Классный час "Дерево доброты". ( В 5 классе)
Цель: сформировать в сознании учащихся понятие «доброта»; расширить знания о доброте и ее роли в жизни каждого человека.
Задачи:
- способствовать развитию духовно–нравственных качеств классного коллектива;
- воспитать стремление совершать добрые дела и поступки;
- развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития через представление собственных достижений на уроке;
- способствовать развитию мышления, умения анализировать полученные знания, выделять главное, работать в группе, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию
- воспитывать коммуникабельную личность, способную к креативному мышлению, аргументированной защите своей точки зрения.
Оформление и оборудование:
- Солнце (рисунок);
- «Дерево доброты» - плакат;
-карточки со словами, однокоренными слову «добро»;
-карточки с пословицами;
-Толковый словарь
-весы с фишками
- Презентация PowerPoint;
- песня «Доброта».
Предполагаемый результат.
- пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте;
- научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
На перемене перед уроком звучит детская песня «Что такое доброта» (Настрой к теме урока).При входе в класс раздаются сердечки разных цветов. Занимают места по выбранным цветам.
Вступительное слово учителя:
-Здравствуйте, девочки и мальчики! Я, Тамара Армаисовна, классный руководитель 5-го класса. Очень рада вас сегодня видеть красивыми и веселыми!
- А все потому, что
- В каждом из нас живёт маленькое солнышко. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками. Всё многоцветье нам помогает увидеть волшебная сила доброты.
- Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко.
(на доске крепится изображение солнца).
- А символом – дерево доброты.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
- Вы догадались, о чем мы будем говорить?
Верно. Мы узнаем, что такое доброта. Какой человек может называться добрым?
-У каждой команды лежит рисунок с деревом. Сегодня выбудете украшатьдеревья (раздаю командам карточки)«ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ», «ДОБРОСЕРДЕЧНОСТИ» и «ДОБРОДУШНОСТИ».
-А что же это такое?
- У каждой команды в желтом конверте лежат карточки с определением, объясняющим название команды. СОБЕРИТЕ ЕГО!
- А я соберу определение понятия ДОБРОТЫ.
- Прикрепите карточки под свое название так же, как это сделала я.
Зачитываю определение ДОБРОТЫ.
-Итак, Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим.
-Так, что же такое ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ?
(Представитель команды зачитывает определение).
(Доброжелательность – желать добра другим людям.)
-А ДОБРОСЕРДЕЧНОСТЬ?
Добросердечность – обладать добрым сердцем, быть милосердным.
-ДОБРОДУШНОСТЬ - это…
(Быть добрым и мягким, относиться душевно, приветливо к людям)
-Так, что общего у наших слов?(Слово «ДОБРО»)
- Верно, ДОБРО издавна ценилось на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о добре.
- Откройте синий конверт, соедините две половины пословиц, прикрепите к дереву так, чтоб получился листочек.
1.Добро помни, а зло забывай.
1.Доброго чтут, а злого не жалуют.
2.Худо тому, кто добра не делает никому.
2. Доброе слово лечит, а злое калечит
3.За добро добром плати.
3. . Доброе слово - половина счастья.
- Обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословиц.
-_Молодцы! Возьмите ЦВЕТОЧЕК и прикрепите на свое дерево.
-Своей работой вы помогаете мне украсить наше общее дерево ДОБРОТЫ!
- Можно ли быть добрым, при этом не любить… не любить людей?
-Выберите из зеленого конверта те высказывания, в которых говорится о любви к ближнему.
- Прочтите их.
-Чему учат эти высказывания?
(Что не полюбив людей, невозможно полюбить ЖИЗНЬ.)
- Молодцы! Украсьте свое дерево цветочком или листочком.
(Украшаю большое дерево).
ВЫСКАЗЫВАНИЯ:
Не тот умен, кто умеет отличить добро от зла, а тот, кто из двух зол умеет выбирать меньшее.
Умный многому сумеет научиться у врага.
Лучше черствый хлеб у себя дома, чем множество блюд за чужим столом.
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
© Лев Николаевич Толстой
Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждут взамен.
© Антуан де Сент-Экзюпери
Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям. Мать Тереза
Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу...
Дэвид Юм
Не полюбив людей, невозможно полюбить Жизнь.
© Валерий Шушманов
Душу украшает любовь к ближнему, а её отсутствие — уродует.
© Межделов А Н )
- И я вам расскажу о людях, которые обладали этим ценным даром – умением любить и которые пожертвовали своей жизнью ради спасения других.
- Слышали ли вы когда-нибудь о баронессе (почетный дворянский титул) Юлии Вревской?
Наша землячка. Жила в Ставрополе.
- В 1877 году, с началом русско-турецкой войны, решает ехать в Действующую Армию. На деньги, вырученные от продажи своего имения, снаряжает санитарный отряд и становится рядовой сестрой милосердия, выполняет самую тяжёлую, грязную работу. Под пулями Вревская помогала раненым, жила в крошечной комнатушке без стола и стульев. Умывалась снегом, потому что воды не хватало. С утра до ночи перевязки и операции. 17 января 1878 года Юлия заболела тифом и 5 февраля умерла. Хоронили ее солдаты, за которыми она ухаживала..
Ее друг, И.С.Тургенев так пишет об этой хрупкой женщине:
«И простолюдинка, и аристократка!
Вступала за жизнь в смертельную схватку.
Бойцов выносила она с поля боя
И часто от пуль закрывала собою!»
Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма.
- А вы знаете людей, которые также как Юлия Вревская служили бескорыстно людям? Может, они живут рядом с вами?
-А если вспомнить о своих родителях?
-Можно ли их жизнь ради вас считать подвигом?
(Родители совершают каждодневный, бескорыстный подвиг).
-А слышали ли вы о детях, ваших ровесниках, которые совершили подвиг и стали лауреатами инициативы «ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ»?
Совсем недавно мы отмечали дату, связанную со снятием блокады Ленинграда. И вы, верно, знаете, что ленинградцам выдавали по 150 граммов черного хлеба, больше похожего на клейкую массу.
Пекарь блокадного Ленинграда
Кютинен Даниил Иванович - пекарь блокадного Ленинграда, умерший от истощения 3 февраля 1942 г. прямо на работе. Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба.Внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
- Приведите примеры из художественных произведений.
(К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»(Филька),К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»(Ваня Малявин), В.Г.Короленко «В дурном обществе»(Вася, Валек, Маруся), Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» (Жилин, Дина).
- Молодцы! Украсьте свое дерево цветочком или листочком.
(Украшаю большое дерево).
-Готовы ли вы совершать добрые дела? ПРЕДЛАГАЮ ПОИГРАТЬ.
- Если я называю добрый поступок, то вы поднимаетесь со своих стульчиков, как бы готовясь совершить его; а если называю плохой поступок, то вы продолжаете сидеть.
- Думать о родителях - Утешить плачущего
- Радоваться неудаче своего одноклассника
- Помогать людям пожилого возраста
- Завидовать - Сделать кормушку для птиц
- Ломать ветки деревьев для костра
- Уступить место в автобусе старшим
-Объяснить задачу своему однокласснику.
-Кричать в общественных местах.
- Молодцы, все справились, возьмите цветочек для вашего дерева.
ОДНАЖДЫ. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил его, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.
— Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?
— Я убрал его с дороги.
— Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.
— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
— Почему же вы убрали камень?
— Потому что я — Человек.
-Кто по-настоящему добр: отец или старик?
- На твоем человеческом пути встречаются камни, которые ты должен убрать, чтобы идущему за тобой, было легче. Если за свою жизнь ты не убрал ни одного камня – тебя нельзя назватьдобрым. Старик дал урок нравственности. ДА, он совершил рядовое, обычное. Но он думал не только о себе.
- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?
-Давайте проверим.
-У меня есть весы, они помогут нам ответить на этот вопрос.
-На одной чаше весов «ЗЛО» (темные фишки), обозначающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь, а на другой будет «ДОБРО» (светлые фишки).
Чтобы победить ЗЛО надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «ДОБРОМ». Вспомните, какие добрые дела вы совершили или хотели бы совершить, назовите и положите белые фишки на другую чашу весов.
Может кто-то совершил не очень хорошее дело, может кого ненароком обидел, тот называет свое зло и кладет черную фишку на другую чашу весов.
- Какая чаша перевесила?
- О чём это говорит?
(Добро побеждает зло).
- Молодцы, все справились, возьмите цветочек для вашего дерева.(НА большое)
Посмотрите как расцвели наши деревья!
Выйдите, пожалуйста, представители команды со своим рисунком.
-Будьте ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ, ДОБРОСЕРДЕЧНЫМИ ДОБРОДУШНЫМИ.
---ВЕДЬ, основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами (вручаются буквы детям, стоящим с деревьями)) Л - "Люди",З - "Земля", М - "Мыслите", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала.
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
На память о нашей встрече я дарю вам буклеты о людях, совершавших добрые дела.
- Спасибо за ваши улыбки и доброту!
- До новых встреч!