы тела:

  • голова,
  • шея,
  • туловище,
  • хвост (не у всех),
  • 2 пары конечностей.
  • Тело приподнято над землёй
Млекопитающие Кроме волос бывают роговые чешуйки  или такие образования, как рога, копыта, когти, ногти, выполняющие различные функции.

Млекопитающие

  • Кроме волос бывают роговые чешуйки

или такие образования, как

  • рога,
  • копыта,
  • когти,
  • ногти, выполняющие различные функции.
Млекопитающие Кожа млекопитающих состоит из двух слоев: эпидермиса, дермы. В нижней части дермы откладывается жир, образуя так называемую подкожную жировую клетчатку.

Млекопитающие

Кожа млекопитающих состоит из двух слоев:

  • эпидермиса,
  • дермы.

В нижней части дермы откладывается жир, образуя так называемую подкожную жировую клетчатку.

Млекопитающие В коже млекопитающих железы: потовые железы, сальные железы, пахучие железы, млечные железы (отсюда и название класса — млекопитающие, то есть выкармливающие  молоком).

Млекопитающие

В коже млекопитающих железы:

  • потовые железы,
  • сальные железы,
  • пахучие железы,
  • млечные железы

(отсюда и название класса —

млекопитающие,

то есть выкармливающие

молоком).

Млекопитающие Скелет млекопитающих отличается от скелета других позвоночных животных относительно более крупными размерами черепа, что связано с большим объемом головного мозга и постоянным числом (7) шейных позвонков.

Млекопитающие

  • Скелет млекопитающих отличается от скелета других позвоночных животных относительно более крупными размерами черепа, что связано с большим объемом головного мозга и постоянным числом (7) шейных позвонков.
Млекопитающие У млекопитающих хорошо развита мускулатура, что обусловлено большим разнообразием их движений. Наиболее сильно развиты мышцы конечностей. Есть особая куполообразная мышца – диафрагма , отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании.

Млекопитающие

  • У млекопитающих хорошо развита мускулатура, что обусловлено большим разнообразием их движений. Наиболее сильно развиты мышцы конечностей.
  • Есть особая куполообразная мышца – диафрагма , отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании.

Млекопитающие Пищеварительная система млекопитающих состоит в основном из тех же отделов, что и у пресмыкающихся. Пища поступает в рот, в глотку, пищевод, желудок, в кишечник, заканчивается  анальным  отверстием.

Млекопитающие

  • Пищеварительная система млекопитающих состоит в основном из тех же отделов, что и у пресмыкающихся.

Пища поступает

  • в рот,
  • в глотку,
  • пищевод,
  • желудок,
  • в кишечник,
  • заканчивается

анальным

отверстием.

Млекопитающие Рот зверей окружен мягкими губами (губы есть только у млекопитающих) и челюстями с зубами. 3убы млекопитающих дифференцированы на 3 типа: резцы, клыки, коренные.

Млекопитающие

  • Рот зверей окружен мягкими губами (губы есть только у млекопитающих) и челюстями с зубами.
  • 3убы млекопитающих дифференцированы на 3 типа:
  • резцы,
  • клыки,
  • коренные.
Млекопитающие Отсутствуют зубы лишь у некоторых млекопитающих (усатые киты, муравьеды и др.).

Млекопитающие

  • Отсутствуют зубы лишь у некоторых млекопитающих (усатые киты, муравьеды и др.).
Млекопитающие Кровеносные системы млекопитающих и птиц очень похожи. Сердце состоит из четырех камер, а кровеносные сосуды образуют два круга кровообращения.

Млекопитающие

  • Кровеносные системы млекопитающих и птиц очень похожи.
  • Сердце состоит из четырех камер, а кровеносные сосуды образуют два круга кровообращения.
Млекопитающие Все млекопитающие дышат атмосферным воздухом при помощи легких. Легкие имеют сложное мелкоячеистое строение. Вдох и выдох у зверей осуществляется за счет изменения объема грудной полости, достигаемого путем сокращения межреберных мышц и диафрагмы.  В гортани зверей хорошо развиты голосовые связки. Издавая при их помощи различные звуки, звери оповещают друг друга об опасности или своем местонахождении. диафрагма

Млекопитающие

  • Все млекопитающие дышат атмосферным воздухом при помощи легких. Легкие имеют сложное мелкоячеистое строение. Вдох и выдох у зверей осуществляется за счет изменения объема грудной полости, достигаемого путем сокращения межреберных мышц и диафрагмы.
  • В гортани зверей хорошо развиты голосовые связки. Издавая при их помощи различные звуки, звери оповещают друг друга об опасности или своем местонахождении.

диафрагма

Млекопитающие Так же как и птицы, млекопитающие — теплокровные животные с постоянной температурой тела, равной + 37 С.

Млекопитающие

  • Так же как и птицы, млекопитающие — теплокровные животные с постоянной температурой тела, равной + 37 С.
Млекопитающие Органами выделения млекопитающих служат парные почки бобовидной формы, расположенные вдоль позвоночника в тазовой области. Частично выделительную функцию выполняют потовые железы кожи.

Млекопитающие

  • Органами выделения млекопитающих служат парные почки бобовидной формы, расположенные вдоль позвоночника в тазовой области. Частично выделительную функцию выполняют потовые железы кожи.
Млекопитающие Из пяти отделов головного мозга особенно развиты у млекопитающих большие полушария переднего мозга. Поверхность их у большинства зверей имеет кору, образованную бороздами и извилинами. Особенно хорошо развита кора у высших млекопитающих (приматы, хищные, ластоногие и китообразные), отличающих сложным поведением. Примитивные звери  (насекомоядные, грызуны, сумчатые) имеют почти гладкие полушария головного мозга.

Млекопитающие

  • Из пяти отделов головного мозга особенно развиты у млекопитающих большие полушария переднего мозга. Поверхность их у большинства зверей имеет кору, образованную бороздами и извилинами. Особенно хорошо развита кора у высших млекопитающих (приматы, хищные, ластоногие и китообразные), отличающих сложным поведением. Примитивные звери (насекомоядные, грызуны, сумчатые) имеют почти гладкие полушария головного мозга.
Млекопитающие Органы чувств: обоняние, слух, осязание, зрение.

Млекопитающие

  • Органы чувств:
  • обоняние,
  • слух,
  • осязание,
  • зрение.
Млекопитающие Млекопитающие — раздельнополые животные. Половой диморфизм. Внутреннее оплодотворение. Развитие в особом мускульном органе самок – матке (беременность). Рождают детенышей различной степени развития.

Млекопитающие

  • Млекопитающие — раздельнополые животные.
  • Половой диморфизм.
  • Внутреннее оплодотворение.
  • Развитие в особом мускульном органе самок – матке (беременность).
  • Рождают детенышей различной степени развития.
Млекопитающие  Проявляют заботу о потомстве.

Млекопитающие

  • Проявляют заботу о

потомстве.

5. Размножение . Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве. 6. Происхождение . Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период. 7. Систематика . Класс Млекопитающие Подкласс Первозвери   Подкласс Настоящие звери Отряд Однопроходные  Инфракласс  Инфракласс 5 видов;   Низшие звери  Плацентарные Утконос,     Ехидна,   Отряд Сумчатые   Отряды:  Проехидна      Насекомоядные,       Рукокрылые,       Грызуны,       Зайцеобразные,        Парнокопытные,        Непарнокопытные       Китообразные,        Ластоногие,       Хищные
  • 5. Размножение . Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.
  • 6. Происхождение . Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.
  • 7. Систематика .

Класс Млекопитающие

Подкласс Первозвери Подкласс Настоящие звери

Отряд Однопроходные Инфракласс Инфракласс

  • 5 видов; Низшие звери Плацентарные
  • Утконос,
  • Ехидна, Отряд Сумчатые Отряды:

Проехидна Насекомоядные,

Рукокрылые,

Грызуны,

Зайцеобразные, Парнокопытные, Непарнокопытные

Китообразные, Ластоногие,

Хищные

Таблица «Сравнительная характеристика представителей классов  Пресмыкающихся и Млекопитающих» Черты строения и образ жизни Пресмыкающиеся Место обитания Млекопитающие   Покровы тела     Органы дыхания     Число камер в сердце   Нервная система       Температура тела     Способы размножения      

Таблица «Сравнительная характеристика представителей классов Пресмыкающихся и Млекопитающих»

Черты строения и образ жизни

Пресмыкающиеся

Место обитания

Млекопитающие

 

Покровы тела

 

 

Органы дыхания

 

 

Число камер в сердце

 

Нервная система

 

 

 

Температура тела

 

 

Способы размножения

 

 

 

Прогрессивные черты класса Млекопитающих: 1.  Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий. 2.  Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище. 3.  Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком. 4.  Появление шерстного покрова. 5.  Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности. 6.  Возникновение альвеолярных лёгких.

Прогрессивные черты класса Млекопитающих:

  • 1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
  • 2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
  • 3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
  • 4. Появление шерстного покрова.
  • 5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
  • 6. Возникновение альвеолярных лёгких.
Вывод : Млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных.

Вывод :

  • Млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных.
  • Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных.
Работа в группах I группа работает с материалом по теме “Однопроходные животные”, II группа – “ Сумчатые животные”, III группа – “Плацентарные животные”.

Работа в группах

  • I группа работает с материалом по теме “Однопроходные животные”,
  • II группа – “ Сумчатые животные”,
  • III группа – “Плацентарные животные”.
В процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало в конце триаса – Однопроходным животным (утконос, ехидна), а вторая - в меловом периоде уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми животными (кенгуру, коала и др.) и Плацентарными животными (собака, заяц, кошка, медведь и т. д.).
  • В процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало в конце триаса – Однопроходным животным (утконос, ехидна), а вторая - в меловом периоде уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми животными (кенгуру, коала и др.) и Плацентарными животными (собака, заяц, кошка, медведь и т. д.).
Рефлексия  - Удалось ли вам достичь поставленной цели? - Какие трудности вы испытали на уроке при изучении нового материала?

Рефлексия

  • - Удалось ли вам достичь поставленной цели?
  • - Какие трудности вы испытали на уроке при изучении нового материала?

Домашнее задание: Составьте синквейн по теме «Млекопитающие».

Домашнее задание:

  • Составьте синквейн по теме «Млекопитающие».
Всего доброго! Берегите эту Землю, эти воды! Даже малую былиночку храня! Берегите всех зверей внутри природы! Убивайте лишь зверей внутри себя!

Всего доброго!

Берегите эту Землю, эти воды!

Даже малую былиночку храня!

Берегите всех зверей внутри природы!

Убивайте лишь зверей внутри себя!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!