Классификация педагогических стилей. ( 2)
Стиль деятельности педагога дополнительного образования — это характер проявления и удовлетворения потребности в саморазвитии, в создании индивидуально-творческой педагогической модели, это способ внесения личностного начала в образовательный процесс. Это стиль педагогической деятельности и мышления, который ориентирован на ценностно-смысловые параметры образования в жизненной самореализации каждого ребенка. Естественно, что такая глубинная ориентация требует адекватных личностных свойств педагога - увлеченности, толерантности, эмпатийности, искренности, открытости по отношению к своим подопечным и коллегам, уважения к проявлению индивидуальности и пр.
Педагогическая целесообразность проявления личностных свойств обозначается понятием «педагогический такт». Признавая, что чувство такта не может иметь однозначного определения и в существенной мере зависит от выбора самого педагога, обратимся к мнению известного исследователя И.П. Страхова, считающего, что «для педагогического такта характерны естественность, простота обращения, не допускающая фамильярности; искренность тона, чуждая всякой фальши в отношениях; доверие без попустительства; выражение просьбы без упрашивания; рекомендации и советы без навязчивости; требования без подавления самостоятельности личности; серьезность тона в обращении, но без того, чтобы создавать натянутость обстановки; ирония и юмор без насмешливости, унижающей достоинство личности; требовательность без мелочной придирчивости; доброжелательность без заласкивания; настойчивость без упрямства; деловой тон без раздражительности, сухости, холодности».1
Стиль педагогической деятельности не устанавливается вместе с заявлением о приеме на работу. Формирование стиля - сложный процесс осознания и конструирования на индивидуальном уровне закономерностей педагогической деятельности. Он постепенно «выращивается» в процессе профессионального саморазвития педагога дополнительного образования как мотивация и собственное понимание существа педагогики, стремление построить педагогический процесс в соответствии с собственной концепцией, реализовать в этом процессе свои способности и идеалы. А.С. Макаренко, отмечая особое значение педагогического стиля в воспитательной деятельности, подчеркивал, что стиль требует чтобы за ним ежедневно следили, придирчиво заботились, ухаживали, как за «цветником».
Стиль деятельности педагога дополнительного образования предполагает и разработку авторских методических приемов и способов, работающих на уровне изменяющихся, неустойчивых ценностей, потребностей, интересов каждого ребенка. Их выявлению (актуализации), стабилизации, развитию способствует педагог, создающий ситуации самоутверждения в совместной деятельности, сотворчестве и продуктивном диалоге.
По характеру включенности педагога в такое взаимодействие можно различать следующие стили: увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с детьми, что является выражением его отношения к своему делу, к своей профессии; педагогически целесообразного дружеского расположения (вне панибратства и фамильярности), который служит
' Очерки психологии педагогического такта. - М., 1998. - С. 17.
общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия педагога с группой детей; дистантного общения (вариации авторитарного стиля), который благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, но может привести к личностным изменениям - конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня притязаний и пр.; устрашения и заигрывания, который свидетельствует о непрофессионализме педагога и, к счастью, в дополнительном образовании существует довольно редко.
Каждый из этих индивидуальных стилей может доминировать в конкретной модели деятельности, которую выстраивает сам педагог.
Наиболее полное представление о взаимосвязи стиля и характера педагогической деятельности дает А.К. Маркова1.
Рассмотрим эти положения применительно к деятельности педагога дополнительного образования детей.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Педагог преимущественно ориентируется на процесс образовательной деятельности. Объяснение нового материала строится логично, интересно, но часто монологично, без обратной связи. Основной опорой для проверки результатов своей деятельности педагог определяет сильных, активно интересующихся детей, владеющих уже какими-то базовыми навыками, но и по отношению к ним его интересуют только репродуктивные способности, их усиление.
К работе над своей образовательной программой и планированием деятельности такой педагог приступает неохотно и отбирает для нее только тот материал, который интересен ему самому. Чертой данного педагогического стиля является особое увлечение разнообразными методами, оригинальными приемами обучения, процессом его организации и управления.
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для педагога характерна ориентация на процесс и результат образовательного процесса, адекватное его проектирование. Такого педагога отличает высокая оперативность, открытость, мобильность в своей работе, стремление прочно заинтересовать, увлечь детей особенностями изучаемого предмета или направления деятельности.
1 См.: Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993. - С. 180-190.
Педагога с данным стилем работа над своей образовательной программой очень увлекает, и он может заниматься ею практически постоянно, осваивая новые для себя области знания.
Для двух других моделей индивидуальных стилей - рассуждающе—импровизационный стиль (РИС) и рассуждающе-ме- тодичный стиль (РМС) — характерно меньшее увлечение методическим разнообразием, изобретательностью, импровизацией, чем у педагогов с эмоциональным стилем, при сохранении ориентаций на процесс и результат образовательной деятельности. Между собой их различает степень системной организованности, упорядоченности, управляемости деятельности. Для педагога с рассуждающе-методическим стилем характерна в целом рефлексивность, что является серьезным основанием для построения индивидуальной программы собственной деятельности по педагогической поддержке.
Итак, мы выделили конструктивные основания профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей, но готовность к осуществлению педагогической деятельности не ограничивается мотивами деятельности и определенностью в стилевых проявлениях личностно-профессиональной индивидуальности. Только их соединение (интеграция) с системой профессионально-ориентированных знаний, навыков, умений и компетенций обеспечит подлинный профессионализм и педагогическое мастерство.
К сожалению, можно уверенно констатировать, что современные педагогические вузы (педагогические колледжи, училища и пр.) учат специальности, а не профессии, забыв что первоначальный смысл слова педагог - «веду дитя», воспитываю, помогаю ему найти свою дорогу в жизни.
Педагогическое образование ориентировано преимущественно на изучение стандартного набора учебных дисциплин, инструктивных методик и стереотипов поведения. С таким «багажом» выпускнику педагогического вуза трудно адаптироваться в учреждении дополнительного образования детей к выполнению деятельности, целью которой является развитие индивидуальности, ее мотивов к творчеству и познанию.
Дипломированный специалист готов на демонстрацию своей информированности, эрудиции, умелости, ориентирован на общение с аудиторией, в которой учащийся - объект, призванный усваивать, запоминать, накапливать. Владея в той или иной степени чертами традиционного ритуального педагогического мышления и поведения, такой специалист не знаком с природой сотворчества, взаимного обмена деятельностью и общением с другим субъектом - обучающимся. Поэтому педагогами дополнительного образования сегодня чаще всего становятся по случайному стечению жизненных обстоятельств, вопреки приобретенной специальности.
Для того чтобы продолжить исследование особенностей профессии «педагог дополнительного образования» еще раз обратим внимание на содержание понятий «профессия», «профессионализм и профессиональное мастерство», «компетентность» и поставим акценты на том, что имеет принципиальное значение в профессиональном становлении педагога учреждения дополнительного образования детей.