Тема урока: «Классификация цветковых растений. Двудольные и однодольные растения ».
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи:
1.Содействовать формированию у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современной их классификации
2. Способствовать формированию навыков работы с учебником и раздаточным материалом.
3. Содействовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения.
Методы: Объяснение, устный опрос, работа с книгой.
Ход урока:
Организационный этап
2 Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала
Ребята мы являемся с вами частью огромного мира, где нет ничего лишнего и ненужного. Вместе с нами на планете Земля проживает множество организмов, взаимодействующих друг с другом. Наука систематика помогла нам в распределении живых организмов по группам.
3.Этап повторения пройденного материала
Давайте вспомним, какие растения называют голосеменные, а какие покрытосеменные.
Голосеменные – это растения у которых образуются семена, но не формируется цветков и плодов. Семена у них располагаются открыто на листовидных чешуйках, собраны в шишки.
Покрытосеменные (цветковые) – наиболее крупная и распространенная группа высших растений. Два основных отличия от голосеменных: появляется особый орган размножения цветок. В нем происходят сложные процессы с образованием семян; Особое образование плод. Семена находятся внутри плода; двойное оплодотворение.
Нужно определить к какому отделу относятся данные раст. Голосеменные или покрытосеменные.
Ну что же, мы повторили, вспомнили, а кто – то, может, узнал отличительные особенности голосеменных, покрытосеменных, и какие растения относятся к данным отделам. Теперь переходим к новой теме, как я уже говорила, она звучит след. Образом: «« Классификация цветковых растений. Двудольные и однодольные».
4. Этап усвоения новых знаний
Как мы видим, цветковые растения представляют собой самый большой отдел растительного мира, насчитывающий не менее 250 000 видов. Они произрастают во всех климатических зонах и в самых различных экологических условиях. Среди них множество культурных и дикорастущих растений (деревьев, кустарников и трав), которые различаются по своему внешнему и внутреннему строению, по продолжительности жизни (однолетние, двулетние, многолетние) и др. Чтобы разобраться в разнообразии цветковых растений, ученые-ботаники изучили особенности строения существующих представителей и по общности признаков классифицировали их по определенным группам.
Именно Линней ввёл латинские обозначения растения из двух слов: первое обозначает род, второе слово - вид. В 1753 г. Он издал труд "Виды растений", в котором было описано около 10000 видов растений. По современным понятиям термина "вид" описания Линнея сводятся к 1500 видов растений.
Вы уже знаете, что наивысшей единицей классификации живых организмов является царство. Наименьшая же единица классификации - вид.
Вид — основная структурная и классификационная единица в системе живых организмов; совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков, населяющих определенный ареал, обособленных от других нескрещиваемостью в природных условиях
Но вид и царство - это лишь крайние звенья тон системы классификации живых организмов, которая используется учеными. Между этими звеньями существует большое число промежуточных единиц классификации. Родственные виды объединяются в роды, роды - в семейства, семейства - в порядки, порядки - в классы, классы - в отделы, а отделы - в царства.
5.Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Покрытосеменные, или цветковые. – это один из высших растений. Цветковые растения разделяются на два класса: класс Двудольные и класс Однодольные.
Как вы думаете, по какому признаку возникло название классов Однодольные и Двудольные? (по количеству семядолей)
Класс Двудольные является более обширным и объединяет около 3/4 всего видового разнообразия цветковых растений. Между этими двумя классами имеется довольно много различий (табл. I, с. 166).
Представители двудольных и однодольных обычно без труда различаются по совокупности признаков. Определить же к какому классу следует отнести растение, только по одному признаку нельзя. Это связано с тем, что среди покрытосеменных; растений, которые имеют признаки как однодольных растений, так и двудольных. Примерами могут служить такие растения как вороний глаз и подорожник.
Далее мы познакомимся с растениями нескольких семейств двудольных и однодольных растений. Из класса Двудольные нами будут рассмотрены семейства Крестоцветные, Бобовые, Розовые и Пасленовые; из класса однодольные семейство злаки. Все перечисленные мною семейства мы будем изучать на следующих уроках.
6. Повторение нового иатериала
- Теперь проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал, для этого вы ответите на мои вопросы:
1 Наивысшая единица классификации?
2 Тип жилкования двудольных растений?
3 Семейство класса однодольные?
4 Растение которое относится к классу двудольные, но имеет дуговое жилкование листьев и мочковатую корневую систему?
7. Этап закрепления нового материала
9. Этап подведения итогов
Выставить отметки, оценить общую работу класса.
10. Этап рефлексии