Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кореневская средняя общеобразовательная школа №59» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
тел. 557-08-00, факс 557-4033,
140051, Московская область, г.о. Люберцы, п. Красково, ул. Чехова, д.1 E-mail: [email protected]
Конспект классного часа « Дети Войны»
Рождественские чтения.
Составила учитель начальных классов:
Шилина С.А.
2019 г.
Цель:
Расширить представления детей о Великой Отечественной войне.
Рассказать о героизме ребят в Великую Отечественную Войну - ровесников современных мальчишек и девчонок.
Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Развивающие:
- Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности.
Воспитывающие:
Воспитать патриотизм и чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.
- Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;
Материалы:
Мультимедийная презентация «Дети войны»; фото «Пионеров-Героев»
фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Священная война», «Дети войны», «День Победы».
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня у нас необычный классный час. И эпиграфом нашего мероприятия будут слова из баллады о детях войны.
Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось. От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась. Не знали мы детских забав.
А сколько отрочеству горя досталось. Девчонки, мальчишки солдатами став,
Просились на фронт и без страха сражались, держа налегке автомат.
Победа руками детишек ковалась. Их воля не знала преград.
2. Вступительное слово учителя.
Вам сейчас 8 лет. Вы родились и выросли в мирное время. Вы хорошо знаете, как гремят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. И это очень хорошо, вы счастливые дети! В этом году мы с вами отмечаем 75-летие Великой Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.
Ребята, вы видите, как строят новые дома в нашем районе, но даже не представляете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы мирно просыпаетесь и улыбаетесь своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день. По радио звучал голос Левитана. Это был день начала войны: 22 июня 1941года.
(Звучит фонограмма сообщения Левитана о начале ВОВ)
3. Работа по теме.
Вот так неожиданно - 22 июня 1941года началась самая страшная, самая жестокая и самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Мы можем сосчитать сколько дней, месяцев и лет длилась война, сколько городов и деревень было разрушено, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
(Фоном звучит спокойная музыка)
4. Чтение стихотворений.
1- ый уч.
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести
2-ой уч.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
3-ий уч.
Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,
Вам колыбельные петь матерям не пришлось,
Вы не носили красивых и пышных нарядов.
Пулей свинцовою детство от вас унеслось.
4-ый уч.
Дети войны провожали отцов молчаливо,
Все понимая – пришел расставания час.
От матерей своих прятали слезы стыдливо,
Не поднимая печально опущенных глаз.
5-ый уч.
Дети войны на заводах отцов заменили
«Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один.
Жили в цехах, за станками и ели, и пили,
Ночи не спали, но верили – мы победим!
Учитель: Спасибо вам большое, ребята за прочтение стихотворений. Да, действительно, детей, которые приняли непосредственное участие в той страшной войне 1941-1945 года и «ковали» победу наравне со взрослыми называли - Дети Войны.
В наше мирное время они – ветераны, имеют статус «Дети Великой Отечественной войны».
В годы ВОВ фабрики и заводы страны остались без рабочих т.к. почти всех мужчин отправляли на фронт. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети.
Школьники собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.
Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену.
Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей,
Каждые 10 секунд – 1 ребенок.
Надо сказать, что на защиту Родины поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.
Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.
Показ слайдов
Леня Голиков.
Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде.
Воевал наравне со взрослыми. В свои 10 с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами.
Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 г. юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 г. в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Марат Казей
Школьнику Марату Казею было чуть больше 13 лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны.
В мае 1944 г. когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона.
Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку... Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.
Валентин Котик
В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде.
Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений.
Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика 6 взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами.
К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны 1-й степени, медаль «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Таня Савичева.
Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья.
Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.
Мария Щербак.
Ушла на фронт в 15 лет под именем своего погибшего на фронте брата Владимира. Стала пулеметчицей 148-й стрелковой дивизии.
Мария закончила войну старшим лейтенантом, кавалером четырех орденов.
Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне со взрослыми? Этого точно не знает никто.
Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки.
Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.
Всем детям погибшим во время ВОВ посвятили много песен и стихотворений, создали много памятников. Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями.
5. Подведение итогов.
Что происходило с детьми во время войны?
Какие чувства вы испытали во время прослушивания рассказов о детях?
Как вы думаете, что вело детей на подвиги?
Какие подвиги они совершали? Чем помогали советской армии?
Смогли бы вы совершить такие же подвиги?
Спасибо за внимание, теперь вы знаете о роли детей в военное время, о том, что им пришлось пережить. Но это всего лишь слова, сейчас главное не повторить ошибок прошлого, а для этого нам нужно его знать.
Звучит песня «День Победы»