Данная программа рекомендуется для занятий подростков с одиннадцати лет, т. к. только к этому возрасту достаточно подрастает кисть руки, и ребенок может без осложнений справиться с заданиями на инструменте. Процесс обучения опирается на разнообразный песенный материал, включающий песни, романсы, народные и авторские произведения. Любой ребенок, независимо от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь, только с разной скоростью будет идти к заданной цели. Поэтому большая часть времени отводится на индивидуальные занятия, на которых решаются проблемы индивидуального порядка, возникающие у детей в процессе обучения. Раз в неделю на один час ребята встречаются на групповых занятиях, на которых происходит знакомство с творчеством авторов песен, дается теоретический материал. На таких занятиях дети могут учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента и исполнении песен.
Просмотр содержимого документа
«Классическая гитара»
Календарный план на 2016 - 2018 уч.год
I год обучения
№ | Тема | Кол-во часов |
Теория | практика | всего |
1. | Введение. Знакомство с историей создания гитары. Виды гитар и струн. Правила по уходу за гитарой. | 1 | | 1 |
2. | Понятие о звуке, тембре, регистре. Звукоряд. Основные ступени. Октавы. Музыкальный строй. Что такое альтерация? Знаки альтерации. | 1 | | 1 |
3. | Буквенное обозначение звуков. Тон. Полутон. Тональности (одноименные и параллельные) | 1 | | 1 |
4. | Длительности звуков и пауз. Дополнительные знаки, увеличивающие длительности нот. Знаки повторения: реприза, сенио, вольта и т.д. | 1 | | 1 |
5. | Ритм. Метр. Такт. Синкопа. Простые и сложные размеры. | 1 | | 1 |
6. | Названия ступеней. Что такое ключ. Виды ключей (скрипичный, басовый, альтовый, теноровый). Ключевые и случайные знаки. Что такое темп? Виды темпов. | 1 | | 1 |
7. | Виды ритмического деления(четное, нечетное) Что такое триоль, квинтоль, секстоль и септоль? Интервалы (гармонические, мелодические, простые и составные) Величина интервалов. Что такое консонанс и диссонанс? Обращение интервалов. Характерные интервалы. | 1 | | 1 |
8. | Аккорды. Что такое трезвучие? Виды трезвучия (мажорное, минорное, главное и побочное). Что такое септаккорды? Обращения аккордов. | 1 | | 1 |
9. | Хроматизм. Членение мелодии. Что такое каденция. Виды каденции. Виды периодов. Что такое транспозиция. Виды транспозиции. | 1 | | 1 |
10. | Условные обозначения струн. Аппликатура. Строение гитары. | 1 | | 1 |
11. | Посадка и постановка рук. Упражнения на развитие правой - игра на счет 1и2и, 1и2и3и, 1и2и3и4и поочерёдно переставляя пальцы i,m. Упражнения на развитие левой руки – хроматическая гамма со счетом. | | 2 | 2 |
12. | Звукоряд в I-позиции. Разбор и игра с разными ритмическими рисунками. | | 4 | 4 |
13. | Пьесы в I-позиции, разного характера, длительностей и темпа. Разбор, и разучивание. Игра на память без нот. Пойду ли я, выйду ли я | | 3 | 12 |
Ты пойди моя коровушка домой | | 3 |
Птичка | | 3 |
Во саду ли, в огороде. | | 3 |
14. | Разбор и разучивание гаммы C-dur. Игра различными ритмическими рисунками | | 6 | 6 |
15. | Упражнения на всех струнах для развития техники арпеджио, аккордовой техники, игра пальцами - p, i, m, a. | | 5 | 5 |
16. | Разбор и разучивание гаммы a-moll. Игра различными ритмическими рисунками | | 6 | 6 |
17. | Разбор и разучивание этюдов на разную технику исполнения: Этюд №4 А.Иванов – Крамской | | 5 | 10 |
Этюд №12 Д.Агуадо | | 5 |
18. | Прослушивание гамм и этюдов | | 1 | 1 |
19. | Разбор и разучивание пьес разной техники сложности с использованием баса(аккордовая техника) «Андантино» М.Каркасси | | 5 | 15 |
«Ой ты дивчина» У.Н.П. | | 5 |
«Ригодон» Ф.Рамо | | 5 |
20. | Итоговое прослушивание пьес | | 1 | 1 |
| Итого | 10 | 62 | 72 |
| | | | |
Утверждаю:
Директор ДОЦ
_________________Ташбаева С.А.
«__»________20__г.
Календарно-тематический план
На 2015-2016 учебный год
Студия «Гитара»
Руководитель: Марущенко А.В.
Пояснительная записка
Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в воспитании детей и юношества.
Гитара всегда пользовалась огромной популярностью в молодежной среде. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для молодежи личностный смысл. Это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. В занятиях гитарой ребята находят альтернативу пошлости, пустому времяпрепровождению, обособлению от нравственно- эстетического опыта старших. Они создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников, усиливают проникновение образцов « Золотого фонда» отечественной песенной культуры в молодежную среду,
Данная программа рекомендуется для занятий подростков с одиннадцати лет, т. к. только к этому возрасту достаточно подрастает кисть руки, и ребенок может без осложнений справиться с заданиями на инструменте. Процесс обучения опирается на разнообразный песенный материал, включающий песни, романсы, народные и авторские произведения. Любой ребенок, независимо от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь, только с разной скоростью будет идти к заданной цели. Поэтому большая часть времени отводится на индивидуальные занятия, на которых решаются проблемы индивидуального порядка, возникающие у детей в процессе обучения. Раз в неделю на один час ребята встречаются на групповых занятиях, на которых происходит знакомство с творчеством авторов песен, дается теоретический материал. На таких занятиях дети могут учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента и исполнении песен.
ЦЕЛЬ программы: развить творческие способности детей, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению, осуществляя нравственно-эстетическое воспитание детей средствами и возможностями музыкального искусства, посредством игры на инструменте, изучения музыкальной культуры.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
Изучение инструмента; обучение ребенка основным приемам игры на
шестиструнной гитаре.
Сообщение элементарных сведений по теории музыки, способствующих
освоению музыкальной грамоты.
Развитие слуха, голоса, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти;
вовлечение детей в мир прекрасных песен и романсов.
Развитие трудолюбия, коллективизма и ответственности; формирование
нравственно- эстетических норм межличностных взаимоотношений, навыков
поведения и работы в коллективе.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Воспитать активного участника в общественно- полезной деятельности,
Выработать у детей социально ценные навыки поведения, общения,
группового согласованного действия.
3. Создать условия для освоения азов этикета и эстетики.
Программа рассчитана на 72часа. 10 часов в неделю. Из них 1 час- групповое
занятие, 2 часа- индивидуальные занятия.
Календарный план на 2016 - 2018 уч.год
II год обучения
№ | Тема | Кол-во часов |
теория | практика | всего |
1 | Повторение пройденного материала | | 1 | 1 |
2 | Аккордовая техника. Прием баррэ. Малое баррэ, большое баррэ. | 1 | | 1 |
Разбор и разучивание Произведений на технику баррэ: А.Иванов-Крамской «Прелюдия» | | 6 | 24 |
Ф.Сор «Этюд» (ор.31,№3) | | 6 |
М.Каркасси «Andante» №115 | | 6 |
М.Каркасси «Этюд» №8 | | 6 |
Прослушивание пьес на технику баррэ | | 1 | 1 |
3 | Синкопа, стаккато и легато | 1 | | 1 |
Разбор и разучивание произведений на синкопу, стакатто и легато: Ю.Шилин «Первое танго» | | 6 | 18 |
Ю.Шилин «Черные глаза» | | 6 |
Ю.Шилин «Тарантелла» | | |
Прослушивание пьес на технику стаккато и легато | | 1 | 1 |
4 | Позиции | 1 | | 1 |
Разбор и разучивание Гамм G-dur с использованием различных ритмических рисунков(дуоли, триоли, квартоли, синкопа и стаккато) | | 5 | 10 |
Разбор и разучивание Гамм e-moll с использованием различных ритмических рисунков(дуоли, триоли, квартоли, синкопа и стаккато) | | 5 |
| Прослушивание гамм и этюдов | | 1 | 1 |
Разбор и разучивание пьес в позициях: С.Сайказ «Менуэт» | | 6 | |
Х.Сагрерас «Вальс» | | 6 |
Прослушивание пьес в позициях | | 1 | 1 |
| Итого: | 3 | 69 | 72 |