СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация и приемы рефлексии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации приводится классификация рефлексии и описываются основные приемы. Такие,как Смайлики, Букет настроения,Солнышко и тучка, Лесенка успеха, Дерево успеха, Вагончики, Незаконченное предложение, Графическая, Анкета, Три М, Плюс-минус-интересно, Бассейн, Светофор.

Просмотр содержимого документа
«Классификация и приемы рефлексии.»

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ? : рефлексия — это самоанализ, самооценка,

ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ?

  • : рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя".
  • Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности
ВИДЫ По содержанию : символическая, устная, письменная По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная По цели: эмоциональная, деятельности, содержания материала

ВИДЫ

  • По содержанию : символическая, устная, письменная
  • По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная
  • По цели: эмоциональная, деятельности, содержания материала
Эмоциональная Оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории

Эмоциональная

  • Оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. 
  • Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
СМАЙЛИКИ Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального

СМАЙЛИКИ

  • Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального
БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ

  • В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
СОЛНЫШКО И ТУЧКА В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку

СОЛНЫШКО И ТУЧКА

  • В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
ЛЕСЕНКА УСПЕХА Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

ЛЕСЕНКА УСПЕХА

  • Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
ДЕРЕВО УСПЕХА Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

ДЕРЕВО УСПЕХА

  • Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
ВАГОНЧИКИ На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

ВАГОНЧИКИ

  • На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА  Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА

  • Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке
НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После урока мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • " Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…" и т. п.
ГРАФИЧЕСКАЯ

ГРАФИЧЕСКАЯ

АНКЕТА

АНКЕТА

ТРИ М Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

ТРИ М

  • Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Плюс – минус – интересно  Для письменного выполнения ученикам предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» вписываются  все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс – минус – интересно

  • Для письменного выполнения ученикам предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» вписываются  все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

БАССЕЙН На доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак

БАССЕЙН

  • На доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак
СВЕТОФОР

СВЕТОФОР

СИНКВЕЙН Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:  1 строка – тема или предмет (одно существительное);  2 строка – описание предмета (два прилагательных);  3 строка – описание действия (три глагола);  4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;  5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

СИНКВЕЙН

  • Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
ЗАМЕЧАНИЯ Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

ЗАМЕЧАНИЯ

  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
Замечание от ребенка:

Замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?"

Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

СПАСИБО за внимание

СПАСИБО

за

внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!