Классный час «Быть человеком».
Цель: помочь учащимся в поисках пути понимания ,кто таков человек и каково его место в мире; формировать у учащихся представление о положительных и отрицательных качествах человека, правильного отношения к нравственным ценностям.
Задачи:
-формировать умение логически рассуждать, кратко, чётко излагать свои мысли
- воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания, чувство ответственности за свои поступки, слова
-развивать умение анализировать свои внутренние качества.
-развивать умение слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.
Оборудование: солнечный круг, желтые полоски-лучи, фломастеры, клей-карандаш, изображение силуэта человека , смайлики весёлые и грустные, дерево, сердечки, снежинки ,конверты, цветные картинки, символизирующие круг социальных связей и отношений, презентация ,бабочки
(Дети сидят по группам)
Ход классного часа:
1.Организационный момент(вступительное слово педагога)
Дорогие ребята, я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие принесёт вам радость общения и наполнит вашу душу прекрасными чувствами.
2.Определение темы классного часа, постановка целей, мотивация.
Просмотр ролика.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на классном часе?
Какова главная мысль ролика?
Как ы думаете, нужно ли нам с вами обсуждать эту тему, аргументируйте свой ответ.
А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить? Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять : что значит быть человеком, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее надо прожить, чтобы оправдать это звание - Человек. Давайте и мы сегодня на занятии поразмышляем над вопросом: « Что значит быть человеком?»
3.Основная часть.
А теперь предлагаю вернуться к ролику.
-Как можно охарактеризовать поступок молодого человека и поведение остальных прохожих?
-Подумаем, какие качества присущи отзывчивому и равнодушному человеку?
Работа с духовно-нравственными понятиями.
Заполните силуэты человека, разделённого пополам.
-Почему я вам предложила заполнить качества в одном силуэте, а не разделила надвое?
(Дети должны прийти к пониманию того, что в каждом человеке есть и светлое, и тёмное начало, что каждый в своей жизни совершает и плохие, и хорошие поступки..
-Конечно, человек обладает не только положительными, но и отрицательными качествами. Иногда бывает сложно оценить себя, свои поступки и окружающих. Дать правильную оценку невозможно без сравнения себя с другими людьми. Зная себя, лучше поймешь других.
Проблема выбора. ( сторона добра - сторона зла)(развешивают листики)
-Многое ли может сделать человек в вашем возрасте?
-Вы можете посадить дерево?
-А можете его и сломать?
-Можете ли вы обидеть друга?
-Защитить слабого?
-Помочь решить задачу другу?
-Дать списать домашнее задание?
- Порвать книгу?
- Смастерить кормушку?
- От того, какой поступок совершит человек зависит и тот след, который он оставит в этом мире. На данный момент стороны добра и зла уравновешены. На какой стороне окажетесь вы, решать вам. Выбор делаете вы. Помните, если в человеке преобладают отрицательные черты характера, то его жизнь может измениться в худшую сторону. Они обязательно окажут плохое влияние на отношения с окружающими людьми, наверняка помешают спокойной счастливой жизни и умению радоваться каждому прожитому дню.
Добрые поступки.
-Итак, каждый человек несет ответственность за свои поступки.
А «Я» - маленькая частичка во Вселенной.
-Вспомните, какие хорошие поступки вы совершили в ближайшее время для школы, дома, для товарищей.
(Ребята рассказывают о добрых поступках. В процессе беседы учитель крепит вокруг круга лучики солнца.)
-Что чувствовали люди, которым вы делали добро?
- Что чувствовали вы сами? (Радость, счастье, восторг, умиление).
-Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо.
Учитель обращает внимание учащихся на солнышко, которое получилось в ходе беседы.
-Посмотрите, когда вы дарите добро, вы как солнышко : и вам становится тепло и тем ,кому вы дарите лучики света.
Ребята, психологи советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт в себе силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто это слово сказал, и лишь потом тому, кого оно адресовано.
Я вам предлагаю встать в круг, взяться за руки и поделиться своим теплом с товарищами и попрошу по сигналу повторять слова: «Будьте добры друг к другу»
Чтобы не быть в обиде,
Когда приходится туго - Будьте добры друг к другу!
Во время труда и в час досуга - Будьте добры друг к другу!
Когда зимой за окном свирепствует вьюга,
И летом жарким - Будьте добры друг к другу!
Дети и взрослые! Молодые и старые!
Во что бы то ни стало - Будьте добры друг к другу!
Создание коллажа.
-Задумывались ли вы, каково место каждого из нас в этом мире?
По мере взросления круг вашего общения расширяется
Кто и что вас в этом мире окружает? (родители, одноклассники, друзья, учителя, увлечения, хобби)
-В этих социальных отношениях человек проявляет свою личность, свое Я.
-Я предлагаю вам конверты с набором различных картинок, символизирующих круг ваших социальных связей и отношений.
Создайте коллаж на тему «Я в этом мире». Себя вы можете обозначить условно фигуркой, символом.
Учащиеся создают коллаж под песню «Ты – человек» из к/ф «Приключения Электроника»
-А теперь давайте посмотрим, как многогранен наш мир, и где вы в нем.
( Учащиеся раскладывают свои работы на столе, таким образом создаётся большая единая картина. Учитель кратко беседует с каждым, ученики расссказывают, почему они выбрали именно такие картинки для изображения своих увлечений).
- Человек представляет из себя ничто иное, как сумму всех его отношений с окружающими его людьми. Какие мы есть в этих отношениях, такие мы и как личности, такое наше «Я».
3. Подведение итогов.
Итак, ребята, мы сегодня искали свой путь понимания - кто таков человек и каково его место в этом мире.
Мир, который нас окружает, СОВРЕМЕННЫЙ МИР, сложен и труден. Нужно быть очень сильным, умным, сообразительным, чтобы жить в нем.
И обязательно оставаться Человеком.
Тема эта необъятна, но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из нашей встречи.
Синквейн на тему «Человек»
Рефлексия: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Закройте глаза и протяните свои ладошки! У каждого в ладони бабочка. Она хрупкая и беззащитная в этом мире. Таким же маленьким пока является ваш мирок, ваше Я. Маленьким, хрупким, но таким красивым. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Я хочу закончить наш классный час притчей.
Притча «Всё в твоих руках»