СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация форм обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классификация форм обучения»

Классификация форм обучения. Характеристика основных форм дополнительного образования.

Классификация форм обучения. Характеристика основных форм дополнительного образования.

Современный словарь по педагогике предлагает следующее определение:  «форма обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» 
  • Современный словарь по педагогике предлагает следующее определение:

«форма обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» 

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 1. Классификация форм по получения образования: Очная Заочная Вечерне – сменная и т.д. В том числе и самообразование

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

1. Классификация форм по получения образования:

  • Очная
  • Заочная
  • Вечерне – сменная и т.д.
  • В том числе и самообразование

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 2. Классификация форм обучения по количеству образовательных учреждений , в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу: Обычный вариант ( более распространенный); одна образовательная программа - одно образовательное учреждение Другие варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

2. Классификация форм обучения по количеству образовательных учреждений , в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу:

  • Обычный вариант ( более распространенный); одна образовательная программа - одно образовательное учреждение
  • Другие варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 3. Классификация форм по системам обучения ( систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образование , общего среднего образования , среднего профессионального образования и т.д.)

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

3. Классификация форм по системам обучения ( систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образование , общего среднего образования , среднего профессионального образования и т.д.)

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 3.1. Классификация по участию или не участию педагога ( педагогов) в процессе учения  3.1.1. Самоучение (самообразование) – целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью, без участия педагога. 3.1.2. Самостоятельная учебная работа – можно сказать высшая форма учебной деятельности (так же как и самоучение). 3.1.3. Учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить на индивидуализированные системы обучения и коллективные  системы.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

3.1. Классификация по участию или не участию педагога ( педагогов) в процессе учения

3.1.1. Самоучение (самообразование) – целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью, без участия педагога.

3.1.2. Самостоятельная учебная работа – можно сказать высшая форма учебной деятельности (так же как и самоучение).

3.1.3. Учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить на индивидуализированные системы обучения и коллективные системы.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 3.2. Индивидуализированные формы (системы) : Индивидуальная форма обучения. Индивидуально – групповая форма обучения.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

3.2. Индивидуализированные формы (системы) :

  • Индивидуальная форма обучения.
  • Индивидуально – групповая форма обучения.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 3.3 Коллективные системы обучения: Коллективно классно – урочная форма обучения. Лекционно– семинарская система обучения.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

3.3 Коллективные системы обучения:

  • Коллективно классно – урочная форма обучения.
  • Лекционно– семинарская система обучения.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 4. Классификация форм (систем) обучения по механизму декомпозиции (разбиения) содержания обучения. Дисциплинарный механизм. Комплексный механизм (комплексная система обучения).

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

4. Классификация форм (систем) обучения по механизму декомпозиции (разбиения) содержания обучения.

  • Дисциплинарный механизм.
  • Комплексный механизм (комплексная система обучения).
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 5. Классификация форм обучения по основанию непосредственного и опосредованного общения обучающихся с педагогом и/или учебным материалом: Обычный, традиционный вариант – обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него перед глазами есть книги и другие средства обучения; Другой, сравнительно новый и перспективный вариант – опосредованное общение с педагогом и средствами обучения.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

5. Классификация форм обучения по основанию непосредственного и опосредованного общения обучающихся с педагогом и/или учебным материалом:

  • Обычный, традиционный вариант – обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него перед глазами есть книги и другие средства обучения;
  • Другой, сравнительно новый и перспективный вариант – опосредованное общение с педагогом и средствами обучения.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 6. Классификация форм обучения по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие : Обычный, традиционный вариант: одно занятие - один педагог. Одно занятие – два и более педагогов : бинарные уроки, когда два педагога проводят одно занятие.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

6. Классификация форм обучения по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие :

  • Обычный, традиционный вариант: одно занятие - один педагог.
  • Одно занятие – два и более педагогов : бинарные уроки, когда два педагога проводят одно занятие.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 7. Классификация форм обучения по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся : Обычный, традиционный вариант – один педагог ведет учебную дисциплину постоянно и целиком. Другой вариант – для проведения отдельных разовых занятий приглашаются другие педагоги.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

7. Классификация форм обучения по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся :

  • Обычный, традиционный вариант – один педагог ведет учебную дисциплину постоянно и целиком.
  • Другой вариант – для проведения отдельных разовых занятий приглашаются другие педагоги.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 8. Классификация форм обучения по основанию «монолог – диалог» : Традиционный вариант – монологическое обучение: педагог говорит, показывает -все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок – педагог и все остальные учащиеся слушают. Диалогические формы занятий, в том числе и интерактивные формы учения – обучения, которое происходит в процессе обмена информацией, мнениями между субъектами учебного процесса.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

8. Классификация форм обучения по основанию «монолог – диалог» :

  • Традиционный вариант – монологическое обучение: педагог говорит, показывает -все обучающиеся слушают и записывают, или ученик отвечает урок – педагог и все остальные учащиеся слушают.
  • Диалогические формы занятий, в том числе и интерактивные формы учения – обучения, которое происходит в процессе обмена информацией, мнениями между субъектами учебного процесса.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 9. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий: Стационарные занятия проводятся в одном и том же месте – в школе, университете и т.д. Выездные занятия – экскурсии , выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

9. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий:

  • Стационарные занятия проводятся в одном и том же месте – в школе, университете и т.д.
  • Выездные занятия – экскурсии , выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях.
Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 10. Классификация форм занятий по их целевой направленности: Вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы,тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а так же самооценивание обучающимися

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

10. Классификация форм занятий по их целевой направленности:

Вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы,тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ; а так же самооценивание обучающимися

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 11. Классификация форм обучения по по видам учебных занятий: Урок , лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д.

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

11. Классификация форм обучения по по видам учебных занятий:

Урок , лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя