15
Классный час в 7 в классе.
Тема: «Борьба добра и зла ».
Цель:
нравственное самосовершенствование, духовное развитие учащихся
формирование в сознании детей понятие «доброта», «зло»;
расширение знания школьников о доброте и зле, об их роли в жизни каждого человека;
формирование у учащихся ориентации на добродетель;
учить принимать решения в нравственных ситуациях;
способствовать расширению кругозора детей;
развивать речь, память, мышление;
воспитание доброжелательности;
формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
формировать доброжелательные отношения в классе
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал выполненный в Power Point; сочинения обучающихся; рисунки обучающихся; видео «Л.Толстой о добре и зле»; песня «Добрый человек» в исполнении Э.Хиля; Высказывания о добре и зле;
Ход занятия.
Ребята, просмотрев видео, определите ,о чем сегодня пойдет речь на классном часе? Какова тема нашего разговора?
(Дети формулируют тему классного часа.)
Наша задача сегодня:
1)сформировать понятия добра и зла.
2) формировать у учащихся ориентацию на добродетель;
3) воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Слово учителя:
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
-Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей) -Какой человек может называться добрым?
С чем ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит на ум, когда вы слышите слово Доброта?
(На доске прикрепляем середину цветка со словом «Добро»)
Мы сегодня вырастим цветок добра. Каждый лепесток нашего цветка – это характеристика доброго человека.
В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот,
Добро - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; ДОБРЫЙ- делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества, несущий благополучие.
ЗЛО- Нечто дурное, вредное, противоположное добру; Беда, несчастье, неприятность.
Доброта- отзывчивость, сочувствие, душевное расположение к людям, стремление делать доброе, хорошее, полезное другим.
- Да, многие из вас, верно, понимают и чувствуют, что такое Доброта.
Через что проявляется Доброта в нашей жизни?
Я зачитаю слова из известного стихотворения:
Слайд №6
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела – делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М.Лисянский.
(ответы учащихся)
Добрый человек не забывает употреблять в своей речи вежливые слова.
- А какие вежливые слова вы знаете?
( Дети читают стихи с карточками вежливых слов)
1 ученик: Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.
2 ученик: Пожалуйста
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
3 ученик: Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду,
- Простите, я больше не буду.
4 ученик: Добрый день
. Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
5 ученик: Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!»-
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
6 ученик: Здравствуйте
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Учитель: Эти слова всем известны давно,
Видишь – они просты и не новы
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
Медики советуют ежедневно одну-три минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.
- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова (работа в парах).
- Вежливое слово- лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Не зря народная мудрость гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Ещё издавна люди стремились к добру. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Работа в группах.
Команды получают по 1 конверту с пословицами. Необходимо соединить две части одной пословицы и посмотреть какую мудрость отражают пословицы.
I. 1)Красота до вечера, а доброта на века.
2)Кто любит добрые дела,…тому и жизнь мила.
3)Делай другим добро,…будешь сам без беды.
II. 1)Доброе слово дом построит, …злое слово дом разрушит.
2)Доброе слово…и железные ворота открывает.
3).Худо тому, кто добра не делает никому
- Что приходит с добром в жизнь человека? (по пословицам
Есть распространенная позиция, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию, чуть ли не навязаны Богом. О Боге сказано: «Бог - есть свет, и нет в нем никакой тьмы». Сразу оговорюсь, что я придерживаюсь именно этой точки зрения. Для меня ЕСТЬ добро, и оно абсолютное, чистое, незамутненное, как некая великая сила, данная нам свыше. И добро со злом никогда не заигрывает, не кокетничает.
Многие ребята высказали свои мысли о добре и зле в мини-сочинениях.
Я прошу прочитать их.
( Бабикова А., Булич Е., Глазунов С., Зайковская А., Шаповалова С.)
Учитель:
Добро и зло — противоположности, отрицающие друг друга. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий, добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире
Проблему борьбы добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, поэзия.
Давайте послушаем стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал).
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счет.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.
Учитель: Ребята, как вы думаете. Почему не влечет к другу автора стихотворения?
Послушайте стихотворение С. Куняева
“Добро должно быть с кулаками”.
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро – не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро не слякость и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории – в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром.
Учитель: Какое ваше мнение о таком понимании добра?
Борьба добра и зла широко освещена в православных притчах.
Ребята подготовили несколько притч. Послушайте их:
(Бирюков Кирилл и Сидорова Арина)
ПРИТЧА В СТИХАХ О ДОБРЕ И ЗЛЕ!
Жил мудрый старец. Люди, зная это,
И в холод, и в палящую жару
За помощью и за простым советом
Из дальних стран толпою шли к нему.
Вопросов у людей всегда так много,
Кто только гостем здесь не побывал.
Но старец, помолясь усердно Богу,
На все вопросы притчей отвечал.
И вот, когда закат земли касался,
А ночь была готова день сменить,
Из дальних странствий путник возвращался,
Спешил он с мудрецом поговорить.
Не смог тот путник отыскать ответа
На свой вопрос, куда бы ни ходил.
А поутру, встав рано до рассвета,
С надеждой у мудрейшего спросил:
"Скажи, отец, ну почему так быстро
Плохое может сердцем завладеть?
Греховные привычки или мысли
Стараются поглубже кинуть сеть.
К плохому мы нетрудно привыкаем,
И злое укрепляется быстрей,
Чем доброе, посеянное нами.
В неравной схватке зло добра сильней?
А если зло в себе хотим исправить,
Греховное на чистое сменить,
То ждать плода приходится годами,
Чтоб доброту в себе укоренить.
Чтоб грех посеять не нужна сноровка,
Он может быстро душу погубить.
А доброе нужна тут тренировка,
Нельзя иначе сердце сохранить.
Ну почему, отец, так происходит?
Должно добро быстрее всходы дать.
А в жизни получается напротив…
Что ты на это можешь мне сказать?"
Подумал старец, помолился Богу,
Но притчу говорить свою не стал.
Окинул взглядом пыльную дорогу,
Нагнулся и два семечка поднял.
Одно из них с изъянами, гнилое,
Он в землю возле дома закопал,
Второе же хорошее такое
На солнце положил и так сказал:
- Гнилое семя - грех, добро - другое.
Ты наблюдай, вот мой тебе совет.
Природа лгать не будет, и ты вскоре
На свой вопрос получишь сам ответ.
Неделя пролетела в ожиданье,
Не находил себе тот путник сна.
Едва дождавшись солнца утром ранним,
Пришел он посмотреть на семена.
То семя, что на солнышке лежало,
Засохло. Выдул влагу ветерок.
Гнилое же погибнуть не желало -
Из семечка проклюнулся росток.
Он с каждым днем корнями укреплялся,
Хоть и невзрачным был совсем на вид.
«Сорняк!» - все говорили. Ухмылялся.
Поскольку знал, что многим навредит.
Порою с нами тоже так бывает -
Спешим всем рассказать про добрый плод.
Его на обозренье выставляем,
От слов красивых внутренность поет.
Людские речи согревают душу,
Возводят на почетный пьедестал,
И вновь хотят услышать наши уши
Досель еще не слышанных похвал.
Хорошее в нас быстро угасает,
От счастья и похвал мы польщены.
Гордыня с хвастовством одолевают
Все доброе, чем были мы полны.
Грехи же скрыть пытаемся поглубже
И ничего о них не говорим,
Стараемся мы Богу быть послушны,
Но об изъянах в сердце мы молчим.
Грехи молчанье наше одобряют:
Их не тревожат, их не теребят.
Все глубже свои корни опускают -
Так укрепить позиции хотят.
Мой друг, хочу совет тебе дать дельный,
Да и себе, конечно, что ж скрывать:
В молитве перед Богом на коленях
Не бойся об изъянах рассказать.
О том, что много лет тебя терзает,
Излей пред Богом, голову склоня.
Отец о всех тревогах, тайнах знает,
И где бы ни был ты, хранит тебя.
А добрые дела твори в смиреньи,
Не выставляй их людям напоказ.
Имей в себе любовь, храни терпенье,
И Бог, увидев тайное, воздаст!
- Как вы думаете, о чём эта притча? Только ли о доброте?
(Александрова Надежда)
Притча о злорадстве.
Был у гнева сын. Звали его - зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели.
Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.
Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя - злорадство.
Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин)
Учитель: Какой нравственный урок вы получили из этой притчи?
(Долженков Владислав)
Притча о добре и зле «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
_ Тот, которого кормишь!
Понятия о добре и зле должны формироваться в детстве. И начинается добро именно тогда, когда на свет появляется ребенок. Чистое, светлое, воистину доброе создание Божье. Для того, чтобы сохранить всю эту чистоту непорочность маленького сердца необходимо направлять позитивную энергию на уничтожение зла как явления каждый день, каждый час, каждый миг. Человек никогда не станет полностью идеален, но это уже другая история, а минимизировать злые деяния может каждый. Путем самопоиска, самосовершенствования, самодисциплины, самореализации. В каждом слове есть корень «Сам», я не просто Вам указываю на него, а целью призвать, и наконец убедить вас в том, что никакая церковь, общество, социум, родители, полностью не повлияют на Ваше восприятие добра и зла, кроме Вас самих. Именно здесь и заканчивается зло. Именно в нас с Вами. В нашей работе над собой! Да, это не просто. Но это единственный путь спасения души человека.
III. Стихотворения о доброте.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Учитель: Спасибо за внимание. А я всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.
Желаю вам неисчерпаемой воли и стремления идти дорогою добра. Завершить наш разговор я предлагаю песней «Дорогою добра»
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
В широком смысле зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В этом смысле термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. Например, и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка. Вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами