СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классные часы по Правилам Дорожнего Движения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классные часы по Правилам Дорожнего Движения»

Классные часы по ПДД

Рябоконь А. А.

6-й класс

Классный час № 1

ТЕМА “НАШ ГОРОД”

УЧИТЕЛЬ. Мы с вами живем в большом городе. Это крупный промышленный центр. У нас в городе много промышленных предприятий, где работают тысячи жителей. Наш город – крупный транспортный центр. Сотни автомобилей заняты перевозкой различных промышленных грузов, пассажиров обслуживают десятки автобусов и троллейбусов. Каждое утро горожане выходят на улицы и становятся участниками дорожного движения – пешеходами. Интенсивность дорожного движения с каждым годом увеличивается, а с ней возрастает и вероятность дорожно – транспортных происшествий. Именно поэтому мы с вами изучаем правила дорожного движения, знакомимся с правилами безопасности поведения на дорогах. Сегодня мы поговорим о районе города, где находится наша школа и где вы проживаете. (Учитель строит свой рассказ с учетом места проживания – города, поселка, района).

(Учитель перечисляет близлежащие улицы, места переходов, перекрестки, отмечает участки с наиболее интенсивным движением транспорта, опасные для пешеходов).

УЧИТЕЛЬ. Расскажите известные вам правила поведения пешехода на улице.

(Учащиеся рассказывают о правилах поведения и движения пешеходов).

УЧИТЕЛЬ. Расскажите известные вам правила перехода дороги в городе и загородной дороги.

(Учащиеся рассказывают о правилах перехода проезжей части.

Учитель обращает внимание на близлежащие остановки общественного транспорта).

УЧИТЕЛЬ. Расскажите о правилах посадки на общественный транспорт и правила поведения на общественном транспорте.

(Учащиеся рассказывают об известных им правилах пользования общественным транспортом).

УЧИТЕЛЬ. Ребята, после того как мы изучили обстановку в районе школы, вспомнили правила дорожного движения и поведения пешеходов, правила пользования общественным транспортом, давайте назовем и разберем более безопасные маршруты: из дома в школу, из дома в библиотеку, из школы на стадион, из дома в кинотеатр и т. п.

Мы заслушаем эти рассказы и выберем из них лучшие, где весь путь пройден без ошибок.

(Учащиеся представляют свои рассказы, выбирают лучшие варианты).







Классный час № 2

ТЕМА “ПРИЧИНЫ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОИСШЕСТВИЙ”

УЧИТЕЛЬ. С каждым годом транспортных средств становится все больше и больше. Возрастает количество пешеходов и пассажиров на транспорте.

Все сложнее становится обстановка на дорогах, возрастает интенсивность дорожного движения и вероятность дорожно-транспортных происшествий. Поэтому всем участникам движения – пешеходам и водителям – надо быть особенно дисциплинированными, внимательными и вежливыми по отношению друг к другу.

Дорожно-транспортные происшествия происходят по вине как водителей, так и пешеходов.

Сначала я хочу вам рассказать о самом понятии дорожно-транспортного происшествия.

Под дорожно-транспортным происшествием понимаются события, возникшие в процессе движения транспортных средств и сопровождаемые гибелью или ранением людей, повреждением транспортных средств, сооружений, грузов или повлекшие иной материальный ущерб. Таким образом, обязательным критерием, по которому событие классифицируется как дорожно-транспортное происшествие, является процесс движения. Поэтому, скажем, пожар, возникший в автомобиле на стоянке, не рассматривается как дорожно-транспортное происшествие.

Анализ данных о количестве происшествий свидетельствует о том, что очень часто их жертвами становятся пешеходы. Особенно часто дорожно-транспортные происшествия происходят в городах и поселках, т. е. в населенных пунктах, где наблюдается большое скопление транспорта и пешеходов.

В чем же причина дорожно-транспортных происшествий? Причина проста – незнание пешеходами правил дорожного движения, недисциплинированное поведение на улицах и городах, пренебрежительное отношение к требованиям правил.

Наиболее частыми причинами аварий по вине пешеходов является внезапное появление их на проезжей части, переход перед близко идущим транспортом, переход улицы (дороги) в неустановленном месте, выход на проезжую часть из-за препятствия, переход проезжей части на красный свет, невнимательность при переходе улицы, хождение по проезжей части и игры на ней.

Для обеспечения безопасности движения на улицах и дорогах принимаются различные меры: улучшается качество покрытий проезжей части, расширяется дорожное полотно и оборудуются обочины для улучшения условий движения и остановки транспорта, устанавливаются дорожные знаки, информирующие водителей и пешеходов о дорожной обстановке и опасностях, оборудуются пешеходные переходы, устанавливаются светофоры (в том числе с вызывным устройством).

В наиболее опасных местах дежурят инспектора дорожно-патрульной службы. Отряды юных инспекторов движения помогают учащимся избежать опасности в районе школ, следят за дисциплиной, соблюдением правил дорожного движения юными пешеходами.

Ответьте на вопросы:

1. Почему важно знать и соблюдать правила дорожного движения?

2. Что мы понимаем под дорожно-транспортным происшествием?

3. По чьей вине происходят дорожно-транспортные происшествия?

4. Какие причины дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов вы знаете?

5. Какие меры применяются для обеспечения безопасности движения?



Классный час № 3

ТЕМА “НАЗНАЧЕНИЕ

ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ”

УЧИТЕЛЬ. Ребята, прежде чем перейти к новой темы беседы, давайте вспомним, о чем мы говорили в прошлый раз.

Вопросы для повторения:

1. Расскажите о правилах поведения на улице.

2. Как надо переходить регулируемый перекресток?

3. Расскажите о правилах перехода нерегулируемого перекрестка.

4. Расскажите о правилах перехода проезжей части дороги вне перекрестка.

5. Укажите знак, который устанавливается у пешеходного перехода.

6. Как надо переходить улицу после выхода из общественного транспорта?

Среди причин, вызывающих дорожно-транспортные происшествия, вы назвали переход улицы (дороги) в неположенном месте. А как найти место перехода?

УЧАЩИЙСЯ. Место перехода мы найдем с помощью знака “Пешеходный переход” и по белым полоскам на проезжей части – “зебре”.

УЧИТЕЛЬ. Верно. Пешеходный переход обозначен белыми линиями. Но кроме линии пешеходного перехода на улицах и дорогах, а также на различных дорожных сооружениях (на мостах, эстакадах, путепроводах и т. п.) можно увидеть различные линии, надписи и другие обозначения, нанесенные краской белого, черного или желтого цвета. Все эти линии и обозначения называются дорожной разметкой. Она предназначена для того, чтобы водители и пешеходы лучше ориентировались в дорожном движении. Тем самым повышается безопасность на дорогах.

Разметка бывает двух типов: горизонтальная и вертикальная. Линии и обозначения, нанесенные на проезжей части улиц и дорог, называются горизонтальной разметкой. Их наносят краской белого или желтого цвета. Это линии пешеходного перехода – широкие белые полосы, нанесенные поперек проезжей части. Такая разметка обозначает пешеходный переход типа “зебра”. На широких улицах переход типа “зебра” иногда дополняют стрелками. Эти стрелки напоминают пешеходам, что при переходе дороги надо придерживаться правой стороны. Разметка типа “зебра” – белые полосы поперек проезжей части – наносится там, где находится нерегулируемый пешеходный переход.

Регулируемый пешеходный переход обозначается белым пунктиром с утолщенными штрихами – линиями, разделяющими потоки транспорта противоположных направлений, и полосами для движения в одном направлении. Эти линии могут быть сплошными и прерывистыми. Пересекать сплошные линии или двигаться по ним нельзя. А прерывистые линии пересекать можно, причем с обоих сторон. Пешеходы должны помнить, что, дойдя до линии разделения транспортных потоков противоположных направлений, надо посмотреть направо, в случае необходимости пропустить транспортные средства и продолжить переход улицы (дороги). Есть линии, обозначающие места, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть улицы или дороги. Разметка выглядит в виде прерывистой (пунктирной) линии с утолщенными штрихами в виде квадратиков. Велосипедист, двигающийся по велосипедной дорожке, в местах ее пересечения с проезжей частью должен уступить дорогу приближающемуся транспорту, убедиться в своей безопасности и пересечь проезжую часть.

Перед пешеходными переходами наносят стоп – линию. При запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика водители обязаны остановиться перед этой линией. Она может дублироваться надписью на проезжей части или знаком “Стоп”. Желтый зигзаг с тремя зубцами указывает место стоянки общественного транспорта, а также такси.

Все эти линии относятся к горизонтальной разметке. Но есть разметка и вертикальная. Она наносится в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог и показывает их габариты. Такая разметка помогает водителям ориентироваться в дорожной обстановке, показывая представляющие опасность опоры мостов, путепроводов, края пролетов тоннелей, столбики, опоры ограждения, бордюры и т. п.

Ответьте на вопросы:

1. Для чего предназначена дорожная разметка?

2. На какие два вида делится дорожная разметка?

3. Какие линии дорожной разметки вы знаете?

4. Как обозначается пешеходный переход?

5. Для чего предназначена стоп – линия?

6. Где можно увидеть вертикальную разметку?

Классный час № 4

ТЕМА “СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА

С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ СЕКЦИЯМИ.

СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВЩИКА”

УЧИТЕЛЬ. На сегодняшнем занятии давайте вспомним сигналы светофора и жесты регулировщика. Назовите известные вам виды светофоров.

УЧАЩИЙСЯ. Светофоры бывают транспортные, регулирующие движение транспорта, и пешеходные, управляющие движением пешеходов.

УЧИТЕЛЬ. Сколько секций у пешеходного светофора? Как они выглядят?

УЧАЩИЙСЯ. У пешеходного светофора две секции: одна красного, другая зеленого цвета. На их стеклах силуэты пешеходов: на красном фоне пешеход стоит, на зеленом – идет.

УЧИТЕЛЬ. Когда можно перейти проезжую часть?

УЧАЩИЙСЯ. При зеленом сигнале светофора.

УЧИТЕЛЬ. Расскажите о сигналах транспортного светофора. Сколько секций он имеет?

УЧАЩИЙСЯ. У него три секции. Красный сигнал – стоп, желтый – приготовиться, зеленый – путь свободен.

УЧИТЕЛЬ. Покажите жесты регулировщика, соответствующие этим сигналам.

(Учащиеся показывают жесты регулировщика и комментируют их).

УЧИТЕЛЬ. На перекрестках с интенсивным боковым движением (поворотами) применяются светофоры с дополнительными секциями в виде зеленой светящейся стрелки. Они устанавливаются с одной или обеих сторон светофора на уровне основного сигнала. Дополнительные секции могут включаться одновременно с красным или основным (зеленым) сигналом. Если горит красный сигнал и левая дополнительная секция, то транспорт может совершить поворот налево и разворот. Если горит правая секция, то соответственно можно повернуть направо.

Если светофор оборудован двумя дополнительными секциями, а горит основной зеленый сигнал, то движение транспорта разрешено только прямо. Если горят одновременно основная и дополнительная секции, то движение разрешается прямо и в направлении, указанном стрелкой на дополнительной секции. ЗАПОМНИТЕ: В СТОРОНУ НЕГОРЯЩЕЙ СЕКЦИИ ПОВОРОТ ЗАПРЕЩЕН!

Пешеходам, переходящим проезжую часть на перекрестке, где установлен светофор с дополнительными секциями, надо быть особенно осторожными. Если не установлен пешеходный светофор, то переходить проезжую часть следует при включении основного сигнала транспортного светофора, убедившись в отсутствии транспорта. ПРИ ГОРЯЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СЕКЦИЯХ ПЕРЕХОДИТЬ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ НЕЛЬЗЯ!

А теперь поговорим о регулировании дорожного движения с помощью жестов регулировщика. В сложной дорожной обстановке, чтобы не допустить скопление транспорта и аварий, движением командует регулировщик. Его сигналы важнее сигналов даже работающего светофора. Регулировщик сам решает, какой транспорт и куда следует направить, устанавливает очередность проезда. Жесты регулировщика надо знать всем – и водителям, и пешеходам. Регулировщик подает сигналы, изменяя положение рук и корпуса.

Регулировщик поднял жезл (руку) вверх. Это соответствует желтому сигналу светофора “Приготовиться!”. Пешеходы и транспорт стоят – движение со всех сторон перекрестка запрещено.

Регулировщик стоит, вытянув руки в сторону или по швам: со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовому транспорту – прямо и направо, пешеходам переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

Регулировщик стоит, вытянув правую руку вперед: со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовому транспорту – во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо. Со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

УЧИТЕЛЬ. А теперь, ребята, посмотрите на рисунки, изображающие светофоры с дополнительными секциями, и ответьте на вопросы.

Для чего применяются дополнительные секции светофора?

УЧАЩИЙСЯ. Для регулирования бокового движения.

УЧИТЕЛЬ. В каких направлениях можно ехать при горящем красном сигнале светофора и дополнительной секции?

УЧАЩИЙСЯ. В направлении, указанном стрелкой на дополнительной секции.

УЧИТЕЛЬ. В каком направлении можно ехать при горящем основном сигнале светофора?

УЧАЩИЙСЯ. Можно ехать только прямо.

УЧИТЕЛЬ. В каких направлениях можно ехать при горящем основном сигнале и горящей дополнительной секции?

УЧАЩИЙСЯ. Можно ехать прямо и в сторону, указанную стрелкой на дополнительной секции.

УЧИТЕЛЬ. Можно ли при этом повернуть в сторону негорящей секции?

УЧАЩИЙСЯ. Нельзя.

УЧИТЕЛЬ. Покажите жесты регулировщика и объясните их значение.

(Учащиеся показывают жесты и объясняют их значения).

Молодцы, ребята. К следующему занятию я прошу вас повторить известные вам дорожные знаки.





Классный час № 5

ТЕМА “ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ”

УЧИТЕЛЬ. К сегодняшней беседе вы должны были повторить известные вам дорожные знаки. Но прежде мне хотелось бы рассказать вам о том, как они появились.

История дорожных знаков

Самые старые их всех дорожных знаков – указатели расстояний. Для того чтобы люди не сбились с дороги, ее помечали. Так, в Древнем Риме устанавливали каменные столбы-указатели, а у здания Форума в самом Риме стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог.

Наши предки – славяне – тоже заботились о путешественниках, старались помочь им выбрать правильное направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали ветки из сучьев, делали затесы на стволах, а в степи вдоль дорог укладывали камни и ставили столбы. На перекрестках дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, строили часовни.

Более 300 лет назад при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он приказал между Москвой и загородной резиденцией – селом Коломенское – через каждую версту поставить высокие столбы, чтобы их не заносило снегом и они указывали дорогу зимой. В народе их прозвали “коломенской верстой”. При Петре Первом строительство дорог возросло. На большаках стали устанавливать верстовые столбы и раскрашивать их в цвета государственного российского флага.

Позднее стали устанавливать столбы на перекрестках и делать на них надписи, куда какая дорога ведет. Дороги, на которых ставили столбы, стали называться столбовыми; на второстепенных дрогах столбов не было.

Но когда вместо саней, колясок, телег, запряженных лошадьми, потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояний мало. Стало ясно, что нужны дорожные знаки.

Поначалу каждая страна имела свои дородные знаки, их изготовляли дорожные органы. Но постепенно автомобильное сообщение между странами стало осуществляться довольно часто, возникла необходимость введения дорожных знаков международного значения. Попытка ввести единые международные знаки была предпринята в 1909 г. С этой целью в Париже собралась Международная конференция по дорожным знакам, на которой были приняты четыре международных знака.

Неровная дорога”, “Перекресток”, “Крутые повороты”, “Железнодорожный переезд” – эти знаки имели символы, почти полностью соответствующие тем, которые применяются на современных знаках.

В 1968 г. на следующей конференции уже было введено 126 знаков. В 1978 г. был принят новый государственный стандарт, который установил 7 групп дорожных знаков.

УЧИТЕЛЬ. А теперь назовите мне известные вам дорожные знаки.

(Учащиеся называют или показывают по таблице известные им дорожные знаки).

УЧИТЕЛЬ. Назовите известные вам группы дорожных знаков.

УЧАЩИЙСЯ. Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички).

УЧИТЕЛЬ. Прочтите текст и ответьте, каково предназначение знаков различных групп и каковы их отличительные признаки. Где устанавливают дорожные знаки?

(На столах учащихся лежат розданные заранее тексты).



Текст для учащихся

Предупреждающие знаки устанавливаются в местах, где от водителя и пешехода требуется особая осторожность. Они предупреждают о возможной опасности. Форма большинства этих знаков треугольная, кайма красного цвета, рисунки – черного, а фон – белого.

Знак приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков или узких мест.

Запрещающие знаки не разрешают какие либо действия для водителей или пешеходов. Форма круглая, кайма красного цвета, рисунки – черного.

Предписывающие знаки вводят или отменяют те или иные режимы движения. Форма из круглая, фон – голубой, рисунки – белого цвета.

Информационно – указательные знаки помогают водителю ориентироваться в дорожном движении и сообщают ему различную информацию. Они квадратной или прямоугольной формы, рисунки белого или черного цвета, а фон может быть голубым, зеленым, белым, желтым.

Знаки сервиса помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути, например оповещают о местах отдыха, автозаправочных станциях, пунктах первой медицинской помощи и т. д. Эти знаки прямоугольной формы, голубые, фон белый, рисунки черные и красные.

Есть еще группа знаков дополнительной информации – таблички, которые помогают упорядочить движение потоков транспортных средств или уточнить, усилить действие знаков. По форме они прямоугольные, фон белого цвета, рисунки и надписи – черного.



УЧИТЕЛЬ. Хорошо. Теперь углубим наши знания: изучим новые знаки из различных перечисленных вами групп. Начнем с предупреждающих знаков. Я буду вам показывать знаки и сообщать об их значении.

Знак “Железнодорожный переезд со шлагбаумом”. Устанавливается перед охраняемым железнодорожным переездом, предупреждает водителей об опасном участке. При опущенном шлагбауме и включенной сигнализации – 2 мигающих красных огня – проезд и переход через путь запрещен.

Знак “Железнодорожный переезд без шлагбаума”. Предупреждает о том, что впереди неохраняемый переезд. Переезжать и переходить можно с особой осторожностью, убедившись в отсутствии приближающегося поезда.

Оба эти знака повторяются: один устанавливается перед переездом, а другой подальше.

Знак “Пересечение с трамвайной линией”. Такой знак устанавливают, чтобы предупредить водителей и пешеходов об опасном участке.

Знак “Двустороннее движение” предупреждает водителей, двигающихся по дороге с односторонним движением, о начале дороги с встречным движением.

Знак “Опасный поворот”. Стрелки показывает направление поворота. На крутом повороте водителям следует сбавить скорость, чтобы не опрокинуться. Пешеходам в этих местах переходить проезжую часть нельзя, так как из-за ограниченной видимости трудно рассмотреть приближающийся транспорт.

Знак “Пешеходный переход” предупреждает водителей о местах перехода через проезжую часть. Водителям после этого знака полагается снизить скорость.

Знак “Дети” устанавливается около школ и рядом со всеми детскими учреждениями. Как вы думаете, о чем он предупреждает водителей?

УЧАЩИЙСЯ. О том, что на проезжей части могут внезапно появиться дети.

УЧИТЕЛЬ. Правильно. Водителям следует повысить внимание и снизить скорость.

Знаки “Крутой спуск” и “Крутой подъем” устанавливаются в местах соответственно подъемов и спусков Водителям в этих местах надо ехать с особой осторожностью. Следует ли пешеходам переходить здесь дорогу?

УЧАЩИЙСЯ. Нет, так как из-за гребня холма может внезапно появиться транспорт.

УЧИТЕЛЬ. Верно. И наконец, последний знак из группы предупреждающих. На нем изображен восклицательный знак – символ того, что могут встретиться не предусмотренные другими знаками препятствия, например обрывы, выступы скал, низко висящие ветви деревьев. Этот знак называется “Прочие опасности”. После этого знака водителям следует снизить скорость.

Проезд перекрестков – один из самых сложных вопросов дорожного движения. Назовите два известных вам вида перекрестков.

УЧАЩИЙСЯ. Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые.

УЧИТЕЛЬ. Чем они отличаются?

УЧАЩИЙСЯ. На регулируемом перекрестке установлен светофор или движением руководит регулировщик, на нерегулируемом нет ни светофора, ни регулировщика.

УЧИТЕЛЬ. Правильно, в таком случае очередность проезда регулируется знаками из группы приоритета. Первый их них – знак “Главная дорога” Водитель, двигающийся по ней, имеет преимущество. Водители, подъезжающие по второстепенной дороге, обязаны уступить.

Второстепенную дорогу легко определить по знакам: “Пересечение с второстепенной дорогой”, “Примыкание второстепенной дороги”, “Уступите дорогу”, “Движение без остановки запрещено”. Водитель, находящийся на дороге, обозначенной одним их этих знаков, на пересечении обязан пропустить транспорт, движущийся по главной дороге. Знак “Движение без остановки запрещено” более строгий, чем знак “Уступите дорогу”, он требует полной остановки транспортного средства перед пересечением. Все преимущества в движении по главной дороге снимает знак “Конец главной дороги”. Благодаря этим знакам водители соблюдают очередность проезда нерегулируемых перекрестков и пересечений проезжих частей или узких участков дороги.





Классный час № 6

ТЕМА “ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ”

(Продолжение)

УЧИТЕЛЬ. Ребята, перед тем как мы продолжим говорить о других знаках, давайте вспомним те, с которыми мы уже знакомы.

Вопросы для повторения:

1. Зачем нужны дорожные знаки?

2. На какие группы делятся дорожные знаки?

3. Где устанавливается знак, на котором нарисованы дети?

4. Расскажите о следующих знаках: “Железнодорожный переезд без шлагбаума”, “Железнодорожный переезд со шлагбаумом”, “Пешеходный переход”, “Опасный поворот”, “Главная дорога”, “Движение без остановки запрещено”.

(Учащиеся отвечают на вопросы).

УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы познакомимся со значением некоторых запрещающих знаков.

Знак “Движение пешеходов запрещено” запрещает движение пешеходов в опасных местах, например вблизи строительных площадок или мест дорожно-ремонтных работ.

Запрещает движение велосипедистов знак “Движение на велосипедах запрещено”. Он устанавливается на тех улицах и дорогах, где интенсивное движение транспорта угрожает движению велосипедистов.

Знаки “Въезд запрещен” и “Движение запрещено” устанавливают в тех местах, где запрещено движение или въезд транспорта на отдельные участки дороги или улицы. Однако действие этих знаков не распространяется на транспорт общего пользования (автобусы, троллейбусы и т. д.); транспорт, обслуживающий предприятия в зоне действия знака и принадлежащий гражданам, проживающим в зоне действия знака. С этими знаками часто применяют таблички, уточняющие зону действия.

Водители, в том числе велосипедисты, должны объезжать участки, огражденные этими знаками. Велосипедисты могут продолжить движение, ведя велосипед по тротуару, с соблюдением всех правил движения.

Перед перекрестками часто можно видеть знаки, где изогнутые в разные стороны стрелки перечеркнуты красной чертой. Это знаки “Поворот направо запрещен”, “Поворот налево запрещен” и “Разворот запрещен”. Действуют они на ближайшее пересечение, обязательны для всех, кроме транспорта общего пользования, запрещают поворот в сторону стрелки, но знак “Поворот налево запрещен” не запрещает разворота, а знак “Разворот запрещен” не запрещает повернуть налево.

В местах, где остановившийся транспорт создает помеху или опасность для движения, устанавливается знак “Остановка запрещена”. Зона и время его действия часто уточняются табличками.

Знаки с изображением трактора “Движение тракторов запрещено” и гужевой повозки “Движение гужевых повозок запрещено” запрещают соответственно движение тракторов, сельхозмашин, гужевых повозок, саней, а также верховую езду и движение вьючных животных.

Следующая группа знаков – предписывающие. Они вводят или отменяют определенный режим движения. Например, знаки, показывающие разрешенные направления движения, устанавливаются перед перекрестками и пересечениями дорог и обязательны для всех, кроме транспортных средств общего пользования.

Знак “Велосипедная дорожка” указывает, что рядом с дорогой проложена или на проезжей части отделена разметкой велосипедная дорожка. Она предназначена только для движения велосипедистов и водителей мопедов. По велосипедной дорожке могут также двигаться и пешеходы, а всему другому транспорту въезд на нее запрещен.

Иногда для удобства пешеходов вдоль проезжей части прокладывают дорожку с твердым покрытием – пешеходную дорожку. Она предназначена только для движения пешеходов.

Следующая группа знаков – информационно – указательные. Они предназначены для информирования участников движения об особенностях режима движения или о расположении на пути следования населенных пунктов или других объектов. Так, например, знак “Начало населенного пункта” информирует о приближении к населенному пункту, где действуют правила движения для населенных пунктов, например ограничение скорости, запрет на подачу звуковых сигналов и т. п.

Знак “Дорога с односторонним движением” сообщает о том, что по всей ширине проезжей части движение организовано только в одном направлении и, следовательно, развернуться и ехать в обратном направлении по этой дороге нельзя.

О месте перехода улицы информирует знак “Пешеходный переход”. Есть несколько разновидностей знаков, указывающих на вид перехода: наземный, надземный, подземный. Знак “Место стоянки”указывает место стоянки автомобилей. Он применяется с разнообразными табличками, уточняющими действие знака.

Группа знаков сервиса информирует водителя о расположении объектов сервиса. Их рисунки очень просты для восприятия, поэтому понятны всем.

Попробуйте самостоятельно определить значение тех знаков, которые я вам покажу (демонстрируются знаки: “Пункт первой медицинской помощи”, “Телефон”, “Пункт питания”, “Гостиница или мотель”).

(Учащиеся называют значения знаков).

Правильно. Мы уже упоминали, что знак “Место стоянки” может использоваться с различными табличками, знаками дополнительной информации. В сочетании со знаками таблички уточняют или ограничивают их значение. Например, табличка “Зона действия”(100 км) в сочетании со знаком “Остановка запрещена” дает нам значение “Остановка запрещена на расстоянии 100 метров от знака”.

К следующему занятию нарисуйте дорожные знаки, которые встречаются вам по пути в школу, и вспомните известные вам правила для велосипедистов.





Классный час № 7

ТЕМА “ЕЗДА НА ВЕЛОСИПЕДЕ”

УЧИТЕЛЬ. К сегодняшнему занятию вы должны были нарисовать знаки, встречающиеся вам по пути в школу. Покажите мне эти рисунки и назовите эти знаки.

(Учащиеся показывают знаки, называют их группы, дают названия).

УЧИТЕЛЬ. Что вы знаете о езде на велосипеде?

УЧАЩИЙСЯ. На велосипеде можно ездить только по велосипедной дорожке или не дальше одного метра от края проезжей части.

УЧИТЕЛЬ. Как найти велосипедную дорожку?

УЧАЩИЙСЯ. Она обозначена знаком “Велосипедная дорожка”.

УЧИТЕЛЬ. А что означает знак “Велосипедное движение запрещено”?

УЧАЩИЙСЯ. Он запрещает движение велосипедов и мопедов.

УЧИТЕЛЬ. Правилами дорожного движения велосипедист приравнивается к водителям транспортных средств. Это большая ответственность, и поэтому возраст велосипедиста, выезжающего на проезжую часть, должен быть не менее 14 лет, а водителя мопеда (велосипеда с подвесным двигателем) – не менее 16 лет. По решению местных органов власти возраст для вождения по дорогам может быть установлен для велосипедиста – 12 лет, а для водителя мопеда – 14 лет.

Ребятам, не достигшим установленного возраста, разрешено кататься только там, где нет автомобильного движения, - на закрытых площадках, во дворах, стадионах и т. д. Там же следует учиться кататься на велосипеде, тренируясь в вождении, в изучении правил дорожного движения, предупредительных сигналов. Нельзя кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам, по аллеям парков и скверов, по бульварам.

Движение по проезжей части разрешается только в один ряд, не далее одного метра от края проезжей части, за исключением случаев обгона или объезда препятствия, а также разрешительных случаев поворота налево или разворота. Повернуть налево или развернуться можно только на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении и при отсутствии трамвайных путей. Если движение многорядное, то для поворота налево или разворота необходимо сойти с велосипеда, перейти, ведя его на другую сторону, соблюдая все правила перехода проезжей части, и возобновить движение. На нерегулируемом перекрестке (пересечение проезжей части) велосипедист обязан пропустить транспорт, приближающийся справа. Если рядом с дорогой для автомобилей проложена или на проезжей части выделена велосипедная дорожка, то следует двигаться только по ней. В местах, где велосипедная дорожка пересекает автомобильную дорогу, велосипедист должен пропустить приближающийся автомобиль.

Во время движения следует строго выполнять правила для велосипедистов, все свои маневры обозначать предупредительными сигналами, следить за сигналами светофора и действиями водителей.

Перед поездкой следует проверить исправность велосипеда. Как глася правила, в первую очередь на велосипеде должны быть исправны тормоза и звуковой сигнал (звонок), так как в пути ими придется пользоваться не один раз. Руль должен стоять прямо относительно колеса и хорошо закреплен. Следует проверить колеса (не должно быть “восьмерок”; давление в шинах, натяжение спиц, затяжка гаек на осях должны быть равномерными), а также проверить натяжение цепи и затяжку всех резьбовых соединений.

Для езды в темное время суток велосипед должен быть соответственно оборудован. Кто знает, как?

УЧАЩИЙСЯ. На велосипеде должен быть спереди белый фонарь (фара), а сзади фонарь или световозвращатель красного цвета.

УЧИТЕЛЬ. Верно, и добавлю, что на колесах должны быть красные или оранжевые световозвращатели для обеспечения безопасности движения.

Теперь подведем итог нашего занятия, ответив на вопросы:

1. С какого возраста следует выезжать на проезжую часть на велосипеде? А на мопеде?

2. Где полагается двигаться велосипедисту?

3. Можно ли ехать велосипедисту по проезжей части, если рядом проложена велосипедная дорожка?

4. Где разрешено кататься ребятам, не достигшим необходимого для езды по проезжей части возраста?

5. Где можно обучаться езде на велосипеде?

6. Что необходимо проверить перед поездкой?

7. Как должен быть оборудован велосипед для езды в темное время суток?



Классный час № 8

ТЕМА “НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ”

УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы поговорим о железной дороге и движении транспорта и пешеходов вблизи ее. Что вы знаете об этом?

УЧАЩИЙСЯ. По железной дороге двигаются поезда. Пешеходам по железнодорожным путям идти опасно. Автомобили пересекают пути на переездах.

УЧИТЕЛЬ. Я дополню этот ответ и расскажу о правилах поведения на железной дороге.

Железнодорожные пути проходят через города и села, пересекаются со многими дорогами, по которым идут пешеходы и движутся транспортные средства. Они не ограждены и представляют большую опасность.

Пешеходам опасно идти вдоль железнодорожного полотна по насыпи, так как при движении поезда на высокой скорости образуются сильные потоки воздуха, которые могут затянуть пешехода под колеса или с силой отбросить в сторону. Кроме того, близко идущий к железнодорожному полотну пешеход может получить удар выступающими частями состава или груза. Если пешеход вынужден идти вдоль железнодорожного пути, то при приближении поезда ему следует сойти с насыпи и отойти в сторону. Ни в коем случае нельзя ходить по путям!

Запрещается игра на рельсах и насыпи, катание с насыпи на лыжах и санках. Заигравшись, легко пропустить приближение поезда и попасть в беду.

Пересекать железнодорожные пути разрешается только на переезде. А что называется железнодорожным переездом?

УЧАЩИЙСЯ. Железнодорожный переезд – это место пересечения автомобильной дороги с железнодорожным полотном.

УЧИТЕЛЬ. Правильно. Переезды подразделяются на охраняемые и неохраняемые. Давайте вспомним, чем они отличаются друг от друга.

УЧАЩИЙСЯ. На охраняемом переезде имеется шлагбаум и светофорная сигнализация.

УЧИТЕЛЬ. Каким дорожным знаком обозначается такой переезд?

УЧАЩИЙСЯ. Он обозначается знаком “Железнодорожный переезд со шлагбаумом”.

УЧИТЕЛЬ. А как выглядит неохраняемый железнодорожный переезд? Чем он обозначается?

УЧАЩИЙСЯ. На таком переезде нет шлагбаума. Он обозначается знаком “Железнодорожный переезд без шлагбаума”.

УЧИТЕЛЬ. Верно, а я еще дополню, что знак “Железнодорожный переезд без шлагбаума” устанавливается вместе со знаком “Однопутная железная дорога” или “Многопутная железная дорога”. О приближении к железнодорожному переезду нас предупредит знак “Приближение к железнодорожному переезду”.

На железнодорожных переездах водители и пешеходы должны быть особенно осторожны. Если переезд охраняемый – есть шлагбаум и дежурит железнодорожник, надо руководствоваться их сигналами. Если шлагбаум опущен, на светофоре попеременно мигают два красных сигнала, звенит звонок, переходит и переезжать через пути нельзя. Пешеходам запрещено выходить на переезд, при опускающемся шлагбауме, подлезать под него. Запрещается самостоятельно открывать шлагбаум. После прохода поезда шлагбаум поднимается автоматически.

Пересекать неохраняемые переезды надо с особой осторожностью: ведь поезд идет с огромной скоростью и мгновенно остановить его нельзя. Поэтому, прежде чем пересечь пути, надо убедиться в безопасности – в отсутствии приближающегося поезда. Задерживаться на железнодорожном полотне нельзя. Когда прошел один состав, не надо спешить пересекать переезд – по встречному пути может идти другой поезд.

На железнодорожных станциях и разъездах для перехода через пути имеются специально отведенные места.

Для движения пешеходов через пути строят мосты или тоннели. На станциях, где мостов или тоннелей нет, пешеходы должны идти по специальным помостам, там, где установлены указатели “Пешеход через пути”. Прежде чем начать переход, следует убедиться, что нет приближающегося поезда.

А теперь ответьте на вопросы:

1. Почему опасно идти вдоль железнодорожного полотна?

2. Как следует вести себя пешеходу, идущему вдоль путей, при приближении поезда?

3. Где разрешается пересекать пути?

4. Какие виды железнодорожных переездов вы знаете?

5. Как следует пересекать переезд со шлагбаумом?

6. Как следует пересекать неохраняемые железнодорожный переезд?

7. Где переходят через пути пассажиры на станциях и разъездах?









Классный час № 9



ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ



В итоговое занятие можно включить следующее:

1. Проверку знаний по вопросам (в форме игры, тестирования и т. д.).

2. Соревнования на знание правил дорожного движения.

3. Утренник для младших школьников.

4. Конкурс рисунков и стенгазет.





ПРИЛОЖЕНИЕ



ЗАГАДКИ

Стой! Машины движутся!

Там, где сошлись пути,

Кто поможет улицу

Людям перейти?

(Светофор)



У полоски перехода,

На обочине дороги,

Зверь трехглазый, одноногий,

Неизвестной нам породы,

Разноцветными глазами

Разговаривает с нами,

Красный глаз глядит на нас:

  • Стоп! – гласит его приказ.

Желтый глаз глядит на нас:

  • Осторожно! Стоп сейчас!

А зеленый: что ж, вперед,

Пешеход, на переход!

Так ведет свой разговор

Молчаливый …

(Светофор)



Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны,

И хотя еще ни разу

Не смотрел он всеми сразу –

Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор.

Что же это?

(Светофор)



Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже.

С ней доли становятся ближе

И мир открываем мы с ней.

(Дорога)



Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы…

(Санки)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)



Вот по рельсам мчит машина,

Держится за провода,

И не надо ей бензина,

Чтобы мчать туда-сюда.

(Трамвай)



Носит хобот, а не слон,

Но слона сильнее он,

Сотни рук он заменяет:

Без лопаты, а копает.

(Экскаватор)



К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Носит хобот, а не слон,

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.

(Экскаватор)



Поднял к верху две руки –

Взял две жилы в кулаки.

Дай дорогу, постовой,

Побегу по мостовой.

(Троллейбус)



Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус)



Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка.

Быстро, быстро так ползет,

Весь обоз один везет.

(Поезд)





Что за чудо этот дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)



Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик

(Регулировщик)



Не лает, но жужжит –

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)



Над рекою поперек

Великан однажды лег.

Через реку по спине

Он ходить позволил мне.

(Мост)



Словно рубанок, землю строгаю –

Делать дороги я помогаю,

Где новостройки – всюду внимание

Славной машине с трудным названием.

(Бульдозер)



Ходит скалка по дороге

Грузная, огромная.

И теперь у нас дорога,

Как линейка, ровная.

(Каток)



Эта сильная машина

Едет на огромных шинах!

Сразу полгоры убрал

Семитонный…

(Самосвал)









Мимо машина с красным крестом

На помощь больному промчалась бегом.

У этой машины особенный цвет:

Как будто халат белоснежный одет.

(Скорая медицинская помощь)



Ходит с края на край,

Режет черный каравай.

Сзади ходит другой,

Сыплет солью золотой.

(Трактор, сеялка)



Затихают все моторы,

И внимательны шоферы,

Если знаки говорят:

“Близко школа,

Детский сад!”

(“Дети”)



Белый треугольник, красная кайма.

Чудный паровозик

С дымкой у окна.

Этим паровозиком правит дед-чудак.

Кто из вас подскажет,

Что это за знак?

(“Железнодорожный переезд без шлагбаума”)



Знак повесили с рассветом,

Чтобы каждый знал об этом.

Здесь ремонт идет дороги –

Берегите свои ноги!

(“Дорожный работы”)



Что за темная дыра?

Здесь, наверное, нора?

В той норе живет лиса.

Вот какие чудеса!

Не овраг здесь и не лес,

Здесь дорога напрорез!

У дороги знак стоит,

Но о чем он говорит?

(“Тоннель”)







Это что за чудо-юдо,

Два горба, как у верблюда?

Треугольный этот знак

Называется он как?

(“Неровная дорога”)



Предупреждает этот знак,

Что у дороги здесь зигзаг,

И впереди машину ждет

Крутой…

(“Опасный поворот”)



Замечательный знак –

Восклицательный знак!

Значит, можно здесь кричать.

Петь, гулять, озорничать?

Если бегать – босиком!

Если ехать – с ветерком!

Отвечаю я вам строго:

  • Здесь опасная дорога.

Очень просит знак дорожный

Ехать тихо, осторожно.

(“Прочие опасности”)



В городские наши дебри

Забежали чудо-зебры

Зебра не лягнет копытом,

Зебра не мотнет хвостом,

Растянулась любопытным

Через улицу мостом.

(“Пешеходный переход”)



СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ ДЕТЬМИ Славный парень светофор

Детям помогает.

Когда можно перейти,

Зеленью моргает.

Если хочешь перейти

Трассу непонятную,

На дороге поищи

Зебру полосатую.

Мы сегодня пешеходы,

Завтра мы водители.

Будем, дети, осторожны,

Будем супербдительны.

Хорошо бы в головах

Провести коррекцию

И оставить без работы

Госавтоинспекцию.

(А. Берберов)



Мальчишка мячиком взлетел

И прямо у колес присел.

Шофер притормозить хотел,

Но вот беда – он не успел.

Постой, шалунья, не спеши,

Взгляни на красный свет.

На свой вопрос “ну почему?”

Получишь ты ответ.

Люблю кататься я всегда,

Особенно прицепом.

Но надо думать иногда

О последствиях при этом.

(Ф. Куршева)



Вдоль шоссе стоит ограда,

Как защитная преграда.

Сквозь нее не перелазь,

Чтоб в опасность не попасть.

На дороге не играй,

Не хватайся за трамвай.

Он бежит не для того,

Чтоб хвататься за него.

(М. Журтов)







Самосвал и его друг

Жил на свете самосвал,

Он был старый,

Много знал,

Много видел и слыхал.

Был знакомый у него –

“Жигуленок” новый.

Он на солнце весь блистал,

Только правил он дорожных

Никогда не соблюдал.

Он считал, что ехать можно

И на красный свет –

Поплатился он – калекой

Стал уже в пять лет.

Самосвал его учил –

Что ему не говорил!

Только все пошло без толку

Молодому “жигуленку”.

Самосвал же и сейчас

Возит уголь, торф для нас.

(А. Пахалов)



По переходу, у самых колес

Шел аккуратный, опрятный Барбос,

А за Барбосом другой пешеход –

Чинный, солидный, воспитанный кот.

Здесь ничего необычного нету.

Тот, кто заглянет на улицу эту,

Сразу поймет, что в округе живет

Самый сознательный в мире народ.

Знают не только коты и собаки,

Знает любой их окрестных ребят,

Что означают дорожные знаки

И для чего светофоры горят.

Вспыхнет зеленый – путь безопасный,

Красный зажжется – закрыт переход.

Муха – и та не летает на красный,

Значит, в аварию не попадет!

(А. Суворин)



Перекресток

Перекресток, перекресток,

Как тебя мне перейти?

Автобусы, машины,

Трамваи и пути.

Едут влево, едут вправо,

Разбегаются глаза.

Перейти дорогу надо:

В школу мне идти пора.

Вдруг машины разом стали,

Для них зажегся красный свет.

Светофор их встать заставил,

Им пока проезда нет.

Подмигнул нам желтый глаз:

“Разрешу идти сейчас”.

Вот зеленый засветился,

И народ засуетился

По “зебре” полосатой

Дорогу перейти.

Торопятся ребята,

Дяди, тети, старики.

Решил не ждать мальчишка

Зеленого огня

И побежал вприпрыжку,

Приятелей дразня.

Перебежать стремится,

Но вот машина мчится:

Удар, толчок!

В больнице паренек.

И это всем урок!

Уважайте! Соблюдайте!

Никогда не нарушайте,

Точно, без сомнения,

Правила движения!

(Д. Хурманек)



Светофор На посту светофор

Дни и ночи стоит.

Дни и ночи не спит,

За движеньем следит.

Если красный огонь

У него на груди,

На опасный сигнал

Никогда не ходи!

Если желтым глазком

Светофор подмигнет,

Приготовься идти –

Он сигнал подает.

А когда на пути

Свет зеленый горит,

Можно смело шагать –

Перекресток открыт.

(Ю. Фролова)



Ода светофору

Светофор ты мой прекрасный!

Ты зеленый, желтый, красный,

Светишь ты на благо нам

На дорогах, где опасно,

Где движение ужасно,

Где машины тут и там.

Ты включаешь свет зеленый,

Если нужно перейти.

Желтым светом сообщаешь:

“Ты немного погоди!”

Ну, а красный означает:

“Стой на месте – нет пути!”

Нету в мире человека,

Кто не знал бы твой язык.

Помогаешь ты и детям

Быть уверенным в пути.

Чтобы не было аварий,

Проследишь за этим ты.

Эту оду посвящаем

Мы тебе за все труды.

Так свети же неустанно,

Счастье, радость нам даря.

Мы клянемся перед всеми:

“Не забудем мы тебя!”

(Ю. Пугачева)



ТЕСТ

ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ

ДОРОЖНОГО ЖВИЖЕНИЯ

В 6 КЛАССЕ

1. Что является велосипедом?

1) двухколесное транспортное средство с двигателем до 2 лошадиных сил;

2) транспортное средство без двигателя.

2. Водители транспортных средств должны уступить дорогу автобусу или троллейбусу:

1) если он начинает движение от остановки;

2) если он движется по маршруту в часы “пик”;

3) в населенном пункте, если он начинает двигаться от обозначенной остановки.

3. Что обозначает желтый мигающий сигнал светофора?

1) проезд запрещен;

2) проезд через регулируемый перекресток или пешеходный переход;

3) информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода.

4. Разрешается ли пересекать сплошную линию горизонтальной разметки?

1) разрешается, если она находится справа от водителя;

2) разрешается только в случае, если линия обозначает край проезжей части дороги;

3) разрешается только при маневрировании, когда линия обозначает границы полос движения одного направления.

5. Где следует идти пешеходу, ведущему велосипед?

1) по внешнему краю тротуара;

2) по краю проезжей части;

3) по правому краю тротуара.

6. Могут ли пешеходы двигаться по велосипедной дорожке при отсутствии тротуара?

1) могут;

2) могут, если это не затрудняет движение велосипедистов;

3) не могут.

7. Разрешено ли переходить дорогу в местах, где есть пешеходные ограждения?

1) разрешено, если нет движущихся транспортных средств;

2) запрещено.

8. В каких случаях можно ездить на велосипеде, не держась за руль и не держа ноги на педалях?

  1. во время езды по дворовым проездам;

  2. никогда.



9. Можно ли переходить дорогу, если на основном светофоре включен красный сигнал, а на пешеходном – зеленый?

  1. нельзя;

  2. можно.

10. Разрешается ли велосипедистам ездить по тротуарам?

  1. разрешается;

  2. разрешается при отсутствии пешеходов;

  3. запрещается.





Ответы: 1-2, 2-3, 3-3, 4-2, 5-3, 6-2, 7-2, 8-2, 9-2, 10-2.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!