М
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 города Пензы
Методическая разработка классного часа
Страницы семейной славы
Работу выполнила:
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ СОШ № 36 г. Пензы
Исаева Оксана Петровна
Пенза, 2014
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………....3-4
Основная часть…..……………………………………………………………….5-12
Литература…………………………………………………………………………..13
Приложения……………………………………………………………………..14-16
Пояснительная записка
Внеурочная воспитательная работа в условиях модернизации современной школы должна ставить перед собой не только познавательные цели и задачи, а прежде всего, служить процессу развития личности.
Воспитание гражданина, патриота своей страны – одно из главных условий возрождения нации. Гражданин России – это человек, любящий свою Родину, чувствующий даже самые незначительные изменения в обществе, защищающий своё человеческое право. Поэтому важно воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной позицией.
Классный час на тему «Страницы семейной славы» входит в цикл мероприятий, посвященных 69 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Эта тема важна для каждого ребенка и коллектива в целом. Она воспитывает в детях чувство патриотизма, верности традициям, передающимся от поколения к поколению, чувство ответственности за будущее страны и своей малой Родины, помогает ребятам самоутверждаться, чувствовать себя гражданами, способными вершить судьбу страны.
Отличительной особенностью работы при подготовке сценария классного часа стал факт самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Ребята третий год являются членами группы «Поиск», собирают информацию о своих родных и близких, которые в годы Великой Отечественной войны встали на защиту Родины, готовят сообщения о них, приносят фотографии, архивные документы, боевые ордена участников Великой Отечественной войны. А когда к подготовке и проведению классного часа привлекаются обучающиеся, тем самым создаются условия для реализации возможностей, способностей и творческого потенциала детей, реализуются личностно-ориентированный и системно-деятельностные подходы, лежащие в основе ФГОС НОО. Использование мультимедийной презентации подчёркивает эмоциональную окраску мероприятия, делает его более ярким и насыщенным.
Основная цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свое Отечество, ответственности за будущее страны и своей малой Родины.
Задачи:
-
Создание условий для формирования активной жизненной позиции.
-
Формирование представлений у учащихся о героях Великой Отечественной войны.
-
Знакомство со способами хранения информации о героях-победителях.
-
Знакомство учащихся с новой для них формой работы: виртуальной экскурсией.
-
Сплочение классного коллектива.
-
Развитие активности, любознательности, самостоятельности, взаимоуважения в ходе выполнения группового проекта.
-
Формирование навыков работы с ИКТ (мобильный класс, интерактивный комплекс).
Методы работы: беседа, анкетирование, мозговой штурм, тестирование, исследовательская деятельность, проектная деятельность, групповая работа.
Ключевые компетенции: личностная, информационно-коммуникативная, познавательная, рефлексивная.
Оборудование:
-
интерактивный комплекс;
-
интерактивная презентация;
-
мобильный класс;
-
раздаточный материал для определения значения слова «герой»;
-
раздаточный материал для практической работы по созданию проекта «Письмо ветерану»;
-
наборное полотно для выставки поздравительных листов;
-
предметы для создания проекта: конверт, ручка, карандаши, тетрадные листы в клетку, мобильный телефон, планшетный компьютер;
-
таблички для названия групп при реализации проектной деятельности;
-
обложка для альманаха «Страницы семейной славы».
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Продукт работы: альманах «Страницы семейной славы», проект «Письмо ветерану».
Участники: учащиеся 4 класса.
Предварительная подготовка. Ведется на протяжении всех трех лет работы с 4 «Г» классом, так как все учащиеся являются членами группы «Поиск» и принимают активное участие в сборе материала об участниках Великой Отечественной войны. За неделю до классного часа класс делится на две группы: исследователи, экскурсоводы-краеведы. Каждая группа получает свое задание.
Группа исследователей (2 человека) проводит опрос учащихся класса и их родителей. Опрашиваемые отвечают на следующие вопросы:
1. Есть ли в вашей семье герои Великой Отечественной войны, локальных войн или герои труда?
2. Какими героическими подвигами они прославились?
3. Какие награды имеют?
Группа экскурсоводов-краеведов (7 человек) готовит краткие сообщения о героях Великой Отечественной войны, жителях нашего микрорайона, родственниках и близких учащихся класса. Собранный материал красочно оформляется, позднее он будет включен в альманах «Страницы семейной славы». Совместно с членами исследовательской и краеведческой групп готовится презентация для классного часа.
С начала классного часа учащиеся сидят тремя группами. По ходу классного часа учащиеся делятся на группы художников и литераторов (по цвету выбранного бейджа), которые примут участие в реализации проекта «Письмо ветерану».
Ход классного часа
-
Вводная беседа.
Слайд 1.
Учитель. 9 Мая 2015 года наша страна отметит Великий праздник – День Победы. 70 лет отделяют нас от последнего выстрела той Великой войны. Нет, пожалуй, в России такой семьи, которая не отдала бы Отечеству своих отцов и матерей, сыновей и дочерей той страшной войне. Не является исключением и наша область. Рассказ об участии пензенцев в боях начинается с окруженного, но не сдавшегося врагам Бреста, а заканчивается штурмом Рейхстага, Парадом Победы.
(Звучит колокольный звон)
Учитель. Вы слышите, люди? Это Россия плачет по всем павшим земли русской, во славу и защиту ее.
- Да, День Победы – это праздник со слезами на глазах. Но поговорим мы сегодня о тех героях, которые смогли пройти сквозь пекло войны и остаться в живых.
- Ребята, поднимите руки, чьи родственники воевали на фронтах Великой Отечественной войны?
- А кто из них дожил до наших дней?
- Мои помощники-исследователи провели большую работу по уточнению этих данных. Они провели анкетирование вас самих и ваших родителей. Вот какие любопытные сведения они получили. Предоставляю слово исследователям.
Слайд 2.
Исследователи. Нами было проведено анкетирование одноклассников и их родителей. Опрашиваемые отвечали на следующие вопросы.
1. Есть ли в вашей семье герои Великой Отечественной войны, локальных войн или герои труда?
2. Какими героическими подвигами они прославились?
3. Какие награды имеют?
Мы получили следующие данные. Оказывается, в каждой семье есть свой герой, а в некоторых даже несколько. 77% семей могут гордиться героями Великой Отечественной войны, еще 11% - героями локальных войн, 22% семей помнят трудовые подвиги своих родных. О героических подвигах членов своих семей и наградах, которыми были награждены герои, знают только 7% опрашиваемых.
Учитель. Мало осталось ветеранов Великой Отечественной войны, которые дожили до наших дней. В Пензенской области – всего 750. Именно поэтому вы, подрастающее поколение, должны сохранить каждую страницу героического прошлого наших земляков, каждую страницу семейной славы. Согласитесь, это непросто.
- Чему мы будем учиться на сегодняшнем классном часе под названием «Страницы семейной славы»? (Высказывания детей)
- Итак, цель нашего занятия: узнать о том, какими способами можно хранить память о героях-победителях.
-
Словарная работа.
Учитель. Ребята, а кто такой герой? (Высказывания детей)
- Характеристик, помогающих определить значение этого слова, много. Некоторые написаны у меня на полосках. Вам предстоит выбрать три самые верные характеристики и приклеить их на листы.
(Учащимся в группах предлагается одинаковый раздаточный материал. Они выбирают три определения слова «герой» из следующих:
Затем дети наклеивают их в раздаточные листы с заголовком: «Герой – это человек,…)
Учитель. Прочитайте, что вы выбрали.
Слайд 3.
(Дети читают, учитель подчеркивает на интерактивной доске).
Учитель. Есть ли возражения, дополнения в других группах?
- Итак, герой – это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, отважный и решительный в критической обстановке. Именно такой критической обстановкой можно считать войну.
- Какие военные специальности получали в годы войны воины-герои?
(Они могли быть моряками, танкистами, летчиками, саперами, снайперами, связистами, артиллеристами, кавалеристами, медсестрами и санитарками.)
Учитель. Объясните значение тех слов, которые могли бы быть непонятны вашим одноклассникам.
Слайд 4.
Учитель. А какие подвиги могли совершать герои Великой Отечественной войны? Соедините на интерактивной доске название военной специальности и подвиг, который во время войны совершали люди, владевшие этой специальностью.
(Учащиеся соединяют: летчик – сбил вражеский самолет, сапер – обезвредил вражескую мину, танкист – подбил вражеский танк, медицинская сестра – вынесла с поля боя раненого бойца)
Слайд 5.
Учитель. Много героев той страшной войны совершили эти подвиги: и известные всей стране, как, например, Николай Гастелло, направивший свой горящий самолет в колонну вражеских танков и уничтоживший их, и безымянные.
- Это герои, чьи подвиги день за днем приближали победу нашего народа в той страшной войне. Это люди, каждый день выполнявшие простую работу: боевые вылеты, обезвреживание минных полей, стирку солдатского белья… И это ветераны, живущие совсем рядом с нами, на улице Ладожской, 57. Они – родные и близкие ваших одноклассников. О них и будет наш рассказ сегодня.
- К сожалению, герои уже не могут встречаться со школьниками по состоянию здоровья, но мы вместе с нашими экскурсоводами совершим виртуальную экскурсию в гости к нашим ветеранам и послушаем их «живые истории» о войне.
-
Виртуальная экскурсия.
У
читель. Вот уже четвертый год наша группа «Поиск» по крупицам собирает сведения о родственнике Кудимова Кирилла Рензяеве Михаиле Ивановиче, фронтовике, стрелке «летающего танка». Слово первой группе краеведов-экскурсоводов.
Стрелок «летающего танка»
Слайд 6.
Экскурсовод 1. Наш герой Рензяев Михаил Иванович родился и вырос в маленькой деревне Милашка Пензенской области. Его отец Иван Филиппович был тружеником и сына приучил трудиться. Когда началась Великая Отечественная война, отец ушел на фронт и вскоре погиб. А в ноябре 1943 года в армию был призван и Михаил Иванович. В городе Каменка Пензенской области формировался 10-й запасной авиационный полк. Михаил Иванович экстерном окончил училище и стал механиком самолета. В январе 1944 года он был уже на 4-м Украинском фронте механиком штурмовика. А вскоре уже летал на самолете воздушным стрелком.
Слайд 7.
Экскурсовод 2. Ил-2 составлял основу штурмовой авиации, взаимодействующей с наземными войсками. Создал его знаменитый авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин. Длина Ил-2 – почти 12 м, а размах крыльев –15 м. Дальность его полета – 765 км. Летчики прозвали Ил-2 «летающим танком». Во время войны было выпущено 36163 этих штурмовика. В Самаре есть памятник самолету Ил-2. Он был установлен в 1975 году в честь подвигов жителей города в Великую Отечественную войну. От Михаила Ивановича я узнал, что штурмовик обслуживался летчиком и стрелком-радистом. Кабина летчика была прикрыта прозрачной пленкой, а вот место стрелка-радиста - не защищено. «Налетят Юнкера, летчик, уходя от удара, маневрирует, а стрелок-радист падает из кабины штурмовика и разбивается», - вспоминает Михаил Иванович со слезами на глазах. Сколько таких молоденьких мальчиков погибло от пули врага и по нелепой случайности? Из-за этого штурмовые батальоны регулярно пополнялись новобранцами. Разбился стрелок-радист – на его место сажали «старика»-механика.
Экскурсовод 3. Михаил Иванович рассказывает о прошедших событиях так, как будто это было вчера. Однажды под городом Мукачево штурмовая группа выполняла разведку боем. По возвращении их самолет настиг фашистский истребитель «Юнкерс – 88» и ранил Михаила Ивановича. Но не улетел, а стал преследовать русский штурмовик, ведь стрелок радист больше не представлял опасности. Пристроился в хвост и продолжал обстрел. Михаил, собрав последние силы, открыл ответную стрельбу и сбил «Юнкерс». За это Михаил Иванович получил медаль «За отвагу».
Слайд 8.
Э
кскурсовод 4. Ранение было легким, и наш герой вскоре вновь был в строю. Под Ужгородом их группу обстреляла немецкая зенитка. Пришлось сажать горящий самолет в чистом поле. Зашли на посадку, а шасси не выходят. Но пилоты не растерялись и посадили огромную машину на брюхо. Приземление прошло неудачно, самолет перевернулся, и летчики получили травмы. Но герои и не собирались сдаваться: подлечились и снова в строй.
В боях за освобождение Чехословакии, под Прагой, Михаил Иванович был снова ранен и отправлен в госпиталь под Ростовом-на-Дону на целых восемь месяцев. Там герой и встретил Великую Победу. В госпитале командование вручило ему орден Отечественной войны. После Победы Михаил Иванович трудился на благо страны и был награжден еще одной медалью – «Ветеран труда».
Слайд 9.
Учитель. Ценные материалы, собранные вами о Михаиле Ивановиче, неоднократно входили в сборники по итогам различных конкурсов. Так, в 2012 году работа «Героем может быть каждый!» вошла в сборник «Страницы семейной славы», изданный Московским Государственным университетом имени М.В. Ломоносова, а в 2013 году работа «Стрелок «летающего танка» вошла в сборник «История России в семейных преданиях», изданная Центром национальной славы в городе Красноярске.
Слайд 10.
Учитель. Еще мы узнали много ценных сведений о прабабушке нашего товарища Суркова Антона Смирновой Раисе Осиповне, которая служила при военном госпитале санитаркой и дошла до Берлина. Сейчас вторая группа краеведов-экскурсоводов расскажет о «сестричке Раечке».
Санитарка Раечка
Э
кскурсовод 5. В 1941 году Раечке Маркиной было всего тринадцать лет. Отца ее, Маркина Осипа Васильевича, призвали в армию уже 23 июня. Одно только письмо написал домой отец и пропал без вести. Раечке очень хотелось отомстить за отца, поэтому осенью 1943 года она ушла на фронт добровольцем вслед за сестрой Машей. Работала в госпитале санитаркой: стирала бинты и солдатское белье, делала раненым перевязки. Приходилось раненых выносить с поля боя. Тяжело было хрупкой девочке, а помочь некому: у всех своя работа.
Слайд 11
Экскурсовод 6. Шел конец 1944 года. В Польше долго стоял госпиталь, в котором служила Раечка. Раненых привозили с передовой. Однажды привезли молодого солдата с ранением руки. Звали его Алексеем. Он был из Москвы. Ухаживала Раечка за ним. Понравились они друг другу, полюбили, мечтали после войны пожениться. Но не суждено было. После госпиталя Алексей вернулся на передовую, прислал всего лишь одно письмо и погиб на подступах к Берлину.
Кенигсберг прошли боевым маршем. Наконец в феврале 1945 года госпиталь расположился недалеко от Берлина. Вплоть до самой Победы выполняли санитарки свою обычную работу: стирали, мыли, убирали, кормили раненых… Радовалась Раечка, когда объявили, что война кончилась.
Э
кскурсовод 7. Думали сестры, что скоро домой отправятся, но их не отпустили. Раненых было много, русских и немецких. Полгода еще Рая с Марией работали в берлинском госпитале. Вместе с немками лечили раненых: каждый своих. И только в ноябре 1945 года им разрешили уехать в Россию. На вокзале в Берлине русских солдат, санитарок, медсестер провожал лично главнокомандующий Группы Советских войск в Германии маршал Георгий Константинович Жуков. Он вручил Раечке благодарность и медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В товарных эшелонах добирались сестры до Москвы. Везде их встречали как героев-освободителей.
После войны Раиса вышла замуж, воспитала дочь, но работать не смогла: застуженные на фронте ноги сделали ее инвалидом.
Слайд 12.
Учитель. Материал о Раисе Осиповне опубликован в сборнике «Наследники Великой Победы».
- В ходе экскурсии мы узнали, какие отважные и самоотверженные герои живут в нашем микрорайоне.
-
Альманах «Страницы семейной славы».
Учитель. Все эти интересные факты предлагаю поместить в сборник «Страницы семейной славы». Обложка и первые страницы у нашего сборника уже есть.
Слайд 13.
(Учитель собирает у учащихся красочно оформленные листы и помещает их в заранее приготовленную папку.)
Учитель. Как вы думаете, полезен ли будет этот сборник? Кому?
- Эта книга о героях войны далеко не закончена. Почему?
Дети. В книгу можно поместить не только «живые истории» самих ветеранов. Можно написать сочинения, стихи о героях войны, нарисовать рисунки на военную тему.
- Продолжайте составление книги, познакомьте с ней ваших младших товарищей, потому что «живые истории» участников Великой Отечественной войны не должны быть забыты.
-
Проект «Письмо ветерану».
-
Создание проблемной ситуации.
Учитель. Мы не смогли встретиться с ветеранами, но поздравить их с наступающим праздником необходимо. Как это можно сделать? (Написать письмо ветерану)
- Для создания письма ветеранам нам необходимо разделиться на группы. Выберите цвет того бейджа, который вам больше нравится.
(Дети выбирают из двух цветов: красного и желтого.)
- Те ребята, которые выбрали бейдж красного цвета, будут художниками (рассаживаются за первый стол), желтого – литераторами (рассаживаются за второй и третий столы).
- Что вам понадобится, чтобы отправить такое письмо?
(На столе лежат предметы почтовых отправлений. Дети выбирают только лист бумаги в клетку и карандаш).
- Почему вы не обратили внимание ни на конверты с марками, ни на авторучки, ни на сотовые телефоны и компьютеры? (Для того чтобы написать письмо в годы войны достаточно было иметь под рукой лист бумаги и карандаш. Конверты тоже были не нужны, потому что солдаты складывали письма треугольником.)
- Все выбрано верно. А теперь попробуем написать письмо. Задания и все необходимое вы найдете в конвертах на столах.
Слайд 14
-
Работа в группах.
1 группа – художники. Задача: каждому члену группы красочно оформить тетрадные листы в клетку, сделать их поздравительными (они выступят в роли конвертов).
2 группа и 3 группа – литераторы. Задача: совместно составить по письму Михаилу Ивановичу и Раисе Осиповне. Сначала каждый член группы пишет по 2-3 предложения на листочках (каждое на отдельной полоске), затем обсуждается, какие предложения должны войти в будущее письмо. Вырезают полоски с подошедшими предложениями и вклеивают их в нужной последовательности.
-
Защита проектов.
Представители 1 группы устраивают выставку своих работ на наборном полотне, из которых выбираются лучшие. Представители 2 и 3 групп зачитывают письма. Затем складывают их треугольниками и отдают Кудимову Кириллу и Суркову Антону для того, чтобы они передали их ветеранам.
-
Итог классного часа.
Учитель. Заканчивается наше занятие. Вы узнали много интересных фактов о войне из рассказов ее участников, узнали, как сохранить память о героях-победителях для будущих поколений.
Слайд 15.
- Посмотрим, какими вы были внимательными на занятии.
- Вам предстоит ответить на вопросы мобильного теста. Выберите правильный ответ из нескольких предложенных.
Вопрос 1. Кто такой герой? | Вопрос 4. Рензяев Михаил Иванович на войне был… -
Танкистом. -
Стрелком-радистом. -
Сапёром. |
Вопрос 2. Героический, доблестный поступок – это… | Вопрос 5. Маркина Раиса Осиповна на войне была… -
Санитаркой. -
Связисткой. -
Лётчицей. |
Вопрос 3. Ветеран – это… -
Молодой воин. -
Смелый воин. -
Старый воин. | Вопрос 6. Какими способами можно хранить информацию о ветеранах? |
Учитель. Много героев было на той войне. Настоящий героизм – массовый, обыденный, который перестает быть заметным, воспринимается как должный. Ведь каждый день, каждый час, каждую минуту эти люди совершали героические поступки, преодолевая страх, смятение, боль, не задумываясь о том, что будут представлены к награде или получат очередное воинское звание. Они совершали подвиги, стиснув зубы, сквозь слезы, ради нас, ныне живущих на Земле. Каждый из нас должен осознавать, что мы – частичка огромной страны. Сохранить ее историю – наша задача.
Рефлексия.
Слайд 16.
Учитель. Продолжите, пожалуйста, фразы.
-
Самым интересным для меня было…
-
Самым познавательным для меня было…
-
Я хотел бы узнать…
- Оцените полезность классного часа по пятибалльной системе.
Литература
1. История России в семейных традициях. Сборник конкурсных сочинений. – Красноярск, 2013.
2. Страницы семейной славы. Сборник работ лауреатов Международного Интернет-конкурса «Страница семейной славы». Под ред. проф. В. А. Сухомлина. Отв. за выпуск Е.Н.Никулина. – М. «ИНТУИТ»: 2012. – 432 с. ISBN 978-5-9556-0137-3
3. Наследники Великой Победы. Сборник конкурсных сочинений. – Пенза, 2014.
Фотографии, архивные документы, свидетельства, подтверждающие получение правительственных наград из личного архива Рензяева М.И., Маркиной-Смирновой Р.О.
Приложение
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10
Слайд 11 Слайд 12
Слайд 13 Слайд 14
Слайд 15 Слайд 16
18