Тема урока: «Класс Однодольные. Семейство Лилейные».
Цели и задачи:
-
Развивать память учащихся, их кругозор, познавательный интерес к биологии.
-
Воспитывать бережное отношение к растениям, осуществлять экологическое воспитание.
-
Коррекционно-образовательная: способствовать формированию у учащихся целостного представления об общих признаках семейства лилейных.
-
Коррекционно-развивающая: расширять активный словарный запас и кругозор учащихся.
-
Коррекционно-воспитательная: прививать интерес к изучаемой теме, желание узнать новое.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок-сотрудничество
Виды учебной деятельности:
-
Индивидуальная самостоятельная работа с дидактическим материалом
-
Фронтальная работа
-
Составление опорного конспекта, заполнение таблицы
-
Поисковая деятельность в парах по определению растений
-
Выполнение тестового задания
Ход урока.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я призываю вас к сотрудничеству
«разогрев», включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку»
-«руки вверх»-тянемся к знаниям;
-«руки назад»-оставляем позади неудачи;
-«рывком вперед»- забираем накопившийся опыт;
-«пожимаем руки друг другу»-делимся своими знаниями, опытом;
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.
Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать.
Наш урок пройдет под девизом:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет он у вас,
А сердце добрым будет.
2. Биологическая разминка
-второй хлеб, представитель семейства пасленовые – картофель;
- первые цветы - подснежник;
-растения, обитающие в воде – водоросли;
- Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делятся на однодольные и двудольные)
Прием «Закончи фразу»
Растение, которое имеет одну семядолю …. Учащиеся:- …. - это однодольное растение.
Растение, которое имеет две семядоли …. Учащиеся:- …. – это двудольное растение.
Повторение
Однодольные и двудольные – это 2 основные группы покрытосеменных растений. Покрытосеменные растения ещё называют цветковыми. У них образуются цветки. Позднее из цветков развиваются плоды с семенами.
Вспомним различительные признаки классов двудольных и однодольных
Перед вами таблицы, работаем по ним
Двудольные | Однодольные |
2 семядоли | 1 семядоля |
Стержневая корневая система | Мочковатая корневая система |
Сетчатое жилкование листа(перистое, пальчатое) | Дуговое или параллельное жилкование листа |
Двойной околоцветник | Простой околоцветник |
Количество частей цветка кратно четырем или пяти | Количество частей цветка кратно трем |
Основные признаки однодольных растений: одна семядоля в семени, мочковатая корневая система, параллельное или дуговое жилкование листьев.
3.Ориентировачно-мотивационный этап.
На сегодняшнем уроке я приглашаю вас в мир растений, которые встречаются по всему земному шару, про эти растения сложено немало песен и стихотворений. Эти растения самыми первыми зацветают на наших клумбах цветников и радуют нас, первыми появляются в дикой природе и на наших огородах, являясь источниками витаминов. Что же это за растения?
На экране демонстрируются разные представители семейства лилейные
Луковка на макушке православной церкви, лилия в гербе королевской династии во Франции, тюльпан – символ весенней степи, нарцисс – образ самолюбивого человека. Все это – растения семейства Лилейных.
Проблемный вопрос
Как вы думаете, что привлекает внимание человека к Лилейным и почему?
Попытаемся сформулировать цель урока: Мы будем открывать для себя что-то новое, неизвестное о семействе лилейных. -Рассмотрим характеристику семейства Лилейные.
Мы с вами откроем новую страницу в изучении семейств цветковых растений и сделаем ряд открытий.
У каждого из вас на столах Карточки открытий, они заменят вам рабочие тетради, вы будете работать на них в течении урока.
Слайд Тема: Класс Однольные. Семейство Лилейные. (записываем в карточку открытий)
А теперь рассмотрим характеристику семейства Лилейные.
Характеристика.
Семейство Лилейных, насчитывает около 4 тыс видов, произрастающих по всему земному шару. Перед вами карта поисхождения видов культурных растений
Семейство лилейные — многолетние травы с корневищами, луковицами, клубнелуковицами, реже древовидные растения (драцена, алоэ, юкка).
Главным образом многолетние травянистые растения. Это их жизненная форма-запишите в карточке.
Чтобы узнать следующие растения, относящиеся к лилейным, отгадаем загадки:
А за луковицы этого растения в 1634 г. в Амстердаме были куплены два каменных дома. В Голландии 1944-45г.г. луковицы этого же цветкового растения спасли народ от голода.
Их варили вместе с морковкой и свеклой. В луковицах оказались те самые спасительные калории, которые помогли людям выстоять и победить смерть! Голод кончился, однако голландцы надолго запомнили, как тюльпаны спасли их от смерти.
Из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха!
Меж цветов он “знатный” пан
Колпачком цветет ….. (Тюльпан)
Работать мы будем по знакомому нам плану (план изучения признаков растений на доске)
-
Определите корневую систему тюльпана по слайду. (Корневая система мочковатая)
-
Семя содержит одну семядолю.
-
Видоизменённый побег - луковица
-
Посмотрите на стебли тюльпанов. Что вы можете сказать о них? (Стебель прямостоячий)
-
Рассмотрите листья у тюльпанов. Что вы можете сказать о них? (У тюльпана дуговое жилкование листьев).
-
Типы соцветий. Обратите внимание на тюльпаны: у них на одном цветоносном побеге – один цветок. У многих лилейных цветы собраны в соцветия. У ландыша соцветие кисть.
-
Строение цветка –
-
Плоды у лилейных растений ягода (например, у ландыша) или коробочка (у тюльпана).
Давайте рассмотрим корневую систему лилии
Работать мы будем по знакомому нам плану (план изучения признаков растений на доске)
Карточка открытий
Дата:_______________________________________________________
Тема урока: Класс Однольные. Семейство Лилейные.
ПРИЗНАКИ | ОПИСАНИЕ |
Количество видов | 4000 |
Распространение | По всему земному шару |
Жизненная форма | Многолетние травянистые растения |
Число семядолей в зародыше семени | Одна семядоля |
Корневая система | Мочковатая |
Побег | Луковицы, корневища |
Стебель | Прямостоячий |
Тип жилкования листа | Параллельное или дуговое |
Строение цветка | 6 лепестков, расположенных в 2 ряда; 6 тычинок, 1 пестик |
Соцветие | Одиночные цветки, кисть |
Плод | Сухой - коробочка (тюльпан), сочный – ягода (ландыш) |
Вывод: лилейные растения являются однодольными, так как имеют мочковатую корневую систему, параллельное или дуговое жилкование листьев, семя содержит одну семядолю.
Слайды
Лилейные первоцветы - Но, к сожалению, с каждым годом первоцветов остается все меньше и меньше. Люди, придя в лес, рвут первоцветы целыми охапками, не задумываясь о том, что они недолговечны, и поникнут еще до возвращения людей из леса, или простоят в вазочке совсем немного времени и будут выброшены в мусорное ведро.
Лилейные декоративные
Лилейные лекарственные
Лилейные комнатные
Задание: В кабинете много цветов, найти в кабинете цветы: Хлорофитум, Аспидистра, Сансевьера
Учёные рассчитали, что для комнаты площадью 15-25м2 достаточно 5-7 хорошо развитых растений.
Используя эти данные, сделаем вывод: в кабинете достаточно нужных растений.
Хлорофитум
Чтобы узнать следующие растение, относящиеся к лилейным, отгадаем загадку:
1. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко.
Путь – дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш.)
Я вам хочу рассказать одну историю. Однажды весной ребята собрались в поход. Придя в лес, они наткнулись на опушку леса, где росли прекрасные цветы – ландыши. Девчонки очень обрадовались. Каждая хотела хотя бы несколько цветочков принести в подарок маме. Но только ни одна девочка этого не сделала. Почему?(Дети высказывают своё мнение). Правильно! Это растение редкое, занесенное в Красную книгу. Поэтому их надо охранять!
К лилейным растениям относятся и ценные овощные культуры.
Итак, мы выяснили особенности строения, а теперь давайте узнаем, какое значение имеют лилейные в нашей жизни
Значение | Представители |
1. Декоративные | Лилия, тюльпан |
2. Овощные | Спаржа, репчатый лук, чеснок |
3. Ядовитые | Вороний глаз, ландыш майский |
4. Лекарственные | Вороний глаз, ландыш майский |
Верны ли утверждения: проставьте плюс или минус
1.Относятся к классу Двудольные? | - |
2.Имеют мочковатую корневую систему | + |
3.Число тычинок кратно 3 | + |
4.Стебель-соломина | - |
5.Типичны луковицы или корневища | + |
6.Околоцветник простой | + |
7.Плод -зерновка | - |
8.Плод-ягода или коробочка | + |
9.Жилкование листьев параллельное или дуговое | + |
Рефлексивно-оценочный этап
- Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, удалось ли вам открыть для себя какое-нибудь открытие?
Подведем итоги урока по типу незаконченного предложения
- Главным для меня на уроке было…
- Меня поразило на уроке….
- Теперь я буду знать, что…
- Меня огорчило, что….
- Я рад, что…
- Я хотела(а) бы, чтобы…
- Сегодня на уроке самым познавательным для меня было…
Прием «Букет настроения»
Учитель: - Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе цветынарциссы, если не понравилось, - розу.