Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 Очёр»
Методическая разработка классного часа
для учащихся 3 класса
«Будьте добры!»
Автор: Сереброва Ирина Юрьевна
учитель начальных классов
2022
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
- формирование представления о нравственных качествах человека: доброте, отзывчивости, добрых поступках;
- способствовать формированию этических форм поведения в обществе и при общении друг с другом;
- формировать умения правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей.
Планируемые результаты и формирование УУД
Личностные:
- учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты поведения, ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Регулятивные:
- учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.
Познавательные:
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные:
- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
Подготовка
1. Родители изготавливают 2 плаката: с изображением кота Леопольда и с изображением схемы сложных слов.
2. Учитель делает магнитофонную запись песен кота Леопольда, его слов о хорошем настроении.
3. Дети ищут и запоминают пословицы, поговорки о доброте. Один из учащихся разучивает стихотворение о доброте.
Оборудование:
а) На доске:
- плакат изображением кота Леопольда,
- схемы сложных слов,
- название темы классного часа,
- пословицы и поговорки о доброте;
б) Магнитофон, аудиозапись песни «Если добрый ты» (слова М.Пляцковского, музыка Б.Савельева);
в) Блокноты и ручки для каждого ученика.
Ход классного часа
I. Вступительная часть
- Доброе утро, ребята. Сегодня к нам на классный час пришел необычный гость, герой мультфильма. (Открывается доска, на ней плакат с изображением кота Леопольда)
- Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма? (Ответы детей)
Расскажите, что вы знаете о нем.
- Так каким мы видим кота Леопольда? (добрым, вежливым, аккуратным, он не отвечает злом на зло)
- Посмотрите внимательно на кота Леопольда, опишите выражение его лица.(Дети дают описание черт лица, а учитель записывает на доске: ДОБРЫЕ глаза, ДОБРАЯ улыбка,)
- А почему он часто улыбается? Какой кот Леопольд? Что значит, по-вашему добрый человек? (Добрый человек всегда приветлив, вежлив, он счастлив)
- Каким человека делает доброта? (Красивым)
- Сегодня мы поговорит с вами о доброте. Тема нашего классного часа так и называется: «Будьте добры!» (вывешивается табличка с названием темы на доску).
II. Основная часть
- Ребята, а как вы думаете, что такое доброта?
- Да. Многие верно понимают и чувствуют, что такое доброта. В толковом словаре можно прочесть следующее определение.
Ученик: Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Много времени прошло, чтобы люди поняли, что нужно быть добрым, внимательным к другим людям, чтобы жить в мире.
А зачем нужна доброта?
- Абсолютно верно, ребята, чтобы было легче общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.
- А сейчас Кирилл прочтет стихотворение о доброте А.Чепурова.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Какие из них вы знаете? (Дети произносят пословицы и поговорки о доброте.)
«Злой не верит, что есть добрый».
«Добрая слава лежит, а худая бежит».
«Доброго чтут, а злого жалуют».
«Добрые вести прибавят чести».
«Добрые дела красят человека».
«Доброе слово и кошке приятно».
«Доброе слово дороже богатства».
- Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о доброте. Добрые люди обладают хорошими качествами, с которыми я хотела вас познакомить, но их названия рассыпались. Давайте вместе подумаем, посоветуемся в парах, попытаемся составить из простых слов сложные и запишем себе в блокноты (дети с помощью схемы составляют слова и записывают в блокноты)
На доске: ДОБРО соседи
совесть
сердце
желать
порядок
Ребята читают получившиеся слова и записывают на доске.
Доброжелательность
Добросердечность
Добропорядочность
Добрососедство
Добросовестность
- Для чего нужно обладать такими качествами? (Чтобы жить дружно, не ссориться) А что для этого нужно делать? Давайте попробуем составить правила, следуя которым можно стать чуточку добрее. А поможет нам в этом народная мудрость. Объединитесь, пожалуйста, в группы и на основе поговорок составьте правила доброты.
• Доброе слово лечит, злое калечит.
• Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
• Делай другим добро – будешь сам без беды.
• Худо тому, кто добра не творит никому.
• Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
• Добрые умирают да дела их живут.
• Живи добрее, будешь всем милее.
Дети называют правила, а учительница записывает на доске.
Правила доброты.
1. Будь приветлив, вежлив.
2. Будь внимателен к людям.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.
III. Заключительная часть
- Ребята, я уверена, что у всех вас доброе сердце, и вы делаете много добра своим ближним. Расскажите об этом всем, продолжив предложение: «Я хвалю себя за то, что сегодня…»
Дети по очереди высказываются.
- Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.
- Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.
- А закончить наш классный час я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе.
Литература
Русские народные загадки, пословицы и поговорки.- М., «Просвещение» 1990.
Толковый словарь Ожегова. - М. «ЭСКМО» 2007.