СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Классификация методов трудового обучения и воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация методов трудового обучения и воспитания

Просмотр содержимого документа
««Классификация методов трудового обучения и воспитания»»

Белгородская область город Старый Оскол

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»













«Классификация методов

трудового обучения и воспитания»










Выполнил:

Литвинов К.В ,

учитель технологии

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»













Старый Оскол

2020








I. Характеристика основных методов трудового обучения

Понятие метод можно определить как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся. Среди приемов есть универсальные, т. е. применяемые при обучении любому учебному предмету. Например, постановка вопросов (наводящих, проблемных, побуждающих и др.) может применяться в объяснении, беседе, при выполнении упражнений, при устном контроле. Такое же универсальное значение имеют приемы повторения, сравнения, выделения главного в изучаемом материале. Вместе с тем в трудовом обучении могут применяться специфические приемы.

Различие трудового обучения во вспомогательной и массовой школах состоит не столько в самих методах, сколько в особенностях применения, что определяется сниженными учебными возможностями учащихся, неоднородностью уровня учебной подготовки, а также необходимостью в связи с этим коррекционной работы.

Например, умение планировать работу на уроках труда формируется медленно. Для развития этого умения используются такие приемы работы, когда планирование будущих действий превращается во внешний зрительно контролируемый процесс. При этом появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимся в зависимости от затруднений.

Известно, что по способам передачи и соответственно — восприятия учебного материала методы обучения разделяют на группы:

1. Словесные методы.

2. Наглядные методы.

3. Практические методы.

Из словесных методов в трудовом обучении используются объяснение и беседы, иногда рассказ учителя.

Словесные методы обычно сочетаются с наглядными и практическими.

Речь учителя должна быть продуманной, ясной, объем— небольшим, сложность — оптимальной для учащихся.

Объяснение — это краткое доказательное изложение учебного материала.

Чтобы школьники восприняли объяснение учителя, нужны обоснования, например, показ нежелательных последствий. Учителю приходится постоянно помнить, что внимание учащихся надо стимулировать.

Объяснение сочетается с показом трудовых действий, пособий, с пробными действиями учащихся. Учитель обращается с вопросами к ученикам, просит повторить доказательства.

Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала.

Беседа — это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимся. В беседе учащимся отводится более активная роль, чем при рассказе. В зависимости от содержания и целей беседы она может быть вступительной, объяснительной, обобщающей. К любой беседе учитель готовит вопросы, продумывает ход и завершение.

От постановки вопросов очень многое зависит. Если вопросы ставятся так, что можно ограничиться ответами «да» или «нет», беседы не получится. Проводя беседы систематически, учитель приучает школьников к свободному, аргументированному высказыванию своих мыслей.

Словесные методы мало применимы в школе для детей с нарушениями слуха, поэтому основными методами, которые я применяю на уроках труда, являются наглядные и практические.

Наглядные методы. К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения.

Учебная демонстрация сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины их изображения, модели, приборы, а также учебные фильмы.

Для одного занятия по труду обычно требуется много разнообразной наглядности. Учитывая повышенную отвлекаемость учащихся, на каждом этапе занятия учитель демонстрирует только те пособия, которые необходимы для данного материала. Пособия, с которыми работа закончена, убираются. Работа с наглядными пособиями носит активный характер. Учащиеся не только рассматривают наглядность, но и активно действуют с ней. Активные действия учащихся нужно организовать с такими наглядными пособиями, которые можно разобрать, разложить, составить (разборные модели, различный раздаточный материал).

При изучении свойств материалов, которые нельзя выявить путем внешнего осмотра, применяют опыт. Опыт ставится так, чтобы изменения с материалами при воздействиях на них, были заметны. Ход опыта и результаты обсуждают все вместе.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие изменения.

На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные пособия, наблюдают за действием учителя при показе трудовых приемов. Учитель постоянно поддерживает внимание учащихся, направленное на объект с целью выявления отличительных признаков.

Важным моментом в организации наблюдении является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам. К полученным результатам наблюдений нужно возвращаться, это послужит основой для усвоения знаний.

В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет собой не столько метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д.

Особенность инструктажа состоит в многократных показах трудовых действий и приемов с обоснованием действий и объяснением структуры приема. Показ новых операций и приемов проводится несколько раз. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий, а затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением.

Учитель разрешает приступить к практической работе только после того, как убедится, что все учащиеся усвоили последовательность работы и правильно выполнили пробные упражнения.

Возможен инструктаж и без показа приемов работы. Он применяется в тех случаях, когда процесс работы учащимся хорошо знаком и все трудовые операции усвоены.

Инструктаж по технике безопасности проводится обязательно после каждых каникул и перед выполнением новой работы. Столь частое повторение правил безопасности объясняется сниженной способностью детей с нарушениями слуха к восприятию информации. Элементарные действия и навыки быстро забываются, если их не повторять.

Практические методы. Из практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы.

Упражнения — это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций. Различают установочные и тренировочные упражнения, а также учебно-производственные и рабочие упражнения. Упражнения на уроках труда даются ученикам в виде заданий.

Процесс усвоения идет успешнее, если первичное ознакомление с новыми приемами выполнения тех или иных операций осуществлять изолированно от практических работ путем установочных специальных упражнений.

В упражнениях предусматривается формирование знаний и представлений о содержании приема, а затем практическое использование действий.

Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения операций, отличающихся трудоемкостью или повышенными требованиями к качеству работы.

Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций. К тренировочным относятся упражнения, выполняемые на специальных приспособлениях. Возможны индивидуальные упражнения, в то время как основная группа выполняет другое задание.

Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность операций, при завершении которых получается результат в виде изделия. Эти упражнения, называемые практическими работами, обязательно включают элементы нового (новая конструкция, технология, материалы и т. д.).

Упражнения организуются так, чтобы обеспечить повышение самостоятельности. В процессе упражнений учащиеся повторяют ранее пройденный учебный материал. Рабочие упражнения отличаются тем, что в их содержании нет новых элементов.

На первое место в этих упражнениях выдвигается задача улучшения качества работы и развития скоростных показателей труда.

Лабораторные работы — это вид упражнений, которые выполняются с целью самостоятельного приобретения знаний. Этот вид работы в коррекционных классах почти не применяется. Можно использовать только элементы лабораторных работ с обязательной помощью учителя.

Наиболее ответственный момент занятия — анализ результатов. При подведении итогов каждый ученик сообщает свои данные, которые тщательно обсуждаются и делаются выводы.

II. Формы организации трудового обучения

Трудовое обучение организуется в различных формах: учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.

Основной формой организации является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа.

Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду состоят в следующем:

1. Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь педагогические цели: конкретную, реально выполнимую, а также общие цели, к которым относятся воспитательные и коррекционные, достигаемые в результате длительной работы. Если конкретные цели на каждом занятии могут меняться, то общие остаются неизменными. В цели занятия отражаются этапы процесса усвоения знаний навыков: ознакомление, уточнение, углубление и закрепление знаний и навыков, совершенствование навыков и выработка привычек.

2. Оптимальность объема учебного материала

Чтобы достичь целей, для каждого занятия нужно планировать такой объем, который может быть усвоен. Завышение и занижение объема материала дает отрицательный эффект.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Каждое занятие должно иметь этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения целям и содержанию учебного материала. Известно, что один и тот же учебный материал можно изучать разными методами. Поэтому учителю очень важно знать, какие из методов будут наиболее эффективны.

5. Рациональное использование времени. Данное требование имеет особое значение, так как учащиеся приобщаются к практической деятельности, имеющей решающее значение для их будущей жизни. Темп занятия, оптимальный для каждого класса, должен постепенно возрастать. Чтобы не терять учебное время, необходима предварительная подготовка к занятиям. Рациональное использование учебного времени предполагает также исключение посторонних разговоров, беспричинных отлучек с занятия.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Это означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика. В одних случаях индивидуальный подход осуществляется путем упрощения или усложнения трудовых заданий, в других — путем применения специфических методических приемов обучения или создания соответствующих организационных условий. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает учитель.

В коррекционных классах индивидуальный подход имеет огромное значение. Здесь каждому ученику готовится отдельное задание по общей для всех теме, учитывающее их способности, навыки, утомляемость, особенности здоровья, психики и т д.

Типы занятий

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Есть занятия, где основное время отводится на практическую работу. Такие занятия называют практическими. Занятия, на которых изучается теоретический и практический материал, называют комбинированными.

Занятия, на которых изучаются технические и технологические сведения, называют теоретическими, а те, на которых происходит обучение умениям ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу, — подготовительными. И в том и в другом случае теоретическая работа комбинируется с практической. Только отдельные теоретические занятия, на которых проводятся лабораторные работы или экскурсии, не комбинируются с практической работой по изготовлению изделий.

Точно также различаются и практические занятия: на одних учащиеся усваивают новые элементы трудовых заданий, на других — совершенствуются трудовые навыки и развиваются скоростные показатели и самостоятельность в труде. В связи с этим практические занятия можно подразделить на комплексные практические работы, практическое повторение и самостоятельные работы.

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний.

С теоретических занятий обычно начинается усвоение учащимися технических и технологических знаний. Окончательное усвоение многих из них происходит в процессе практической работы и многократного повторения. В ряде случаев учителю приходится в упрощенном виде знакомить учащихся с некоторыми явлениями, необходимыми для понимания технологического процесса, так как они не имеют знаний по физике, биологии, химии.

По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Знакомство со свойствами материалов.

3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

4. Изучение производственных технологических процессов.

В пределах каждой группы методика проведения занятий имеет большое сходство.

При изучении орудий труда сначала знакомят с их назначением и применением, затем — с конструктивными особенностями, а также сообщают о материалах, из которых изготовлены.

Свойства различных материалов изучают на лабораторных занятиях.

Изучение производственных технологических процессов происходит с использованием методов демонстрации плакатов, экскурсий, видеофильмов в сочетании с объяснением учителя. Производственные экскурсии бывают общеознакомительные и тематические. После экскурсии подводятся итоги.

Чтобы повысить степень самостоятельности школьников при выполнении новых трудовых заданий, необходимо их подготовить. Известно, что самостоятельность зависит от умения ориентироваться в новых трудовых заданиях и планировать работу. Обучение этим умениям происходит на занятиях, которые называются подготовительными.

На подготовительном занятии учащиеся должны четно усвоить, что они будут делать в процессе практической работы, какой результат должен получиться и как будет проходить работа. Кроме того, нужно вызвать интерес к работе, чтобы активизировать учащихся.

После того, как учащиеся уяснили цель работы, усвоили детальную характеристику конечного результата труда, приступают к составлению плана. План должен включать основные операции. При обучении планированию используются пособия — технологические карты и применяются коррекционные приемы обучения, учитывающие особенности трудовой деятельности учащихся.

Комплексные практические работы

Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений усваиваются новые приемы и приобретаются навыки выполнения операций. Это осуществляется в процессе изготовления изделий или выполнения серии практических работ, которые содержат элементы нового для учеников. Этим комплексные практические работы отличаются от других практических занятий.

Комплексные практические работы — основной тип занятий по труду. Результаты работы на этих занятиях имеют общественно полезное значение. В методике проведения комплексных практических работ важно правильно инструктировать учащихся на занятиях, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебного материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы учащихся.

Организация труда учащихся на комплексных практических работах индивидуальная, т. е. каждый ученик изготавливает изделие или выполняет комплекс работ от начала до конца.

Комплексная практическая работа каждый раз должна завершаться подведением итогов занятия. При подведении итогов очень важно не только проанализировать ход работы и дать оценку результатов работы каждого ученика, но и закрепить те технические и технологические знания, которые применялись на данном занятии.

В нашей школе-интернате для слабослышащих детей основными комплексно-практическими работами являются, например, шитье салфеток для школьной столовой, изготовление и роспись кормушек для птиц, разделочных досок, шитье костюмов для школьных мероприятий.

Практическое повторение

Практическое повторение — это такие практические занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций. Основные педагогические задачи на таких занятиях заключаются в формировании и дальнейшем совершенствовании трудовых навыков, развитии скоростных показателей в труде и умений работать в коллективе.

Практическая работа учащихся занимает почти все учебное время. На вводный инструктаж отводится 5-10 мин, и только на первых занятиях несколько больше.

Объекты работ для занятий практического повторения подбираются заранее, при этом ориентируются на программу и на возможности учащихся данного класса, а также на потребности школы.

Организация труда на занятиях практического повторения может быть индивидуальной, когда каждый ученик выполняет все операции по изготовлению изделия, или с пооперационным разделением труда. В конце каждого занятия обсуждается ход работы и ее результаты, причем методические приемы обсуждения целесообразно периодически менять. Важно наладить учет изготовляемых на каждом занятии изделий.

Выполнение заказов школы-интерната на изготовление различных изделий на занятиях практического повторения— все это формы участия школьников в производительном труде.

Начиная с V класса, используются тетради для записей. Записи в тетрадях должны быть краткими, объемом 20-30 слов. Новые слова записываются в тетради.

Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце каждого триместра, а контрольные — в конце года обучения.

Для самостоятельных работ объект труда указывается в учебной программе.

Четко предъявляются требования к качеству работы, которые должны быть хорошо усвоены учениками в начале занятия. Учитель объявляет учащимся время, за которое они должны полностью завершить задание. В ходе занятия он внимательно следит за действиями учеников, отмечает для себя их затруднения, а не дает оценок. Замечания могут быть только по безопасности труда и организационным вопросам.

По окончании работы проводят анализ результатов. Работа каждого ученика проверяется, сравнивается с образцом и устанавливается соответствие тем требованиям, которые были предъявлены к качеству ее выполнения.



Литература



Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!