Класс птицы
1. Признак приспособленности птиц к полету
1) появление четырёхкамерного сердца 2) роговые щитки на ногах
3) наличие полых костей 4) наличие копчиковой железы
2. Об усложнении организации птиц по сравнению с пресмыкающимися свидетельствует 1) внутреннее оплодотворение 2) наличие желтка в яйце 3) сухая кожа без желёз 4) четырёхкамерное сердце
3. В состав пояса верхних конечностей птиц входит
1) цевка 2) ключица 3) плечевая кость 4) локтевая кость
4. Какие особенности размножения птиц отличают их от пресмыкающихся
1) обилие желтка в яйце 2) откладывание яиц
3) выкармливание потомства 4) внутреннее оплодотворение
5. У птиц, в отличие от пресмыкающихся, в процессе эволюции
1) температура тела стала непостоянной 2) сформировался покров из рогового вещества 3) сформировалось четырёхкамерное сердце
4) размножение стало происходить с помощью яиц
6.Сердце у птиц 1) четырёхкамерное 2) двухкамерное
3) трёхкамерное, с перегородкой в желудочке
4) трёхкамерное, без перегородки в желудочке
7. У птиц артериальная кровь не смешивается с венозной, так как их сердце 1) не имеет клапанов между предсердиями и желудочками
2) не имеет перегородки в желудочке 3) состоит из трёх камер
4) разделено полностью на правую и левую половины
8. Двойное дыхание характерно для 1) насекомых
2) моллюсков 3) млекопитающих 4) птиц
9. Признаком приспособленности птиц к полету НЕ является
1) теплокровность 2) отсутствие зубов 3) наличие киля на грудине
4) отсутствие мочевого пузыря
10. Сигналом к осеннему перелёту насекомоядных птиц служит уменьшение: 1) количества пищи, 2) длины светового дня, влажности воздуха,
4) температуры воздуха.
11. Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как:
1) состоят из ствола и опахала, 2) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью, 3) воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью,
4) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе.
12. Птенцы гнездовых птиц отличаются от выводковых:
1) числом птенцов в выводке, 2) тем, что их птенцы появляются на свет зрячими, опушёнными, могут бегать и самостоятельно находить корм,
3) растянутой во времени откладкой яиц, птенцы из которых появляются почти одновременно, 4) тем, что их птенцы вылупляются слепыми, почти голыми, родители должны кормить их и защищать.
13. Для большинства современных птиц характерны:
1) длинный хвостовой отдел позвоночника, 2) отсутствие грудины,
3) киль на грудине, 4) наличие рёбер в брюшном отделе позвоночника.
14. Прогрессивной чертой, возникшей у птиц в процессе эволюции, является: 1) появление лёгких, 2) два круга кровообращения,
3) постоянная температура тела, 4) появление коры головного мозга.
15. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у:
1) птиц, 2) земноводных, 3) пресмыкающихся, 4) млекопитающих.
16. Вилочка у птиц – это сросшиеся: 1) грудные кости,
2) ключицы, 3) рёбра первой пары, 4) вороньи кости.
17. Птицы отличаются от пресмыкающихся наличием в скелете:
1) шейного отдела позвоночника, 2) крестцового отдела позвоночника,
3) цевки. 4) грудной клетки,
18. Какая особенность строения органов кровообращения птиц, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ, появилась в процессе эволюции? 1) наличие двух кругов кровообращения, 2) полное разделение артериальной и венозной крови, 3) ритмичная работа сердца и автоматия,
4) наличие клапанов между предсердиями и желудочками.
19. Археоптерикса, а в настоящее время протоависа, считают предками:
1) птиц, 2) млекопитающих, 3) летающих рыб, 4) рептилий.
20. Почему самцы птиц часто имеют яркую окраску? 1) привлекает внимание самок своего вида, 2) отпугивает самок другого вида, 3) делает их менее заметными на ярком фоне, 4) отпугивает самцов другого вида.
21. Наиболее высокий уровень обмена веществ характерен для птиц, так как они: 1) расходуют много энергии во время полёта, 2) заселили наземно-воздушную среду обитания, 3) живут в разных природных зонах,
4) питаются растительной и животной пищей.
22. Какой из органов компенсирует отсутствие зубов в клюве птицы?
1) железистый желудок 2) мускульный желудок 3) кишечник с сильно щелочной средой 4) печень
23. Четырёхкамерное сердце у 1) голубя 2) лягушки 3) прыткой ящерицы
4) окуня
24. Что общего в организации птиц и пресмыкающихся?
1) двойное дыхание 2) полное разделение артериальной и венозной крови
3) отсутствие потовых желёз 4) теплокровность
25. Какой цифрой на рисунке обозначен головной мозг голубя?
26. Что общего в организации птиц и пресмыкающихся?
1) двойное дыхание 2) полное разделение артериальной и венозной крови
3) отсутствие потовых желёз 4) теплокровность
27. Почему перья птиц являются хорошим термоизолятором?
1) они располагаются на поверхности тела 2) они обеспечивают обтекаемую форму 3) они имеют множество полостей 4) они обладают эластичностью
28. «Двойное дыхание» существует у 1) хрящевых рыб 2) земноводных
3) млекопитающих 4) птиц
29. Наибольшее развитие мозжечок получил у
1) человека 2) рыб 3) земноводных 4) птиц
30.Признак, имеющийся у голубей, но отсутствующий у крокодилов
1) четырёхкамерное сердце 2) внутреннее оплодотворение
3) теплокровность 4) развитие эмбриона в яйце
31.
Чей мозг изображён на рисунке?
1) голубя 2) кролика 3) хамелеона 4) окуня
32 Установите соответствие между характеристиками и классами животных.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ |
А) к клеткам тела животного поступает смешанная кровь Б) в области грудины имеется киль В) конечности имеют развитую цевку Г) имеют непостоянную температуру тела Д) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке Е) хорошо развита забота о потомстве | 1) Пресмыкающиеся 2) Птицы |
33 Установите соответствие между признаком и классом хордовых животных, для представителей которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК | КЛАСС |
А) отсутствие зубов Б) участие кожи в теплорегуляции В) участие в дыхании воздушных мешков Г) альвеолярное строение лёгких Д) заполнение костных полостей воздухом Е) наличие извилин и борозд в коре больших полушарий | 1) Млекопитающие 2) Птицы |
34 Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела.
ЖИВОТНОЕ | ОСОБЕННОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА |
А) домовый воробей Б) прыткая ящерица В) обыкновенный дельфин Г) нильский крокодил Д) обыкновенный тритон Е) обыкновенный крот | 1) постоянная 2) непостоянная |
35 На рисунках изображены скелет и отпечаток перьев и реконструкция вымершего животного, обитавшего 150–147 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм? Это животное учёные считают переходной формой. Назовите классы, к которым можно отнести изображённое животное. Какие черты внешнего строения позволяют отнести его к этим классам? Геохронологическая таблица
Эры | Периоды |
Название и продолжительность, млн. лет | Возраст (начало эры), млн. лет | Название и продолжительность, млн. лет |
Кайнозойская, 66 | 66 | Четвертичный, 2,58 |
Неоген, 20,45 |
Палеоген, 43 |
Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
Юрский, 56 |
Триасовый, 51 |
Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
Каменноугольный, 60 |
Девонский, 60 |
Силурийский, 25 |
Ордовикский, 41 |
Кембрийский, 56 |
36 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки позволяют отнести птицу Воробьиный сыч к типу Хордовые? 1) нервная система трубчатого типа
2) наличие киля, пряжки и цевки в скелете 3) развитый перьевой покров
4) внутренний осевой скелет 5) сквозной кишечник, располагающийся под хордой 6) воздушные мешки в дыхательной системе
37 Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК | КЛАСС ЖИВОТНЫХ |
A) теплокровность Б) температура тела зависит от температуры окружающей среды B) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землёй Д) характерно двойное дыхание Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются | 1) Птицы 2) Пресмыкающиеся |
38 Какие классы относят к типу хордовых 1) Головоногие и Гидроидные
2) Брюхоногие и Ракообразные 3) Птицы и Млекопитающие 4) Насекомые и Двустворчатые
39 Установите соответствие между признаками и классами позвоночных животных, для которых они характерны.
ПРИЗНАКИ | КЛАССЫ |
А) непостоянная температура тела Б) постоянно интенсивный обмен веществ В) отсутствие мочевого пузыря Г) сердце четырёхкамерное Д) неполная перегородка в желудочке сердца Е) наличие киля | 1) Пресмыкающиеся 2) Птицы |
40 Установите последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Птицы 2) Хордовые
3) Рыбный филин 4) Совиные 5) Позвоночные 6) Филины
41 Установите соответствие между особенностями строения дыхательной системы и классами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ | КЛАСС |
А) имеются воздушные мешки Б) лёгкие имеют губчатое строение В) отношение поверхности кожи к поверхности лёгких 2:3 Г) лёгкие представлены полыми мешками Д) дыхание двойное Е) частично кожное дыхание | 1) Земноводные 2) Птицы |
42 Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.
43 По каким признакам определяется принадлежность археоптерикса к классу птиц? 1) тело покрыто перьями 2) на передних конечностях три пальца с когтями 3) на задних конечностях удлиненная кость — цевка
4) на ногах 4 пальца (три направлены вперед, один — назад) 5) на челюстях зубы 6) грудина небольшая, без киля
44 Какие сходные ароморфозы произошли независимо у птиц и млекопитающих?
45 Какие приспособления к полёту возникают в строении скелета птиц?
46 Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трёх признаков.
47 Рассмотрите скелет птицы, как называются части скелета обозначенные цифрами 1 и 2, какое значение они имеют.
48 Какие основные ароморфозы способствовали появлению на Земле птиц?
Назовите не менее трёх ароморфозов и объясните их.
49 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) губчатые лёгкие 2) наличие волосяного покрова 3) сальные и потовые железы 4) хорошо развитый мозжечок 5) размножение в воде 6) теплокровность
50 Назовите эту птицу и семейство, к которому она принадлежит. Определите по рисунку образ жизни, характер питания и приспособления к образу жизни, который она ведёт.
51 Температура тела у птиц выше, чем у млекопитающих. Какие преимущества это дает птицам и с какими недостатками связано?
52 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
53 Если в процессе эволюции у животного сформировался скелет, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) двойное дыхание 2) теплокровность 3) всё тело покрыто роговыми чешуями 4) размножение с метаморфозом 5) отсутствие мочевого пузыря 6) прямохождение
54 Назовите отличительные признаки пресмыкающихся от птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) смешанность крови 2) непостоянная температура тела 3) сухой роговой покров 4) медленный обмен веществ 5) внутреннее оплодотворение
6) два круга кровообращения
55 Какое значение имеет каждый тип перьев в жизни птиц? Приведите не менее четырёх значений. Ответ поясните.
56 В чем проявляется сходство археоптерикса с пресмыкающимися?
1) тело покрыто перьями 2) имеет длинный хвост 3) задние конечности имеют удлиненную цевку 4) на ногах 4 пальца (три направлены вперед, один — назад)
5) на челюстях имеются зубы 6) пальцы с когтями на передних конечностях
57 Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров.
58 Приспособленность скелета птиц к полету. Указать не менее 4-х признаков.
59 Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция птиц?
60 Какой цифрой на рисунке обозначен головной мозг голубя?
Класс птицы
1. 3
2. 4
3. 2
4. 3
5. 3
6. 1
7. 4
8. 4
9. 1
10. 2
11. 3
12. 4
13. 3
14. 3
15. 1
16. 2
17. 3
18. 2
19. 1
20. 1
21. 1
22. 2
23. 1
24. 3
25. 1
26. 3
27. 3
28. 4
29. 4
30. 3
31. 1
32 122112.
33 212121.
34 121221.
35 1) Эра — Мезозойская; Период — Юрский; 2) к рептилиям животное можно отнести на основании наличия челюсти с зубами, длинного хвоста и развитых пальцев; 3) к птицам животное можно отнести на основании наличия перьевого покрова и крыльев.
36 145
37 12221
38 3
39 122212.
40 251463
41 221121.
42 1) пингвины живут в холодных условиях, поэтому мощный пуховой слой (пуховые перья особого строения) им необходим в качестве термоизоляции;
2) если бы пуховые перья менялись постепенно, это приводило бы к нарушению плотности контурных перьев, что, в свою очередь, приводило к намоканию перьев при плавании; 3) поэтому у пингвинов выработалась смена всех пуховых перьев разом, чтобы период смены был как можно короче
43 134.
44 1) Четырехкамерное сердце, теплокровность. 2) Покровы тела (перьевой, волосяной). 3) Хорошо развитая нервная система.
45 1) Кости полые, заполненные воздухом. 2) Многие кости срастаются.
3) Появляется вырост грудины — киль, к которому крепятся грудные мышцы.
46 1) Четырех−камерное сердце, полное разделение артериальной и венозной крови, что обеспечивает теплокровность и быстрый обмен веществ
2) Легкие с увеличенной площадью (птицы — губчатые; млекопитающие — альвеолярные) 3) Высокоразвитая нервная система (сложные поведенческие реакции)
47 1) Под цифрой один — киль, под цифрой 2 — цевка — приспособление для полета, 2) Киль (вырост грудины) — к нему прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. 3) Цевка (часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись и образовали единую кость) — дополнительная кость для мягких приземлений и обеспечивает способность не падать с веток (или, длинная цевка помогает птице лучше отталкиваться при взлете и бегать по земле).
48 1) Прогрессивное развитие коры мозга и мозжечка обусловило более сложное поведение птиц 2) Появление четырёхкамерного сердца с полным разделением артериального и венозного кровотока привело к теплокровности и интенсивному обмену веществ, а также повсеместному расселению на Земле. 3) Формирование густо пронизанных капиллярами лёгких и наличие воздушных мешков позволило осуществлять вентиляцию при вдохе и выдохе (двойное дыхание), что является приспособлением к полёту
49 146.
50 1) Пеликан, семейство Пеликановые. Хорошо летает, живёт вблизи водоёмов 2) Крупная водоплавающая птица с развитыми плавательными перепонками. 3) Использует клюв со специальным мешком для ловли рыбы
50 1. Высокая температура тела обеспечивает высокий уровень обмена веществ, быстрые сокращения скелетных и сердечной мышц. 2. Высокая температура тела позволяет сократить длительность насиживания яиц. 3. Борьба с инфекционными заболеваниями. Возбудители не могут существовать и размножатся при высокой температуре.
52 125.
52 124.
53 Выделяют контурные, маховые, пуховые и пух, нитиевидные перья.
Контурные перья бывают покровными, рулевыми (находятся на хвосте), маховыми (на крыльях).
54 256.
55 1) особенности строения и функций, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья, быстрое переваривание пищи и др. ; 2) особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4-х камерное сердце, особое строение органов дыхания, потребление большого количества пищи и др. ; 3) развитие центральной нервной системы, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве и др. ).
56 1) Для облегчения скелета кости полые, наполнены воздухом (воздушными мешками). 2) Для облегчения скелета уменьшено количество костей, особенно в крыльях и ногах. 3) Имеется киль для прикрепления мощных летательных мышц. 4) Передние конечности превратились в крылья поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибкую шею. 5) Поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями.
57 1) 4-х камерное сердце с полным разделением крови на артериальную и венозную. Теплокровность, 2) Увеличение площади легких, за счет губчатого строения. Двойное дыхание, 3) Развитие больших полушарий.
58 1