СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование для 8 класса по теме: Классификация животных и основные систематические группы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классификация животных и основные систематические группы

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование для 8 класса по теме: Классификация животных и основные систематические группы»

Тема урока:

Классификация и значение животных.

Цель: рассмотреть основные систематические единицы (вид, род, отряд, тип), роль животных в природе и жизни человека

Задачи:

  • предметные:

  • рассмотреть многообразие животных на земле, их связь с окружающей средой;

  • дать представление о значении животных в природе и жизни человека.

  • развивающие:

  • развивать умения обобщать, выделять главное, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию в форме конспекта, таблицы, схемы;

  • воспитательные:

  • способствовать воспитанию положительного отношения к процессу учения, целеустремленности и самостоятельности;

  • содействовать развитию познавательной активности учащихся;

   тип урока: изучение нового материала

   оборудование: рисунки, фотографии, таблицы

Основные понятия темы: Систематика, Ареал, Классификация, Таксоны, Вид, Популяция

Методы обучения:

-частично-поисковый;

-иллюстративный;

-словесный (беседа, объяснения).

Приемы обучения:

-разъяснение;

-рассуждения;

-общая характеристика;

-самостоятельная работа с учебником;

-работа в тетрадях;


ход урока

Эпиграф к уроку.

«Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом».

Сократ

  1. Проверка домашнего задания по теме «Зоология- наука о животных»

Фронтальный опрос

  • Сходство и различие животных и растений

  • Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

Изучение новой темы

Запомните:

- Карл Линней – основоположник систематики

- В основе систематики – бинарная номенклатура – двойное название любого организма (родовое и видовое название)

Систематические категории в зоологии:

Царство

Подцарство

Тип

Класс

Отряд

Семейство

Род

Вид


Многообразие животных

В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и даже человека. Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) — более 1 млн. видов. Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров. Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы. Немного по сравнению с другими группами современных птиц — 8600 видов, еще меньше млекопитающих — около 4000 видов. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — благодаря плавникам, третьи закапываются в ил. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное, когда-либо жившее на Земле, — синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.

Значение животных. Дикие и домашние животные

    1. Велика роль в природе животных — опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.

    2. Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния.

    3. Проявляется и отрицательная роль животных в природных сообществах. Многие приносят вред растениям, которыми питаются. Массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги. Азиатская перелетная саранча полностью уничтожает растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Из-за действий саранчи человек полностью лишается урожая.

    4. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека. Для человека важное значение имеют дикие промысловые животные. Значительную часть белковой пищи человек получает за счет, вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц. Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений.

    5. Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, шерсть, мед), пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу. Одной из первых была одомашнена собака (более 10 тыс. лет назад). Предком ее был волк. Много лет собака служит человеку помощником в охоте, охране домашних животных, жилья и самого хозяина. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке. Самый известный памятник собаке находится в Париже. Он посвящен сенбернару, спасшему 40 человек, сбитых снежными лавинами в Альпах. Памятник на Аляске поставлен вожаку ездовых собак, который вывез замерзавшего и потерявшего дорогу ездока к людям. Есть и другие памятники собакам: поводырю слепых; собакам, служившим на границе; помощникам людей, оставшимся верными своим хозяевам даже после их смерти. Есть памятник собаке, страдающей на благо науке. Открыт он был по инициативе известного русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте памятника написаны такие слова: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства. И. Павлов». Наибольшее значение имело одо­машнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных — ЭТО млекопитающие и птицы.

Итак, современная зоология — это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение. Основы ее излагаются в настоящем учебнике.

Закрепление

Определите количество а) особей, б) видов и в) родов животных, указанных в списке:

Лисица обыкновенная 7. Ласточка деревенская

  1. Медведь бурый 8. Тюлень обыкновенный

  2. Ласточка береговая

  3. Тюлень гренландский

  4. Медведь белый

  5. Сельдь атлантическая

Рефлексия:

  • Чем мы сегодня занимались?

  • Что мы для этого делали?

  • о чём бы мне сегодня хотелось рассказать дома после этого урока?

Задание на дом

§ , вопросы после параграфа, закончить схему

творческое задание: составить карточку на попугайчиков из живого уголка по плану: название животного (русское, латинское), семейство, отряд, класс, родина

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!