Классный час: “Что значит быть толерантным?” (4 класс).
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
Развивать умения владеть собой, уважать чужое мнение, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов и решением задач.
В основе данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, который наилучшим образом способствует достижению задач мероприятия.
Оборудование:
- проектор, экран, ноутбук.
- карточки с крылатыми выражениями народов мира:
Одна минута терпения может означать десять лет мира. Автор Греческое изречение
"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
«Толерантность не следует путать ни с пассивностью, ни с согласием или равнодушием. Это активное, положительное и ответственное отношение к человеческому разнообразию». (Кофи Аннан)
"Сострадание правит миром". (Древнеиндийский афоризм)
"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций) Источник: http://www.probydis.ru/aforizmy-po-temam/aforizmy-o-obshchestve/1109-aforizmy-o-terpimosti-vo-vzaimootnosheniyah.html
- карточка «толерантность», солнце, «Дерево Толерантности», листки для записей, ватманы для коллажа, фломастеры, 2 коробки для игры, карточки для тестирования.
Ход мероприятия
1 Орг. Момент. 1мин
Учитель: Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята! Давайте друг другу улыбнемся и подарим частичку своего тепла.
2. Актуализация знаний.
Я думаю, наш классный час сегодня подарит нам радость общения друг с другом. Не забывайте о культуре общения, уважайте мнения своих товарищей.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме, но в начале я хотела бы показать вам один мультфильм.
(Мультфильм) 3мин.
- Почему все смеялись над существом зелёного цвета? 3мин.
- Что случилось, когда прошёл дождик?
- Какова главная мысль этого мультфильма?
- Так, хорошо или плохо, что мы все разные?
Ученики: Хорошо, что все мы разные! Если будут все люди одинаковыми, то мир станет скучным и однообразным.
Учитель.В нашей школе учатся разные ребята: полненькие, худенькие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Вы скажете: мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
-О чем пойдет сегодня речь на нашем классном часе? 3мин.
Если не могут сразу назвать, то разгадывают в паре по карточке( буквы по алфавиту записать и прочитать справа налево- слово толерантность)
ь | т | с | о | н | т | н | а | р | е | л | о | т |
30 | 20 | 19 | 16 | 15 | 20 | 15 | 1 | 18 | 6 | 13 | 16 | 20 |
-Какую цель мы поставим перед собой? 1 мин
( Еще раз раскроем понятие толерантности, будем учиться уважительному отношению к другим людям, быть терпимыми к чужому мнению, развивать в себе качества толерантности)
3. Информационный блок «Истоки толератности». 5 мин
Учитель. Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность. 16 ноября является Международным днем толерантности.
Учитель: А знаете, на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел.
- Как вы думаете, почему?
Вы правы, это был человек, талантливый во многих областях. Он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относился, учитывал интересы других людей. И при этом сохранял свои собственные принципы. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
4. Практическая работа.
Учитель: Мы все непохожи друг на друга, это значит, что у каждого свое мнение, свой характер, свои привычки и желания! Как вы думаете, легко ли жить в мире, где столько разных людей? Игра «Трио» нам поможет в этом разобраться.
Решение проблемы.
1 Игра «Трио». 7 мин
Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.
Учитель: Я приготовила для вас сложную задачу. Мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров, например, до доски.
Учитель вместе с классом подбадривает учеников.
Учитель: Смогли ли ребята выполнить задание? Легко вам было? Что мешало, а что помогало проходить дистанцию? Смоли ли вы договориться? Трудно ли вам было договариваться?
Отвечая на вопросы учителя, ученики приходят к выводу: чтобы достичь цели, надо уметь договариваться друг с другом и это не так-то легко. Каждый настаивает на своей точке зрения, не хочет уступить другому.
Учитель: Согласна с вами, уметь договариваться, учитывать мнение окружающих не так-то легко! Но это и является одним из элементов толерантности.
2 Давайте поиграем.
У вас на партах лежат полоски с кружочками. Я называю ситуацию, а вы закрашиваете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе. 5 мин
.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты идешь с ними гулять.
2.. Ты устраиваешь истерику
- А теперь посчитайте, сколько у вас зеленых, а сколько черных кружков (Дети считают.)
– Если больше ответов с зелеными кружками, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.
- Если больше ответов с черными кружками, то ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Подводится итог. Каких цветов было много? А почему? Какой вывод можно сделать
3. Толерантное отношение
В разных странах существуют разные выражения, обозначающие толерантное отношение людей друг к другу. Давайте обратимся к ним. Ваша задача - объяснить, о чем эти выражения и какой общий смысл заложен в них.
(Делит класс на три группы, каждая группа получает лист с крылатыми выражениями
Одна минута терпения может означать десять лет мира. Автор Греческое изречение
"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
«Толерантность не следует путать ни с пассивностью, ни с согласием или равнодушием. Это активное, положительное и ответственное отношение к человеческому разнообразию». (Кофи Аннан)
"Сострадание правит миром". (Древнеиндийский афоризм)
"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
4 Ситуация.
Работа в группах. Обсуждение ситуаций 10 мин
Учитель: Толерантным быть не легко, но этому можно и нужно учиться.
Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя у окна читала книгу. Вдруг мальчики, пробегая мимо, толкнули девочку. Катя упала и, сильно ударившись, заплакала.
-Чего тут стоишь на дороге? - возмущенно сказал Петя!
- Сама виновата! Рева! – поддакнул своему другу Коля. – Попробуй только учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак.
Подумайте:
1. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Толерантно ли они вели себя по отношению к Кате? Хотели бы вы оказаться на месте Кати?
2. Как, по вашему мнению, должны были поступить мальчики?
2 ситуация.
На перемене в классе ребята показывали друг к другу свои мобильные телефоны!
-Смотрите, какой у меня крутой телефон, - хвастался Генка. – Мне папа вчера купил!
-У меня не хуже твоего, между прочим, - сказала Таня.
-А у меня зато самый большой!- закричал Олег.
-А у меня самый дорогой, - радостно сообщил Сережа.
Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой. Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить ему дорогой телефон.
- Колян, - а ты чего не хвастаешься, - закричал ему Генка. – У тебя –то телефон вообще крутой! Из прошлого века!
И все засмеялись!
Подумайте:
1. Одобряете ли вы поступки ребят? Почему? Толерантно ли они себя вели по отношению к своему однокласснику? Хотели бы вы оказаться на месте Коли? Почему?
2. Что бы вы посоветовали ребятам?
3 ситуация.
В классе появился новенький мальчик. Его звали Никита. Он был очень маленького роста, да к тому, же еще и заикался от волнения.
-Привет, коротышка, приветствовали его мальчишки, встречая у школы.- Что –то ты совсем не подрос со вчерашнего дня.
Никита, ничего не отвечая, проходил мимо.
- Ишь, какой, не слышит, - больше всех позировал Степка. – Эй, коротышка, мы к тебе обращаемся!
–Ко-ко-который час? – Дразнили мальчишки его вдогонку и громко смеялись.
Подумайте:
Как вы оцениваете поведение мальчиков? Согласны ли вы с тем, что они ведут себя не толерантно по отношению к однокласснику? Хотелось бы вам оказаться на месте Никиты?
Что бы вы посоветовали мальчишкам ?
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.
5. Игра “Приветствие” 3 мин
Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира
- сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться - Япония;
- потереться носами – Новая Зеландия;
- пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;
- показать язык – Тибет;
- крепко обняться – Россия;
- помахать рукой нашим гостям.
Учитель: Ребята, для чего люди приветствуют друг друга?
6. «Дерево толерантности»
Сейчас я предлагаю собрать на доске дерево толерантности. На листках написаны формы проявления толерантности, вы должны договориться и выбрать, какие листки будут у древа толерантности, а какие нет:
уважение мнения и прав других уважение человеческого достоинства жестокость, нетерпимость, равнодушие, доброта, агрессивность, лживость, предательство великодушие сердечность | желание что-либо делать вместе (сотрудничество) сострадание, эгоизм, зависть, унижение, принятие другого таким, каким он есть, терпимость дружба |
чуткость, милосердие неуважение, пренебрежения, прощение, доброжелательность миролюбие, | |
Вот такое замечательное дерево толерантности у нас выросло.
7. Итог
А теперь мы поработаем в группах, но каждая команда будет выполнять свое задание.
1. Коллаж.
2. Правила толерантности.
3. Синквейн.
Ребята готовят задания, а пока звучит песня. 4 мин.
1.Коллаж На какую тему выполнен ваш коллаж, что вы хотели отразить? (Все мы разные и это здорово!) или « Давайте жить дружно!»
2. Правила толерантности.
1. Не обижать окружающих.
2. Выслушивать мнения других и считаться с ними.
3. Уметь прощать обиды и просить прощения.
4. Уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.
5. Нельзя унижать достоинство человека.
6. Не стоит заставлять человека с помощью силы делать то, что хочется вам.
7. Уважать старших.
8. Помогать людям с ограниченными возможностями.
3. Синквейн.
1. Слово.
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4 .Определение понятия из 4 слов
5.Синоним.
Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.
- Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: (читаем хором с экрана)
Мы разные – в этом наше богатство, (слайд)
Мы вместе – в этом наша сила!
Итог. Над какой темой мы сегодня поработали? Достигли ли мы цели? Что взяли для себя? ОЦЕНИТЕ свою работу.
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Давайте вместе споём песню “Дорогою добра”
Большое всем спасибо за работу!
Дорога Добра Из телефильма «Маленький Мук» Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова 1. Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! 2. Забудь свои заботы, Падения и взлёты. Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо… Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра! 3. Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что эта жизнь – не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра! | |
Приложение 1.
| | | | | | | | | | | | |
30 | 20 | 19 | 16 | 15 | 20 | 15 | 1 | 18 | 6 | 13 | 16 | 20 |
Алфавит русский нумерованный по порядку. . |
А 1 | Б 2 | В 3 | Г 4 | Д 5 | Е 6 | Ё 7 |
Ж 8 | З 9 | И 10 | Й 11 | К 12 | Л 13 | М 14 |
Н 15 | О 16 | П 17 | Р 18 | С 19 | Т 20 | У 21 |
Ф 22 | Х 23 | Ц 24 | Ч 25 | Ш 26 | Щ 27 | Ъ 28 |
Ы 29 | Ь 30 | Э 31 | Ю 32 | Я 33 | - | - |
Приложение 2.