Классификация проектов
Виды проектов классифицируются по различным признакам
Виды проектов
Проекты можно объединить в несколько видов или кластеров. Основные из них:
- Исследовательский
- Творческий
- Практико-ориентированный
- Игровой
- Социальный
- Исследовательский проект – направлен на изучение явления или проблемы (проводить различные научные эксперименты, проводить научные исследования, заниматься наблюдением, собирать информацию). Обычно продуктом такого проекта становиться описание явления, формула, учебное пособие, словарь и тд.
- Творческий проект - главная цель – создание мероприятия или произведения. Видео, газета, блог и тд.
- Игровые проекты – создание деловых, ролевых, настольных игр.
- Практико-ориентирование проекты - направлены на решение какой-то конкретной проблемы или ситуации.
- У таких проектов всегда есть конкретный результат или продукт который можно использовать на практике. Например, опрос людей для статьи газеты, серия образовательных роликов и т.д.
- Социальные проекты – это проекты, направленные на положительные изменения в обществе в разных областях. Это проекты развивающие, помогающие в трудных жизненных ситуациях, тема острая, волнующая многих. Социальный проект состоит из реальных действий направленных на решение некой насущной проблемы.
Этапы проекта
Проблема
Планирование
Поиск ресурсов
Продукт
Презентация
Проблема
- Это тот вопрос, который волнует тебя и касается других людей. Возможно, это то, что ты хотел бы изменить в окружающем мире. Важно, чтобы проект был направлен на решение конкретной проблемы. например, загрязнение окружающей среды, наркомания тд.
- Нужно учитывать интересы, мнение и потребности целевой аудитории. Если проект создан без учета данных моментов, он окажется не нужным.
- Проблема – зависимое поведение среди молодежи
- Тема – здоровый образ жизни
- Результат – проведение акции, создание клуба и тд.
- Проблема – это то, что рождает идею проекта,
Планирование
Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
Поиск ресурсов
Важно понимать, какая информация тебе нужна для решения проблемы, где ее взять, какое оборудование, материалы понадобиться, сколько это займет времени и финансов, и самое главное кто тебе в команде.
Продукт
- Приступаем к осуществлению проекта, который нацелен на получение результата.
РЕЗУЛЬТАТ = ПРОДУКТ
Продукт – это может быть статья, видео фильм, квест, игра, выставка.
Презентация
Нужно уметь представить свой проект аудитории.
Практическое задание
- Выбрать реально существующий проекты, отметить что именно тебе в них понравилось. Проанализировать и определить к какому виду они относятся.
- Расспросить своих знакомых (друзей, одноклассников, родителей) какие темы для них актуальнее всего, какие вопросы их волнуют.
Задумываясь над проблемой, стоит задать себе вопрос :
- Зачем нужно что-то изучать по этой теме?
- Что даст полученный результат?
- Кому это может пригодиться?
Примеры проблем:
- проблемы курения в подростковой среде;
- проблемы формировании зависимости детей от компьютерных игр или от некоторых продуктов питания,
- проблемы отношений в классе,
- проблемы гимназистов при выборе профессии ,
- проблемы учебной мотивации школьников,
- проблемы отношений подростков и их родителей.
Тема проекта -
это своего рода визитная карточка исследования
Первоначальная формулировка темы может носить неокончательный вариант, а только лишь предварительный.
Традиционные требования к формулировке:
тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Желательно, чтобы тема была вам интересна, она должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Примеры ТЕМЫ:
- Психологический портрет ученика глазами учителей и родителей.
- Результаты загрязнения окружающей среды (на примере Воронежа и Воронежской области).
- Роль и значение рекламы в экономике нашего региона. Самая яркая личность и её влияние на ход общественного развития
- Самое позитивное событие прошедшего тысячелетия
- Самые вредные достижения цивилизации.
- События, которые потрясли мир.
- Социально-психологические особенности молодёжных субкультур.
- Социальные факторы молодёжной преступности.
- Стратегия развития России: догоняющая модель или поиск собственного пути.
- Тенденции развития ценностных ориентаций современной молодёжи.
- Терроризм, как фактор укрепления авторитарного государства.
- Толпа как разновидность социальных общностей.
- Учение о ноосфере.
- Человек – феномен современной компьютерной индустрии.
- Человек и культура.
- Этика, мораль и политика.
Следующий этап – целеполагание.
На этом этапе определяется: к чему должен прийти проект и каких достичь целей. Э то желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта.
Хорошо сформулированная цель проекта должна быть:
конкретной (однозначно воспринимаемой всеми участниками),
измеримой (это значит, что вы должны сформулировать выявленную проблему в конкретных показателях),
достижимой при заданных временных и ресурсных ограничениях.
☞ Например:
– провести объединяющее мероприятие на английском языке для иностранных и российских студентов на территории кампуса СПбПУ, рассчитанное на не менее 5 смешанных команд, длительностью не более 90 минут.
Желательно представить себе как можно больше способов достижения цели и выбрать из них самый оптимальный. Естественно, при выборе пути решения не забудьте оценить свои возможности.
После выбора темы проекта настает время определить ЦЕЛЬ
Цель (цели) – то, что мы хотим получить в результате проекта.
Формулировка целей обычно начинается со слов:
- Выявление…
- Разработка…
- Определение…
- Создание…
- Изучение…
- Выполнение…
- Нахождение…
- Исследование…
Простая схема составления цели проекта
- 1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
- 2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).
Полученная формулировка цели в исследовательской работе записывается так:
Цель проекта: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.
Примеры:
- Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
- Исследование истории и роли города в истории страны на ее восточных рубежах.
- Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения местного народа
- Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса
- Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.
- Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.
- Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.
- Определить фирму - производитель, выпускающую яблочные соки соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.
- Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.
- Узнать тайну невидимок и почувствовать себя волшебницей.
- Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
- Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
- Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.