СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: “Что значит быть толерантным?” (4 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Что значит быть толерантным?", предназначен для учащихся начальных классов. Проводится  с целью формирования уважительного отношения, терпимости к окружающим людям. Форма работы: групповая. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час: “Что значит быть толерантным?” (4 класс).»

Классный час: “Что значит быть толерантным?” (4 класс).

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Задачи:

Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

Развивать умения владеть собой, уважать чужое мнение, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов и решением задач.

В основе данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, который наилучшим образом способствует достижению задач мероприятия.

Оборудование:

- проектор, экран, ноутбук.

- карточки с крылатыми выражениями народов мира:

Одна минута терпения может означать десять лет мира. Автор Греческое изречение
"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

«Толерантность не следует путать ни с пассивностью, ни с согласием или равнодушием. Это активное, положительное и ответственное отношение к человеческому разнообразию». (Кофи Аннан)

"Сострадание правит миром". (Древнеиндийский афоризм)

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций) Источник: http://www.probydis.ru/aforizmy-po-temam/aforizmy-o-obshchestve/1109-aforizmy-o-terpimosti-vo-vzaimootnosheniyah.html

- карточка «толерантность», солнце, «Дерево Толерантности», листки для записей, ватманы для коллажа, фломастеры, 2 коробки для игры, карточки для тестирования.



Ход мероприятия

1 Орг. Момент. 1мин

Учитель: Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята! Давайте друг другу улыбнемся и подарим частичку своего тепла.

2. Актуализация знаний.

Я думаю, наш классный час сегодня подарит нам радость общения друг с другом. Не забывайте о культуре общения, уважайте мнения своих товарищей.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме, но в начале я хотела бы показать вам один мультфильм.

(Мультфильм) 3мин.

- Почему все смеялись над существом зелёного цвета? 3мин.

- Что случилось, когда прошёл дождик?

- Какова главная мысль этого мультфильма?

- Так, хорошо или плохо, что мы все разные?

Ученики: Хорошо, что все мы разные! Если будут все люди одинаковыми, то мир станет скучным и однообразным.


Учитель.В нашей школе учатся разные ребята: полненькие, худенькие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Вы скажете: мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.

-О чем пойдет сегодня речь на нашем классном часе? 3мин.


Если не могут сразу назвать, то разгадывают в паре по карточке( буквы по алфавиту записать и прочитать справа налево- слово толерантность)

ь

т

с

о

н

т

н

а

р

е

л

о

т

30

20

19

16

15

20

15

1

18

6

13

16

20




-Какую цель мы поставим перед собой? 1 мин

( Еще раз раскроем понятие толерантности, будем учиться уважительному отношению к другим людям, быть терпимыми к чужому мнению, развивать в себе качества толерантности)

3. Информационный блок «Истоки толератности». 5 мин

Учитель. Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность. 16 ноября является Международным днем толерантности.

Учитель: А знаете, на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел.

- Как вы думаете, почему?

Вы правы, это был человек, талантливый во многих областях. Он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относился, учитывал интересы других людей. И при этом сохранял свои собственные принципы. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

 В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

4. Практическая работа.

Учитель: Мы все непохожи друг на друга, это значит, что у каждого свое мнение, свой характер, свои привычки и желания! Как вы думаете, легко ли жить в мире, где столько разных людей? Игра «Трио» нам поможет в этом разобраться.

Решение проблемы.

1 Игра «Трио». 7 мин

Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.

Учитель: Я приготовила для вас сложную задачу. Мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров, например, до доски.

Учитель вместе с классом подбадривает учеников.

Учитель: Смогли ли ребята выполнить задание? Легко вам было? Что мешало, а что помогало проходить дистанцию? Смоли ли вы договориться? Трудно ли вам было договариваться?

  • Отвечая на вопросы учителя, ученики приходят к выводу: чтобы достичь цели, надо уметь договариваться друг с другом и это не так-то легко. Каждый настаивает на своей точке зрения, не хочет уступить другому.

Учитель: Согласна с вами, уметь договариваться, учитывать мнение окружающих не так-то легко! Но это и является одним из элементов толерантности.

2 Давайте поиграем.

У вас на партах лежат полоски с кружочками. Я называю ситуацию, а вы закрашиваете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе. 5 мин

.

         Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

         Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

         С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

         Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

         Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты идешь с ними гулять.
2.. Ты устраиваешь истерику

- А теперь посчитайте, сколько у вас зеленых, а сколько черных кружков (Дети считают.)

– Если больше ответов с зелеными кружками, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

- Если больше ответов с черными кружками, то ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Подводится итог. Каких цветов было много? А почему? Какой вывод можно сделать

3. Толерантное отношение

В разных странах существуют разные выражения, обозначающие толерантное отношение людей друг к другу. Давайте обратимся к ним. Ваша задача - объяснить, о чем эти выражения и какой общий смысл заложен в них.

(Делит класс на три группы, каждая группа получает лист с крылатыми выражениями

Одна минута терпения может означать десять лет мира. Автор Греческое изречение
"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

«Толерантность не следует путать ни с пассивностью, ни с согласием или равнодушием. Это активное, положительное и ответственное отношение к человеческому разнообразию». (Кофи Аннан)

"Сострадание правит миром". (Древнеиндийский афоризм)

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)




4 Ситуация.


Работа в группах. Обсуждение ситуаций 10 мин

Учитель: Толерантным  быть не легко, но этому можно и нужно учиться.

Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя  у окна читала книгу.  Вдруг мальчики, пробегая мимо,  толкнули  девочку.  Катя упала и, сильно ударившись, заплакала.

-Чего тут стоишь на дороге? -  возмущенно сказал Петя!

- Сама виновата! Рева! – поддакнул  своему другу Коля. – Попробуй только учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак.

Подумайте:

1. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Толерантно ли они вели себя по отношению к Кате? Хотели бы вы оказаться на месте Кати?

2. Как, по вашему мнению, должны были поступить мальчики?


2 ситуация.

 На перемене в классе  ребята показывали друг к другу свои мобильные телефоны!

-Смотрите, какой у меня крутой телефон, - хвастался Генка. – Мне папа вчера купил!

-У меня не хуже твоего, между прочим, - сказала Таня.

-А у меня  зато самый большой!- закричал Олег.

-А у меня самый дорогой, - радостно сообщил Сережа.

Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой. Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить ему дорогой телефон.

- Колян, - а ты чего не хвастаешься, - закричал ему Генка. – У тебя –то телефон вообще  крутой! Из прошлого века!

И все засмеялись!

Подумайте:

1. Одобряете ли вы поступки ребят? Почему? Толерантно ли они себя вели по отношению к своему однокласснику? Хотели бы вы оказаться на месте Коли? Почему?

2. Что бы вы посоветовали ребятам?




3 ситуация.

В классе появился новенький мальчик. Его звали Никита. Он был очень маленького роста, да к тому, же еще и заикался от волнения.

-Привет, коротышка, приветствовали его мальчишки, встречая у школы.- Что –то ты совсем не подрос со вчерашнего дня.

 Никита, ничего не отвечая, проходил мимо.

- Ишь, какой, не слышит, - больше всех позировал Степка. – Эй, коротышка, мы к тебе обращаемся!

 –Ко-ко-который час? – Дразнили мальчишки  его    вдогонку и громко смеялись.

Подумайте:

  1. Как вы оцениваете поведение мальчиков? Согласны  ли вы с тем, что они  ведут себя не толерантно по отношению к однокласснику? Хотелось бы вам оказаться на месте Никиты?

  2. Что бы вы посоветовали мальчишкам ?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью   учителя)    и высказывают общее решение группы.



5. Игра “Приветствие” 3 мин

Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира

- сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться - Япония;

- потереться носами – Новая Зеландия;

- пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;

- показать язык – Тибет;

- крепко обняться – Россия;

- помахать рукой нашим гостям.

Учитель: Ребята, для чего люди приветствуют друг друга?


6. «Дерево толерантности»

Сейчас я предлагаю собрать на доске дерево толерантности. На листках написаны формы проявления толерантности, вы должны договориться и выбрать, какие листки будут у древа толерантности, а какие нет:

уважение мнения и прав других

уважение человеческого достоинства

жестокость,

нетерпимость,

равнодушие,

доброта,

агрессивность, лживость, предательство

великодушие

сердечность


желание что-либо делать вместе (сотрудничество)

сострадание,

эгоизм,

зависть,

унижение,

принятие другого таким, каким он есть,

терпимость

дружба





чуткость,

милосердие

неуважение,

пренебрежения,

прощение,

доброжелательность

миролюбие,











Вот такое замечательное дерево толерантности у нас выросло.



7. Итог

А теперь мы поработаем в группах, но каждая команда будет выполнять свое задание.

1. Коллаж.

2. Правила толерантности.

3. Синквейн.


Ребята готовят задания, а пока звучит песня. 4 мин.


1.Коллаж На какую тему выполнен ваш коллаж, что вы хотели отразить? (Все мы разные и это здорово!) или « Давайте жить дружно!»


2. Правила толерантности.

1. Не обижать окружающих. 
2. Выслушивать  мнения других и считаться с ними. 
3. Уметь прощать обиды и просить прощения. 
4.  Уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.

5. Нельзя унижать достоинство человека.
6. Не стоит заставлять человека с помощью силы делать то, что хочется вам.

7. Уважать старших.

8. Помогать людям с ограниченными возможностями.


3. Синквейн.


1. Слово.

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4 .Определение понятия из 4 слов

5.Синоним.



Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

- Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: (читаем хором с экрана)

Мы разные – в этом наше богатство, (слайд)

Мы вместе – в этом наша сила!


Итог. Над какой темой мы сегодня поработали? Достигли ли мы цели? Что взяли для себя? ОЦЕНИТЕ свою работу.



- Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Давайте вместе споём песню “Дорогою добра”

Большое всем спасибо за работу!

Дорога Добра

Из телефильма «Маленький Мук»

Слова Ю. Энтина 
Музыка М. Минкова


1. Спроси у жизни строгой: 
Какой идти дорогой, 
Куда по свету белому отправиться с утра? 
Иди за солнцем следом, 
Хоть этот путь неведом, 
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

2. Забудь свои заботы, 
Падения и взлёты. 
Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра. 
Но если с другом худо, 
Не уповай на чудо… 
Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!

3. Ах, сколько будет разных 
Сомнений и соблазнов! 
Не забывай, что эта жизнь – не детская игра. 
Ты прочь гони соблазны, 
Усвой закон негласный: 
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!






Приложение 1.
















30

20

19

16

15

20

15

1

18

6

13

16

20




Алфавит русский нумерованный по порядку.

.

А 1

Б 2

В 3

Г 4

Д 5

Е 6

Ё 7

Ж 8

З 9

И 10

Й 11

К 12

Л 13

М 14

Н 15

О 16

П 17

Р 18

С 19

Т 20

У 21

Ф 22

Х 23

Ц 24

Ч 25

Ш 26

Щ 27

Ъ 28

Ы 29

Ь 30

Э 31

Ю 32

Я 33

-

-



Приложение 2.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!