Классификация форм обучения. Характеристика основных форм дополнительного образования.
- Современный словарь по педагогике предлагает следующее определение:
«форма обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме»
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
1. Классификация форм по получения образования:
- Очная
- Заочная
- Вечерне – сменная и т.д.
- В том числе и самообразование
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
2. Классификация форм обучения по количеству образовательных учреждений , в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу:
- Обычный вариант ( более распространенный); одна образовательная программа - одно образовательное учреждение
- Другие варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
3. Классификация форм по системам обучения ( систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образование , общего среднего образования , среднего профессионального образования и т.д.)
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
3.1. Классификация по участию или не участию педагога ( педагогов) в процессе учения
3.1.1. Самоучение (самообразование) – целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью, без участия педагога.
3.1.2. Самостоятельная учебная работа – можно сказать высшая форма учебной деятельности (так же как и самоучение).
3.1.3. Учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить на индивидуализированные системы обучения и коллективные системы.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
3.2. Индивидуализированные формы (системы) :
- Индивидуальная форма обучения.
- Индивидуально – групповая форма обучения.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
3.3 Коллективные системы обучения:
- Коллективно классно – урочная форма обучения.
- Лекционно– семинарская система обучения.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
4. Классификация форм (систем) обучения по механизму декомпозиции (разбиения) содержания обучения.
- Дисциплинарный механизм.
- Комплексный механизм (комплексная система обучения).
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
5. Классификация форм обучения по основанию непосредственного и опосредованного общения обучающихся с педагогом и/или учебным материалом:
- Обычный, традиционный вариант – обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него перед глазами есть книги и другие средства обучения;
- Другой, сравнительно новый и перспективный вариант – опосредованное общение с педагогом и средствами обучения.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
6. Классификация форм обучения по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие :
- Обычный, традиционный вариант: одно занятие - один педагог.
- Одно занятие – два и более педагогов : бинарные уроки, когда два педагога проводят одно занятие.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
7. Классификация форм обучения по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся :
- Обычный, традиционный вариант – один педагог ведет учебную дисциплину постоянно и целиком.
- Другой вариант – для проведения отдельных разовых занятий приглашаются другие педагоги.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
8. Классификация форм обучения по основанию «монолог – диалог» :
- Традиционный вариант – монологическое обучение: педагог говорит, показывает -все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок – педагог и все остальные учащиеся слушают.
- Диалогические формы занятий, в том числе и интерактивные формы учения – обучения, которое происходит в процессе обмена информацией, мнениями между субъектами учебного процесса.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
9. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий:
- Стационарные занятия проводятся в одном и том же месте – в школе, университете и т.д.
- Выездные занятия – экскурсии , выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
10. Классификация форм занятий по их целевой направленности:
Вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы,тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а так же самооценивание обучающимися
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:
11. Классификация форм обучения по по видам учебных занятий:
Урок , лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д.