СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация методов обучения в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Классификация методов обучения в коррекционной школе".

Просмотр содержимого документа
«Классификация методов обучения в коррекционной школе»

Классификация методов обучения в коррекционной школе   Суханина Ольга Николаевна  п. Ванино

Классификация методов обучения в коррекционной школе Суханина Ольга Николаевна п. Ванино

Методами обучения называют способы совместной деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, с помощью которых осуществляется решение учебных задач.

Методами обучения называют способы совместной деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, с помощью которых осуществляется решение учебных задач.

Методы обучения состоят из отдельных приёмов. Приём - это деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирование умений и навыков. Приём не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью данного метода.  В процессе обучения методы и приёмы могут меняться местами  Например:  На уроке труда учитель применяет объяснение как метод (основной способ) формирования знаний. Однако, используя метод практической работы, учитель периодически выясняет с учащимися недостатки в работе. При этом объяснение играет роль приёма в работе.

Методы обучения состоят из отдельных приёмов.

  • Приём - это деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирование умений и навыков.
  • Приём не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью данного метода.
  • В процессе обучения методы и приёмы могут меняться местами

Например:

На уроке труда учитель применяет объяснение как метод (основной способ) формирования знаний. Однако, используя метод практической работы, учитель периодически выясняет с учащимися недостатки в работе. При этом объяснение играет роль приёма в работе.

Одинаковые приёмы обучения могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приёмы.  Метод строится из приёмов, но не является их совокупностью.  Метод в обучении – самостоятельная структурная единица. Он всегда подчинён определенной цели, решает поставленную учебную задачу, ведет к усвоению определенного содержания и приводит к планируемому результату.
  • Одинаковые приёмы обучения могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приёмы.
  • Метод строится из приёмов, но не является их совокупностью.
  • Метод в обучениисамостоятельная структурная единица. Он всегда подчинён определенной цели, решает поставленную учебную задачу, ведет к усвоению определенного содержания и приводит к планируемому результату.
Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося.
  • Совокупность методов обученияэто путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося.
В настоящее время в педагогике распространена классификация, которая подразделяет все методы обучения на три группы: Наглядные  Словесные  Практические

В настоящее время в педагогике распространена классификация, которая подразделяет все методы обучения на три группы:

  • Наглядные
  • Словесные
  • Практические
Словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками.   К ним относятся: Описание Рассказ Объяснение беседа

Словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся:

  • Описание
  • Рассказ
  • Объяснение
  • беседа
Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь учащихся, является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания учащихся.  Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя . Если изложение проводится в быстром темпе, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает . Ученик перестаёт слушать и слышать и выключается из работы!  В связи с этим к устному изложению учителем учебного материала предъявляется ряд требований как со стороны содержания, так и со стороны формы изложения:

Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь учащихся, является основной формой общения учителя с учениками.

  • Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания учащихся.
  • Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя . Если изложение проводится в быстром темпе, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает . Ученик перестаёт слушать и слышать и выключается из работы!
  • В связи с этим к устному изложению учителем учебного материала предъявляется ряд требований как со стороны содержания, так и со стороны формы изложения:
Речь учителя специальной школы должна быть логически правильной. Правильное построение каждой фразы, последовательность изложения, всестороннее, но краткое и ясное описание изучаемого предмета или явления – это обязательное требование к речи учителя, т.к. в условиях специальной школы она является ещё и средством коррекции мышления аномального ребенка.

Речь учителя специальной школы должна быть логически правильной. Правильное построение каждой фразы, последовательность изложения, всестороннее, но краткое и ясное описание изучаемого предмета или явления – это обязательное требование к речи учителя, т.к. в условиях специальной школы она является ещё и средством коррекции мышления аномального ребенка.

Учебный материал, излагаемый учителем, должен быть научно достоверным;  Учебный материал должен быть изложен в определенной системе и последовательности;  Изложение учебного материала требует четкости, ясности и научной простоты, чтобы быть понятным и доступным учащимся с отклонениями в развитии;  Материал, излагаемый учителем, д.б. близким и интересным для уч-ся ( таким изложение будет в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности );  Устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности уч-ся ;  Изложение учителем д.б. целостным, законченным и познавательно ценным.
  • Учебный материал, излагаемый учителем, должен быть научно достоверным;
  • Учебный материал должен быть изложен в определенной системе и последовательности;
  • Изложение учебного материала требует четкости, ясности и научной простоты, чтобы быть понятным и доступным учащимся с отклонениями в развитии;
  • Материал, излагаемый учителем, д.б. близким и интересным для уч-ся ( таким изложение будет в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности );
  • Устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности уч-ся ;
  • Изложение учителем д.б. целостным, законченным и познавательно ценным.
Характеристика отдельных методов обучения Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включен в процесс объяснения на разных его этапах:  - В начале урока он подготавливает уч-ся к усвоению нового материала (в этом случае в своём рассказе учитель систематизирует и обобщает знания по данной теме);  - Если рассказ является основным методом обобщения новых знаний, то ему уделяется основная часть урока;  - В конце урока рассказ  обобщает изученное (в том случае, когда ученики не смогут сделать этого самостоятельно ! ) К рассказу в специальной школе предъявляются следующие требования: Определенность темы и содержания. Эмоциональность. Четкость структуры.

Характеристика отдельных методов обучения

  • Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.
  • Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включен в процесс объяснения на разных его этапах:

- В начале урока он подготавливает уч-ся к усвоению нового материала (в этом случае в своём рассказе учитель систематизирует и обобщает знания по данной теме);

- Если рассказ является основным методом обобщения новых знаний, то ему уделяется основная часть урока;

- В конце урока рассказ обобщает изученное (в том случае, когда ученики не смогут сделать этого самостоятельно ! )

  • К рассказу в специальной школе предъявляются следующие требования:
  • Определенность темы и содержания.
  • Эмоциональность.
  • Четкость структуры.
Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом .   Главная особенность этого метода – теоретические доказательства, которые предполагают: Постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития уч-ся; Строгий, тщательный подбор фактического материала; Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и выводы; Использование иллюстративного материала (рисунков, схем…) Формулировку выводов; Включение дополнительных разъясняющих моментов ( учителю необходимо предвидеть возможные трудности и готовить различные варианты работы) Существенным звеном объяснения является получение обратной связи , которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся высказываться, предложения выполнить отдельные умственные или практические действия.  Обратная связь , контакт с классом в процессе объяснения  помогают  учителю совершенствовать объяснение, непосредственно по ходу урока вносить необходимые поправки и корректировку.
  • Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом .

Главная особенность этого метода – теоретические доказательства, которые предполагают:

  • Постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития уч-ся;
  • Строгий, тщательный подбор фактического материала;
  • Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и выводы;
  • Использование иллюстративного материала (рисунков, схем…)
  • Формулировку выводов;
  • Включение дополнительных разъясняющих моментов ( учителю необходимо предвидеть возможные трудности и готовить различные варианты работы)
  • Существенным звеном объяснения является получение обратной связи , которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся высказываться, предложения выполнить отдельные умственные или практические действия.

Обратная связь , контакт с классом в процессе объяснения помогают учителю совершенствовать объяснение, непосредственно по ходу урока вносить необходимые поправки и корректировку.

  • Беседа как метод обучения представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом.

Главное требование к использованию этого метода строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

Вопросы (главные, второстепенные, дополнительные) должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.

Главная задача этого метода заключается в том, чтобы, насколько это возможно, развивать логику мышления учащихся . Правильно сформулированные вопросы являются прежде всего стимулом, направляющим внимание и мышление ребенка на определенный объект, о связях, свойствах, действиях которого он должен рассказать .

Форма и сложность вопроса зависят от возрастных и интеллектуальных особенностей детей.

  • Вопросы могут быть заданы не только в устной, но и в письменной форме, что позволяет работать над развитием не только устной, но и письменной речи учащихся.
  • Индивидуализация при обучении детей с отклонениями в развитии требует и индивидуализации в постановке вопросов, как по форме ответа, так и по содержанию. (например ученику с достаточно выраженными дефектами речи)
  • Задача учителя, при использовании этого метода заключается в том, чтобы научить ребенка вести беседу, правильно строить своё сообщение или рассказ, исчерпывающе подробно отвечать на поставленный вопрос.
  • Метод демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать своё отношение к объекту.
  • К демонстрации предъявляются следующие требования:
  • Демонстрируемый объект д.б. хорошо виден со всех точек класса;
  • Учитывая особенности внимания аномальных детей, в момент объяснения следует показывать только необходимое пособие и после объяснения его убирать, ни в коем случае нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции;
  • Каждый уч-ся действует согласно полученной инструкции и поставленной задаче, обращает внимание на те свойства и стороны демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми знаниями;
  • Словесное описание объекта учащимися должно способствовать развитию у них наблюдательности, формировать правильную, логически обоснованную речь;
  • Необходимо добиваться, чтобы учащиеся на доступном для них уровне могли формулировать итоги наблюдений.
В настоящее время в школах широко применяются различные технические средства обучения . Такая демонстрация активизирует мыслительную деятельность учащихся, служит дополнительным источником информации. Однако необходимо помнить, что учащиеся часто увлекаются сюжетом, внешней фабулой, описательной стороной и теряют связь с изучаемыми понятиями.    Поэтому при анализе впечатлений и формулировании представлений и понятий главное внимание следует уделять тому, насколько эти впечатления связаны с теоретическими положениями урока.
  • В настоящее время в школах широко применяются различные технические средства обучения . Такая демонстрация активизирует мыслительную деятельность учащихся, служит дополнительным источником информации. Однако необходимо помнить, что учащиеся часто увлекаются сюжетом, внешней фабулой, описательной стороной и теряют связь с изучаемыми понятиями.

Поэтому при анализе впечатлений и формулировании представлений и понятий главное внимание следует уделять тому, насколько эти впечатления связаны с теоретическими положениями урока.

Наблюдения и лабораторные работы.   Основная цель лабораторных работ в специальной школе – это развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.   Формы применения лабораторных работ могут быть весьма разнообразными.    Первые лабораторные работы проходят на базе наблюдений. В процессе этих наблюдений школьники накапливают определенный фактический материал, позволяющий делать логически обоснованные выводы.   Второй вид лабораторной работы – это подтверждение сформулированных учителем правил, положений, выводов.

Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель лабораторных работ в специальной школе – это развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности. Формы применения лабораторных работ могут быть весьма разнообразными. Первые лабораторные работы проходят на базе наблюдений. В процессе этих наблюдений школьники накапливают определенный фактический материал, позволяющий делать логически обоснованные выводы. Второй вид лабораторной работы – это подтверждение сформулированных учителем правил, положений, выводов.

Экскурсии Экскурсии – это довольно распространенный метод обучения в специальной (коррекционной) школе. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях.  Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, бывая на природе дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явлений.  Любой вид экскурсии в специальной школе требует тщательной организационной подготовки.

Экскурсии

  • Экскурсии – это довольно распространенный метод обучения в специальной (коррекционной) школе. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях.
  • Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, бывая на природе дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явлений.
  • Любой вид экскурсии в специальной школе требует тщательной организационной подготовки.
Применение наглядных методов  в обучении аномальных детей создаёт условия для более полного усвоения учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств .

Применение наглядных методов

в обучении аномальных детей создаёт условия для более полного усвоения учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств .

Применяя наглядность необходимо учесть особенности восприятия детей-олигофренов:  - Неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются, пропорции, размеры деталей нарушаются); - Связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна; - Связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана;  Мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает трудности; - Свойства предмета неполно отражаются в речи учащихся; - Предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.

Применяя наглядность необходимо учесть особенности

восприятия детей-олигофренов:

- Неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются, пропорции, размеры деталей нарушаются);

- Связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна;

- Связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана;

  • Мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает трудности;

- Свойства предмета неполно отражаются в речи учащихся;

- Предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.

Необходимо отметить, что лекционный метод обучения в специальной(коррекционной) школе не применяется, так как он малоэффективен !  Вывод: Из всего арсенала методов в первую очередь необходимо использовать такие, которые позволяют не только решать задачи формирования знаний и умений, но и одновременно получать определенные результаты в исправлении недостатков психики  учащихся.
  • Необходимо отметить, что лекционный метод обучения в специальной(коррекционной) школе не применяется, так как он малоэффективен !

Вывод:

Из всего арсенала методов в первую очередь необходимо использовать такие, которые позволяют не только решать задачи формирования знаний и умений, но и одновременно получать определенные результаты в исправлении недостатков психики учащихся.