Подготовила учитель биологии и химии
МБОУ г. Горловки «Школа № 48»
Белодед Людмила Петровна
ТЕМА: «КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ.
ОТРЯДЫ: БЕЗНОГИЕ, ХВОСТАТЫЕ, БЕСХВОСТЫЕ»
Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.
Тип урока: комбинированный.
Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.
Используемые формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная, применялся дифференцированный подход.
Оборудование:
-
таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Развитие. Многообразие»;
-
демонстрационный материал: скелет лягушки;
-
влажные препараты: размножение лягушки;
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Вариант 1
А1. Чем покрыто тело рыбы?
-
Мехом
-
Кожей
-
Плавниками
-
Хрящами.
А2. Какое у рыбы сердце?
-
Двухкамерное
-
Однокамерное
-
Трёхкамерное
-
Отсутствует.
А3. Какой орган выделения у рыб отсутствует?
-
Почки
-
Мочеточники
-
Мочевой пузырь
-
Парные трубочки
А4. Какой орган есть только у большинства костных рыб?
-
Плавательный пузырь
-
Жабры
-
Хорда
-
Почка
В1. Как можно определить возраст рыбы?
В2. На какие два класса подразделяется надкласс рыбы?
Вариант 2
А1. Какие плавники рыб относятся к парным?
-
Спинные
-
Хвостовые
-
Подхвостовые
-
Грудные.
А2. Сколько кругов кровообращения у рыб?
-
Один
-
Два
-
Три
-
Нет вообще.
А3. Какого органа нет у хрящевых рыб?
-
Хорды
-
Жабр
-
Плавательного пузыря
-
Позвоночника
А4. Как называется перемещение рыб на большие расстояния?
-
Переселение
-
Эмиграция
-
Миграция
-
Иммиграция
В1. Что является органом слуха у рыб?
В2. Закончи предложение. Сердце рыбы состоит из предсердия и …..
ОТВЕТЫ
Вариант 1 | Вариант 2 |
А1 - 2 | А1 - 4 |
А2 - 1 | А2 - 1 |
А3 – 4 | А3 – 3 |
А4 - 1 | А4 - 3 |
В1 – по годичным кольцам на чешуе | В1 – внутреннее ухо |
В2 – хрящевые, костные | В2 – желудочка |
Вопросы на «5»:
-
Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?
-
Покажите отделы тела и плавники рыб.
-
Перечислите особенности размножения рыб.
-
Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?
Вопросы на «4»:
-
Перечислите известные вам отряды костных рыб.
-
Перечислите представителей костных рыб.
-
Перечислите представителей хрящевых рыб.
-
Почему осетровые рыбы очень ценятся?
Вопросы на «3»:
-
Каково хозяйственное значение рыб?
-
Каких рыб своей местности вы знаете?
МОТИВАЦИЯ: Звучат голоса земноводных.
А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока.
Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных.
Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.
Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)
Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.
Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые».
Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.
Что вы знаете о земноводных? (Класс делится на 2 группы, каждая из которых записывает всё, что знает о земноводных. Заслушивается одна из групп, а вторая добавляет то, что не было сказано первой, таким образом, формируется коллективное мнение).
Ребята, а что бы вы ещё хотели бы узнать о земноводных?
Определить цели и задачи урока учащимся помогают картинки, проецируемые на экран.
III. Изучение нового материала
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.
-
Общая характеристика
Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?
Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.
Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.
Задание 1. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.
Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.
-
Отделы тела - голова, туловище, конечности.
-
Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
-
Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
-
Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды
-
Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.
-
Среда обитания - суша, вода
-
На суше - во взрослом состоянии.
-
В воде - размножение, рост, развитие.
2) Скелет лягушки
Задание 2. Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13. Найдите эти кости на демонстрационном материале скелета лягушки.
Сравните скелет рыбы и лягушки. Выявите черты сходства и отличия.
3) Внутреннее строение
Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
-
В каких органах происходит обогащение крови кислородом?
-
Перечислите органы пищеварительной системы.
-
Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.
-
Сколько кругов кровообращения?
-
Чем представлена выделительная система?
Проблемные задачи:
-
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
-
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
4) Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (рассказ учителя с использованием слайдов); показ влажного препарата «Развитие земноводных».
5) Классификация земноводных – рассказ учителя с использованием слайдов.
6) Значение Земноводных. Ребята, а что вы знаете о значении Земноводных? (ответы детей), показ слайдов. Памятники лягушке: в Париже, Токио, В Бостоне, В Москве, В Казани.
7) Охрана Земноводных
А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:
Спи, царевич мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Я тебе на сон грядущий
Песенку спою
Я спою о том, как гибнет
Наш несчастный род,
Проживая жизнь в болотах,
Полную невзгод.
Бьют камнями нас мальчишки –
Просто так, зазря.
Убежать от них, укрыться
Нам почти нельзя.
Нет зубов, не можем бегать,
Нам нельзя летать.
Вынуждены мы громко квакать
И лишь мух хватать.
Часто губят нас напрасно,
Не думая о том,
Что Земля – планета наша –
То наш общий дом.
Численность многих земноводных в последнее время сокращается, поэтому их необходимо охранять.
IV. Закрепление изученного материала
Задание 1. Вставьте пропущенные слова:
-
Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)
-
Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)
-
Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)
-
Амфибии первыми встали…. (на ноги)
-
У них есть позвоночник, они первыми научились…(поворачивать голову)
-
Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)
-
Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они превратились в…(слюнтяев)
-
В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)
-
Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)
Задание 2. Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».
1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные живут в морях. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
Задание 3. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:
1. обтекаемая форма тела,
2. жаберное дыхание,
3. два круга кровообращения,
4. слизистая кожа,
5. легочное дыхание,
6. развитие яиц в воде,
7. наличие барабанных перепонок,
8. развитие с метаморфозом,
9. пятипалая конечность,
10. наличие внутреннего уха,
11. слюнные железы.
Признаки рыб | Признаки земноводных |
| |
Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11
Задание 4. «Чёрный ящик».
В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты - сконструировал Луи де Корле в 1929 г. и ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).
Рекорды Земноводных
-
Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.
-
Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.
-
Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
-
Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания.
-
Домашнее задание
Изучите п. 20, ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:
-
Биологическую сказку о Земноводных.
-
Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».
-
Интересные сообщения о лягушках.
-
Рисунки с изображением Амфибий.
VI. Рефлексия
- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что вызвало у вас трудности?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую важную роль в природе!