Просмотр содержимого документа
«Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса млекопитающих»
Урок биологии животных - 7 класс
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса млекопитающих
Тема: Общая характеристика класса Млекопитающие
Что я знаю?
Что я хочу узнать?
Что я узнал?
Млекопитающие
- Питаются молоком,
- высокоорганизованные животные,
- тело млекопитающих покрыто волосами, или шерстью (отсутствие волосяного покрова у ряда видов — явление вторичное).
Млекопитающие — это высшие позвоночные животные, широко распространившиеся на 3емле.
09/01/2022
Млекопитающие освоили практически все среды обитания
водная среда обитания
09/01/2022
наземно-воздушная среда
почвенная среда обитания
- Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?
Заполняем таблицу!
Что я знаю?
Что я хочу узнать?
Что я узнал?
Структурно-логическая схема:
План характеристики животных класса:
- 1. Среда обитания.
- 2. Количество видов.
- 3. Внешнее строение.
- 4. Внутреннее строение.
- 4.1. Особенности строения скелета.
- 4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств.
- 4.3. Особенности строения кровеносной системы.
- 4.4. Особенности строения дыхательной системы.
- 5. Размножение.
- 6. Происхождение.
- 7. Систематика.
Млекопитающие
4,5 тыс. видов.
Самые сложноустроенные
позвоночные животные
Млекопитающие
Отделы тела:
- голова,
- шея,
- туловище,
- хвост (не у всех),
- 2 пары конечностей.
- Тело приподнято над землёй
Млекопитающие
- Кроме волос бывают роговые чешуйки
или такие образования, как
- рога,
- копыта,
- когти,
- ногти, выполняющие различные функции.
Млекопитающие
Кожа млекопитающих состоит из двух слоев:
В нижней части дермы откладывается жир, образуя так называемую подкожную жировую клетчатку.
Млекопитающие
В коже млекопитающих железы:
- потовые железы,
- сальные железы,
- пахучие железы,
- млечные железы
(отсюда и название класса —
млекопитающие,
то есть выкармливающие
молоком).
Млекопитающие
- Скелет млекопитающих отличается от скелета других позвоночных животных относительно более крупными размерами черепа, что связано с большим объемом головного мозга и постоянным числом (7) шейных позвонков.
Млекопитающие
- У млекопитающих хорошо развита мускулатура, что обусловлено большим разнообразием их движений. Наиболее сильно развиты мышцы конечностей.
- Есть особая куполообразная мышца – диафрагма , отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании.
Млекопитающие
- Пищеварительная система млекопитающих состоит в основном из тех же отделов, что и у пресмыкающихся.
Пища поступает
- в рот,
- в глотку,
- пищевод,
- желудок,
- в кишечник,
- заканчивается
анальным
отверстием.
Млекопитающие
- Рот зверей окружен мягкими губами (губы есть только у млекопитающих) и челюстями с зубами.
- 3убы млекопитающих дифференцированы на 3 типа:
- резцы,
- клыки,
- коренные.
Млекопитающие
- Отсутствуют зубы лишь у некоторых млекопитающих (усатые киты, муравьеды и др.).
Млекопитающие
- Кровеносные системы млекопитающих и птиц очень похожи.
- Сердце состоит из четырех камер, а кровеносные сосуды образуют два круга кровообращения.
Млекопитающие
- Все млекопитающие дышат атмосферным воздухом при помощи легких. Легкие имеют сложное мелкоячеистое строение. Вдох и выдох у зверей осуществляется за счет изменения объема грудной полости, достигаемого путем сокращения межреберных мышц и диафрагмы.
- В гортани зверей хорошо развиты голосовые связки. Издавая при их помощи различные звуки, звери оповещают друг друга об опасности или своем местонахождении.
диафрагма
Млекопитающие
- Так же как и птицы, млекопитающие — теплокровные животные с постоянной температурой тела, равной + 37 С.
Млекопитающие
- Органами выделения млекопитающих служат парные почки бобовидной формы, расположенные вдоль позвоночника в тазовой области. Частично выделительную функцию выполняют потовые железы кожи.
Млекопитающие
- Из пяти отделов головного мозга особенно развиты у млекопитающих большие полушария переднего мозга. Поверхность их у большинства зверей имеет кору, образованную бороздами и извилинами. Особенно хорошо развита кора у высших млекопитающих (приматы, хищные, ластоногие и китообразные), отличающих сложным поведением. Примитивные звери (насекомоядные, грызуны, сумчатые) имеют почти гладкие полушария головного мозга.
Млекопитающие
- Органы чувств:
- обоняние,
- слух,
- осязание,
- зрение.
Млекопитающие
- Млекопитающие — раздельнополые животные.
- Половой диморфизм.
- Внутреннее оплодотворение.
- Развитие в особом мускульном органе самок – матке (беременность).
- Рождают детенышей различной степени развития.
Млекопитающие
потомстве.
- 5. Размножение . Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.
- 6. Происхождение . Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.
- 7. Систематика .
Класс Млекопитающие
Подкласс Первозвери Подкласс Настоящие звери
Отряд Однопроходные Инфракласс Инфракласс
- 5 видов; Низшие звери Плацентарные
- Утконос,
- Ехидна, Отряд Сумчатые Отряды:
Проехидна Насекомоядные,
Рукокрылые,
Грызуны,
Зайцеобразные, Парнокопытные, Непарнокопытные
Китообразные, Ластоногие,
Хищные
Таблица «Сравнительная характеристика представителей классов Пресмыкающихся и Млекопитающих»
Черты строения и образ жизни
Пресмыкающиеся
Место обитания
Млекопитающие
Покровы тела
Органы дыхания
Число камер в сердце
Нервная система
Температура тела
Способы размножения
Прогрессивные черты класса Млекопитающих:
- 1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
- 2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
- 3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
- 4. Появление шерстного покрова.
- 5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
- 6. Возникновение альвеолярных лёгких.
Вывод :
- Млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных.
- Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных.
Работа в группах
- I группа работает с материалом по теме “Однопроходные животные”,
- II группа – “ Сумчатые животные”,
- III группа – “Плацентарные животные”.
- В процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало в конце триаса – Однопроходным животным (утконос, ехидна), а вторая - в меловом периоде уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми животными (кенгуру, коала и др.) и Плацентарными животными (собака, заяц, кошка, медведь и т. д.).
Рефлексия
- - Удалось ли вам достичь поставленной цели?
- - Какие трудности вы испытали на уроке при изучении нового материала?
Домашнее задание:
- Составьте синквейн по теме «Млекопитающие».
Всего доброго!
Берегите эту Землю, эти воды!
Даже малую былиночку храня!
Берегите всех зверей внутри природы!
Убивайте лишь зверей внутри себя!