Да здравствует вежливость!
Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию,
cпособность формулировать нравственные суждения; соста-
вить словарь наиболее часто употребляемых в общении „ве-
жливых”слов.
Ход классного часа
1.Чтение и анализ стихотворений по теме.
Учитель читает.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут…а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
„Спасибо ”, „здравствуйте”, „простите”
Произносить он не привык.
Простого слова„извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече:„Добрый день!”
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае„здорово!”
Он вместо„здравствуй!”говорит.
А вместо слова„до свидания!”
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
„Ну, я пошёл…Пока! Всего!”
А.Барто
-Каких слов не знает этот мальчик?
-Как ему помочь?
На плакате нарисовано дерево. Учитель предлагает на листоч-
ках написать волшебные слова приветствия, прощания, просьбы,из-
винения,благодарности и приклеить их на ветки этого дерева.
Читает ученик.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы-то есть сами…
И ежели вы вежливы,-
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником.
Пред сильным не робея.
С.Я.Маршак
-Какой смысл вы вкладываете в понятие „вежливый чело-
век”?
-Какие„вежливые”слова знаете?
Читает ученик.
Что такое„здравствуй”?
Лучшее из слов.
Потому что„здравствуй”
Значит„будь здоров”.
Правило запомни,
Знаешь- повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово„здравствуй”
Повторить с утра.
2.Анализ ситуаций.
-Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных
ситуациях:
1)Мальчик крикнул прохожему:„Скажите, сколько сейчас часов?”
Найдите три ошибки.
2)Девочка жалуется возмущённо маме:„Во дворе мальчишка такой
невежа, зовёт меня:„ Ритка”.„А как ты его зовёшь?”-спросила мама.
„Я его вообще никак не зову, -ответила Рита, -я ему просто кричу:
„Эй, ты!”
-Права ли Рита?
3)Петя и Юра спешили в столовую и бежали вниз через две ступе-
ньки. Навстречу поднималась учительница. Мальчики пробежали
мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось:„ Здрасьте, Лидия
Львовна”.Что им ответила учительница, мальчики не слышали и пе-
рвыми ворвались в столовую.
-Найдите ошибки в поведении мальчиков.
4)Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.
Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8,а другому -10лет?(Кто вежливее.)
3.Инсценировка и анализ стихотворения.
-Всегда ли человека, который знает вежливые слова, можно назвать воспитанным?
Вежлив ли Витя?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
„Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
„Извините, я немного опоздал”.
-Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
-Извините,- шепчет Витя,-
Я к уроку не готов!
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в нашем споре
И скажите нам ответ.
-Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?
4.Работа с пословицами.
На доске пословицы:
*Острое словечко ранит сердечко.
*Слово- не воробей, вылетит не поймаешь.
*Доброе слово человеку- что дождь в засуху.
*Доброе слово и кошке приятно.
*Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.
-Что значит „доброе слово”, „худое слово”?
-Объясните смысл каждой пословицы.
5.Игра„Доскажи словечко”.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…(спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы…(прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
6.Заключительная часть.
Слово учителя.
-Вежливым человеком не рождаются, а становятся.От вас требуется
умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя
вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если они де-
лают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
-Вежливость-это одно из проявлений доброты, это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Это внимательность,
проявление доброжелательности по отношению к окружающим, го-товность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается.
-Наш классный час окончен.Всего доброго! Будьте вежливы!
Звучит песня„Улыбка”(сл. М.Пляцковского, муз.В.Шаинского)