СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Класс птицы- материал для отработки материала и подготовки к итоговой аттестации

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс птицы- материал для отработки материала и подготовки к итоговой аттестации

Просмотр содержимого документа
«Класс птицы- материал для отработки материала и подготовки к итоговой аттестации»

Класс птицы

1. Признак приспособленности птиц к полету

 1) появление четырёхкамерного сердца 2) роговые щитки на ногах

3) наличие полых костей 4) наличие копчиковой железы

2. Об услож­не­нии организации птиц по срав­не­нию с пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся свидетельствует 1) внут­рен­нее оплодотворение 2) на­ли­чие желтка в яйце 3) сухая кожа без желёз 4) четырёхкамерное сердце

3. В состав пояса верхних конечностей птиц входит

 1) цевка 2) ключица 3) плечевая кость 4) локтевая кость

4. Какие осо­бен­но­сти размножения птиц от­ли­ча­ют их от пресмыкающихся

 1) оби­лие желтка в яйце 2) от­кла­ды­ва­ние яиц

3) вы­карм­ли­ва­ние потомства 4) внут­рен­нее оплодотворение

5. У птиц, в от­ли­чие от пресмыкающихся, в про­цес­се эволюции

 1) тем­пе­ра­ту­ра тела стала непостоянной 2) сфор­ми­ро­вал­ся по­кров из ро­го­во­го вещества 3) сфор­ми­ро­ва­лось четырёхкамерное сердце

4) раз­мно­же­ние стало про­ис­хо­дить с по­мо­щью яиц

6.Сердце у птиц 1) четырёхкамерное 2) двухкамерное

3) трёхкамерное, с перегородкой в желудочке

4) трёхкамерное, без перегородки в желудочке

7. У птиц ар­те­ри­аль­ная кровь не сме­ши­ва­ет­ся с венозной, так как их сердце 1) не имеет кла­па­нов между пред­сер­ди­я­ми и желудочками

2) не имеет пе­ре­го­род­ки в желудочке 3) со­сто­ит из трёх камер

4) раз­де­ле­но пол­но­стью на пра­вую и левую половины

8. Двойное дыхание характерно для  1) насекомых

2) моллюсков 3) млекопитающих 4) птиц

9. Признаком при­спо­соб­лен­но­сти птиц к по­ле­ту НЕ является

 1) теплокровность 2) отсутствие зубов 3) наличие киля на грудине

4) отсутствие мо­че­во­го пузыря

10. Сигналом к осеннему перелёту насекомоядных птиц служит уменьшение: 1) количества пищи, 2) длины светового дня, влажности воздуха,

4) температуры воздуха.

11. Перья спо­соб­ству­ют сохранению тепла в теле птицы, так как:

 1) со­сто­ят из ство­ла и опахала, 2) воздух, ко­то­рый находится между ними, об­ла­да­ет большой теплопроводностью, 3) воздух, ко­то­рый находится между ними, об­ла­да­ет малой теплопроводностью,

4) они сма­за­ны маслянистой жидкостью, ко­то­рая образуется в коп­чи­ко­вой железе.

12. Птенцы гнездовых птиц от­ли­ча­ют­ся от выводковых:

 1) чис­лом птенцов в выводке, 2) тем, что их птен­цы появляются на свет зрячими, опушёнными, могут бе­гать и са­мо­сто­я­тель­но находить корм,

3) рас­тя­ну­той во вре­ме­ни откладкой яиц, птен­цы из ко­то­рых появляются почти одновременно, 4) тем, что их птен­цы вылупляются слепыми, почти голыми, ро­ди­те­ли должны кор­мить их и защищать.

13. Для большинства современных птиц характерны:

 1) длинный хвостовой отдел позвоночника, 2) отсутствие грудины,

3) киль на грудине, 4) наличие рёбер в брюшном отделе позвоночника.

14. Прогрессивной чертой, возникшей у птиц в процессе эволюции, является: 1) появление лёгких, 2) два круга кровообращения,

3) постоянная температура тела, 4) появление коры головного мозга.

15. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у:

 1) птиц, 2) земноводных, 3) пресмыкающихся, 4) млекопитающих.

16. Вилочка у птиц – это сросшиеся:  1) грудные кости,

2) ключицы, 3) рёбра первой пары, 4) вороньи кости.

17. Птицы отличаются от пресмыкающихся наличием в скелете:

 1) шейного отдела позвоночника, 2) крестцового отдела позвоночника,

3) цевки. 4) грудной клетки,

18. Какая особенность строения органов кровообращения птиц, обеспечивающая высокий уровень обмена веществ, появилась в процессе эволюции? 1) наличие двух кругов кровообращения, 2) полное разделение артериальной и венозной крови, 3) ритмичная работа сердца и автоматия,

4) наличие клапанов между предсердиями и желудочками.

19. Археоптерикса, а в на­сто­я­щее время протоависа, счи­та­ют предками:

 1) птиц, 2) млекопитающих, 3) ле­та­ю­щих рыб, 4) рептилий.

20. Почему самцы птиц часто имеют яркую окраску? 1) привлекает вни­ма­ние самок сво­е­го вида, 2) отпугивает самок дру­го­го вида, 3) делает их менее за­мет­ны­ми на ярком фоне, 4) отпугивает сам­цов дру­го­го вида.

21. Наиболее высокий уровень обмена веществ характерен для птиц, так как они: 1) расходуют много энергии во время полёта, 2) заселили наземно-воздушную среду обитания, 3) живут в разных природных зонах,

4) питаются растительной и животной пищей.

22. Какой из органов компенсирует отсутствие зубов в клюве птицы?

 1) железистый желудок 2) мускульный желудок 3) кишечник с сильно щелочной средой 4) печень

23. Четырёхкамерное сердце у  1) голубя 2) лягушки 3) прыткой ящерицы

4) окуня

24. Что общего в организации птиц и пресмыкающихся?

 1) двойное дыхание 2) полное разделение артериальной и венозной крови

3) отсутствие потовых желёз 4) теплокровность

25. Какой цифрой на рисунке обозначен головной мозг голубя?

 

26. Что об­ще­го в ор­га­ни­за­ции птиц и пресмыкающихся?

 1) двойное дыхание 2) полное раз­де­ле­ние ар­те­ри­аль­ной и ве­ноз­ной крови

3) отсутствие по­то­вых желёз 4) теплокровность

27. Почему перья птиц яв­ля­ют­ся хо­ро­шим термоизолятором?

 1) они рас­по­ла­га­ют­ся на по­верх­но­сти тела 2) они обес­пе­чи­ва­ют об­те­ка­е­мую форму 3) они имеют мно­же­ство полостей 4) они об­ла­да­ют эластичностью

28. «Двойное дыхание» су­ще­ству­ет у  1) хря­ще­вых рыб 2) земноводных

3) мле­ко­пи­та­ю­щих 4) птиц

29. Наибольшее раз­ви­тие моз­же­чок по­лу­чил у

 1) человека 2) рыб 3) земноводных 4) птиц

30.Признак, име­ю­щий­ся у голубей, но от­сут­ству­ю­щий у крокодилов

 1) четырёхкамерное сердце 2) внутреннее оплодотворение

3) теплокровность 4) раз­ви­тие эм­бри­о­на в яйце

31.  Чей мозг изображён на рисунке?

 1) голубя 2) кролика 3) хамелеона 4) окуня

32 Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и клас­са­ми животных.

 ХАРАКТЕРИСТИКИ

КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ

А) к клет­кам тела жи­вот­но­го поступает

смешанная кровь

Б) в об­ла­сти гру­ди­ны име­ет­ся киль

В) ко­неч­но­сти имеют раз­ви­тую цевку

Г) имеют не­по­сто­ян­ную тем­пе­ра­ту­ру тела

Д) серд­це трёхкамерное с не­пол­ной пе­ре­го­род­кой в желудочке

Е) хо­ро­шо раз­ви­та за­бо­та о потомстве

1) Пресмыкающиеся

2) Птицы

 33 Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и клас­сом хор­до­вых животных, для пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го этот при­знак характерен.

 ПРИЗНАК

КЛАСС

А) от­сут­ствие зубов

Б) уча­стие кожи в теплорегуляции

В) уча­стие в ды­ха­нии воз­душ­ных мешков

Г) аль­вео­ляр­ное стро­е­ние лёгких

Д) за­пол­не­ние кост­ных по­ло­стей воздухом

Е) на­ли­чие из­ви­лин и бо­розд в коре

больших полушарий

1) Млекопитающие

2) Птицы

 

34 Установите со­от­вет­ствие между по­зво­ноч­ным жи­вот­ным и осо­бен­но­стью тем­пе­ра­ту­ры его тела.

 ЖИВОТНОЕ

ОСОБЕННОСТЬ ТЕМ­ПЕ­РА­ТУ­РЫ ТЕЛА

А) до­мо­вый воробей

Б) прыт­кая ящерица

В) обык­но­вен­ный дельфин

Г) ниль­ский крокодил

Д) обык­но­вен­ный тритон

Е) обык­но­вен­ный крот

1) постоянная

2) непостоянная

 35 На рисунках изображены скелет и отпечаток перьев и реконструкция вымершего животного, обитавшего 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм? Это животное учёные считают переходной формой. Назовите классы, к которым можно отнести изображённое животное. Какие черты внешнего строения позволяют отнести его к этим классам? Геохронологическая таблица 

Эры

Периоды

Название
и продолжительность,
млн. лет

Возраст
(начало эры), млн. лет

Название
и продолжительность,
млн. лет

Кайнозойская, 66

66

Четвертичный, 2,58

Неоген, 20,45

Палеоген, 43

Мезозойская, 186

252

Меловой, 79

Юрский, 56

Триасовый, 51

Палеозойская, 289

541

Пермский, 47

Каменноугольный, 60

Девонский, 60

Силурийский, 25

Ордовикский, 41

Кембрийский, 56

36 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки позволяют отнести птицу Воробьиный сыч к типу Хордовые?  1) нервная система трубчатого типа

2) наличие киля, пряжки и цевки в скелете 3) развитый перьевой покров

4) внутренний осевой скелет 5) сквозной кишечник, располагающийся под хордой 6) воздушные мешки в дыхательной системе

37 Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.

 ПРИЗНАК

КЛАСС ЖИВОТНЫХ

A) теплокровность

Б) температура тела зависит от температуры окружающей среды

B) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения

Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землёй

Д) характерно двойное дыхание

Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются

1) Птицы

2) Пресмыкающиеся

 38 Какие клас­сы относят к типу хордовых 1) Го­ло­во­но­гие и Гидроидные

2) Брю­хо­но­гие и Ракообразные 3) Птицы и Млекопитающие 4) На­се­ко­мые и Двустворчатые

39 Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и клас­са­ми по­зво­ноч­ных животных, для ко­то­рых они характерны.

 ПРИЗНАКИ

КЛАССЫ

А) не­по­сто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра тела

Б) по­сто­ян­но ин­тен­сив­ный обмен веществ

В) от­сут­ствие мо­че­во­го пузыря

Г) серд­це четырёхкамерное

Д) не­пол­ная пе­ре­го­род­ка в же­лу­доч­ке сердца

Е) на­ли­чие киля

1) Пресмыкающиеся

2) Птицы

 40 Установите последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Птицы 2) Хордовые

3) Рыбный филин 4) Совиные 5) Позвоночные 6) Филины

41 Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния ды­ха­тель­ной си­сте­мы и классами, для ко­то­рых эти осо­бен­но­сти характерны.

 ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

КЛАСС

А) име­ют­ся воз­душ­ные мешки

Б) лёгкие имеют губ­ча­тое строение

В) от­но­ше­ние по­верх­но­сти кожи к по­верх­но­сти лёгких 2:3

Г) лёгкие пред­став­ле­ны по­лы­ми мешками

Д) ды­ха­ние двойное

Е) ча­стич­но кож­ное дыхание

1) Земноводные

2) Птицы

42 Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.

43 По каким признакам определяется принадлежность археоптерикса к классу птиц? 1) тело покрыто перьями 2) на передних конечностях три пальца с когтями 3) на задних конечностях удлиненная кость — цевка

4) на ногах 4 пальца (три направлены вперед, один — назад) 5) на челюстях зубы 6) грудина небольшая, без киля

44 Какие сходные ароморфозы произошли независимо у птиц и млекопитающих?

45 Какие приспособления к полёту возникают в строении скелета птиц?

46 Птицы и мле­ко­пи­та­ю­щие до­стиг­ли в эво­лю­ции боль­шо­го успе­ха в осво­е­нии наземно-воздушной среды по срав­не­нию с дру­ги­ми позвоночными. Объясните, какие общие черты их ор­га­ни­за­ции этому способствовали. При­ве­ди­те не менее трёх признаков.

47 Рассмотрите скелет птицы, как называются части скелета обозначенные цифрами 1 и 2, какое значение они имеют.

48 Какие основные ароморфозы способствовали появлению на Земле птиц?

Назовите не менее трёх ароморфозов и объясните их.

49 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны

 1) губчатые лёгкие 2) наличие волосяного покрова 3) сальные и потовые железы 4) хорошо развитый мозжечок 5) размножение в воде 6) теплокровность

50 Назовите эту птицу и семейство, к которому она принадлежит. Определите по рисунку образ жизни, характер питания и приспособления к образу жизни, который она ведёт.

51 Температура тела у птиц выше, чем у млеко­питающих. Какие преимущества это дает птицам и с какими недостатками связано?

52 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

53 Если в процессе эволюции у животного сформировался скелет, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны

1) двойное дыхание 2) теплокровность 3) всё тело покрыто роговыми чешуями 4) размножение с метаморфозом 5) отсутствие мочевого пузыря 6) прямохождение

54 Назовите отличительные признаки пресмыкающихся от птиц? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 1) смешанность крови 2) непостоянная температура тела 3) сухой роговой покров 4) медленный обмен веществ 5) внутреннее оплодотворение

6) два круга кровообращения

55 Какое значение имеет каждый тип перьев в жизни птиц? Приведите не менее четырёх значений. Ответ поясните.

56 В чем проявляется сходство археоптерикса с пресмыкающимися?

 1) тело покрыто перьями 2) имеет длинный хвост 3) задние конечности имеют удлиненную цевку 4) на ногах 4 пальца (три направлены вперед, один — назад)

5) на челюстях имеются зубы 6) пальцы с когтями на передних конечностях

57 Какие аро­мор­фо­зы позволили пти­цам широко рас­про­стра­нить­ся в наземно-воздушной среде обитания? Ука­жи­те не менее трёх примеров.

58 Приспособленность скелета птиц к полету. Указать не менее 4-х признаков.

59 Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция птиц?

60 Какой цифрой на рисунке обозначен головной мозг голубя?

 

























Класс птицы

1.  3

2.  4

3.  2

4.  3

5.  3

6.  1

7.  4

8.  4

9.  1

10.  2

11.  3

12.  4

13.  3

14.  3

15.  1

16.  2

17.  3

18.  2

19.  1

20.  1

21.  1

22.  2

23.  1

24.  3

25.  1

26.  3

27.  3

28.  4

29.  4

30.  3

31. 1

32  122112.

33  212121.

34 121221.

35 1) Эра — Мезозойская; Период — Юрский; 2) к рептилиям животное можно отнести на основании наличия челюсти с зубами, длинного хвоста и развитых пальцев; 3) к птицам животное можно отнести на основании наличия перьевого покрова и крыльев.

36  145

37 12221

38  3

39 122212.

40  251463

41 221121.

42 1) пингвины живут в холодных условиях, поэтому мощный пуховой слой (пуховые перья особого строения) им необходим в качестве термоизоляции;

2) если бы пуховые перья менялись постепенно, это приводило бы к нарушению плотности контурных перьев, что, в свою очередь, приводило к намоканию перьев при плавании; 3) поэтому у пингвинов выработалась смена всех пуховых перьев разом, чтобы период смены был как можно короче

43  134.

44 1) Четырехкамерное сердце, теплокровность. 2) Покровы тела (перьевой, волосяной). 3) Хорошо развитая нервная система.

45 1) Кости полые, заполненные воздухом. 2) Многие кости срастаются.

3) Появляется вырост грудины — киль, к которому крепятся грудные мышцы.

46 1) Четырех−камерное сердце, пол­ное раз­де­ле­ние ар­те­ри­аль­ной и ве­ноз­ной крови, что обес­пе­чи­ва­ет теп­ло­кров­ность и быст­рый обмен веществ

2) Легкие с увеличенной площадью (птицы — губчатые; млекопитающие — альвеолярные) 3) Вы­со­ко­раз­ви­тая нерв­ная си­сте­ма (сложные по­ве­ден­че­ские реакции)

47 1) Под цифрой один — киль, под цифрой 2 — цевка — приспособление для полета, 2) Киль (вырост грудины) — к нему прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. 3) Цевка (часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись и образовали единую кость) — дополнительная кость для мягких приземлений и обеспечивает способность не падать с веток (или, длинная цевка помогает птице лучше отталкиваться при взлете и бегать по земле).

 48 1) Прогрессивное развитие коры мозга и мозжечка обусловило более сложное поведение птиц 2) Появление четырёхкамерного сердца с полным разделением артериального и венозного кровотока привело к теплокровности и интенсивному обмену веществ, а также повсеместному расселению на Земле. 3) Формирование густо пронизанных капиллярами лёгких и наличие воздушных мешков позволило осуществлять вентиляцию при вдохе и выдохе (двойное дыхание), что является приспособлением к полёту

49 146.

50 1) Пеликан, семейство Пеликановые. Хорошо летает, живёт вблизи водоёмов 2) Крупная водоплавающая птица с развитыми плавательными перепонками. 3) Использует клюв со специальным мешком для ловли рыбы

50 1. Высокая температура тела обеспечивает высокий уровень обмена веществ, быстрые сокращения скелетных и сердечной мышц. 2. Высокая температура тела позволяет сократить длительность насиживания яиц. 3. Борьба с инфекционными заболеваниями. Возбудители не могут существовать и размножатся при высокой температуре.

52  125.

 52 124.

53 Выделяют контурные, маховые, пуховые и пух, нитиевидные перья.

 Контурные перья бывают покровными, рулевыми (находятся на хвосте), маховыми (на крыльях).

 54 256.

55 1) осо­бен­но­сти строения и функций, свя­зан­ные с полетом: полые кости, пре­вра­ще­ние передних ко­неч­но­стей в крылья, быст­рое переваривание пищи и др. ; 2) особенности, обес­пе­чив­шие высокий уро­вень обмена ве­ществ и теплокровность: 4-х ка­мер­ное сердце, осо­бое строение ор­га­нов дыхания, по­треб­ле­ние большого ко­ли­че­ства пищи и др. ; 3) раз­ви­тие центральной нерв­ной системы, слож­ное поведение (перелеты, за­бо­та о потом­стве и др. ).

56 1) Для облегчения скелета кости полые, наполнены воздухом (воздушными мешками). 2) Для облегчения скелета уменьшено количество костей, особенно в крыльях и ногах. 3) Имеется киль для прикрепления мощных летательных мышц. 4) Передние конечности превратились в крылья поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибкую шею. 5) Поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями.

57 1) 4-х камерное сердце с полным разделением крови на артериальную и венозную. Теплокровность, 2) Увеличение площади легких, за счет губчатого строения. Двойное дыхание, 3) Развитие больших полушарий.

 58  1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс