СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классика и современность

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсный урок по теме "Классика и современность" для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Классика и современность»

Цели:

  • Расширить знания об известных исполнителях классических музыкальных произведений.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Сформировать представления о многогранности творчества композиторов.

  • проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи:

  • Обучающая:

  • закрепить знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка,

  • классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

  • актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,

  • выражение личностного отношения к музыке,

  • систематизация знаний о музыке.



  • Развивающая:

  • развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;

  • развивать способность размышлять о музыке.

  • развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

  • развивать представления, память, воссоздающее воображение,

  • развивать зрительное и слуховое восприятия.



  • Воспитательная:

  • воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,

  • воспитывать умение работать в коллективе.

  • воспитывать художественный вкус учащихся.



Ожидаемый результат:

Знать понятия:

1. Классика, современность, классическая музыка, современная музыка, классика жанра, стиль.

2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тип урока: вводный.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 7 класс

УМК:

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.

Фонохрестоматия музыкального материала 7 класс.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.

Музыкальный материал:

  1. Д.Шостакович Симфония №7

  2. Louis Armstrong – Hello Dolly;

  3. Рок опера «Юнона и Авось» «Аллилуйя» - Николай Караченцов, Анна Большова.

  4. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» Танец рыцарей;

  5. И.С. Бах «Токката и фуга ре-moll»;

  6. Альфред Шнитке "Дети и Шахматы";

  7. Песня из кинофильма "Обречённая стать звездой" , "Осени не будет никогда".

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

Организация начала урока .

Актуализация знаний.

Основной этап урока.

  • Беседа

  • Слушание и анализ музыкальных произведений.

  • Продолжение беседы.

  • Слушание музыки.

  • Дыхательные упражнения.

Вокально-хоровая работа.

  • Распевание

  • Работа над песней.

Подведение итогов урока.



Ход урока.

  • Организация учащихся на урок.

Приветствие. Беседа: «Где мы встречаем музыку в жизни?»

- ответы детей …

  • Актуализация знаний.

-Ребята, из беседы с вами о том где мы встретили музыку, я поняла, что музыка всегда с нами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.

- А какая музыка будет существовать всегда?

- ответы детей ...

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической. Тема нашего урока: Слайд №1.

Основной этап урока.

- Что означает слово «классика»?

- ответы детей …

- Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Слайд №2.

- Классической называю античное искусство Древней Греции и Древнего Рима, а так же искусство эпохи возрождения и классицизма.

- Понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть произведения , созданные в далеком прошлом, так и современные. Слайд №3

- Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, которые еще не прошли проверку временем. Некоторые современники ошибаются в оценке музыкальных произведений. Многие произведения не получившие признания при жизни авторов, в последствии вошли в золотой фонд мировой музыки. Примеру этому – творчество С. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке. Слайд №4. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Одно из них мы сейчас послушаем. Симфония № 7 «Ленинградская» - одно из важнейших произведений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, созданное в 1941 году. Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония. Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета. В этом произведении, как ни где отражается характер и дух русского народа.

(Слушание фрагмента: Д.Шостакович Симфония №7) Слайд №5.

- Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?

- ответы детей…

-Существует понятие «Классика жанра», в этом случае классическими называют произведения «Легкой» музыки, такие как эстрадная, джаз, рок. Слайд №6 – они являются образцовыми в своем жанре.

- Теперь давайте вспомним современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?

- ответы детей…

Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.

- Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими?

- Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки? Слайды №7-9.

  1. (Слушание фрагмента: Louis Armstrong – Hello Dolly, рок-опера Рок опера «Юнона и Авось» «Аллилуйя» - Николай Караченцов, Анна Большова.; С. Прокофьев «Ромео и джульетта» Танец рыцарей, И.С. Бах «Токката и фуга ре-moll»)

Слушание и анализ музыкальных произведений.

После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.

Продолжение беседы.

- Мы уже говорили с вами о понятии "классика жанра", Слайд №10. Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.

- Как вы думаете, почему?

- ответы детей…

- Музыку можно слушать по-разному. Можно просто наслаждаться ею, не задумываясь над тем, почему данное произведение взаимодействует на нас, в чем своеобразие музыкального языка, присущего его автору. В этом случае нам вряд ли откроется все богатство содержания, заложенного в этом сочинении.

В искусствоведении есть такой термин как стиль, в музыке же этот термин относится к области формы, под корой понимается вся совокупность музыкальной выразительности, включающая элементы музыкального языка, принципы формообразования, разные приемы. Понятие стиля в музыке возникло в конце эпохи Возрождения, т.е. в период становления и развития закономерностей музыкальной композиции, получивших отражение в эстетике.

Дословно стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. Слайды №11. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке выдающийся советский и российский композитор, пианист, теоретик музыки и педагог — автор статей о русских и советских композиторах Альфред Гарриевич Шнитке (1934—1998) был одиним из наиболее значительных музыкальных деятелей конца XX века. Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 г. в городе Энгельс в Республике немцев Поволжья. Музыкальное образование для него началось в 1946 г. в Вене, куда его отец, переводчик и журналист, был командирован после Великой отечественной войны. Слайды №12-13.

Слушание музыки.

Звучит песня: Альфред Шнитке "Дети и Шахматы" Слайд №14.

- Понравилась музыка?

- ответы детей…

- Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?

- ответы детей…

Вокально-хоровая работа.

Распевание.

Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, на гласных «а», «о», «у»,

с использованием слогов "ми-ме-ма-мо".

Работа над песней.

Песня из кинофильма "Обречённая стать звездой" , "Осени не будет никогда".



- Какое впечатление произвела на вас песня?

- ответы детей…



- Современна ли эта песня?

- ответы детей…

- Почему?

- ответы детей…

- О чем она?

- ответы детей…

Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-фразировку;

-дикцию.

Подведение итогов урока.

- Понравилось говорить о музыке?

- ответы детей…

"Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою."

- Как вы понимаете это высказывание?

- ответы детей…

- Какое искусство мы называем классическим?

- ответы детей…

- Какая музыка нужна современному человеку?

- ответы детей…

- Почему Шостаковича, Прокофьева считают великими нашими современниками?

- ответы детей…

- Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?

- ответы детей…

- Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?

- ответы детей…

-Вспоминается широко известное высказывание: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты…». Урок хотелось бы закончить словами композитора Д.Д.Шостаковича. Слайд №15.

-Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, насколько велико влияние музыки на человека. Слайд №16.

Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:

  • сообщение,

  • найти интересные статьи о музыке.

- Спасибо всем за активную работу.

Выставление отметок.