Классный час на тему «Поговорим о дружбе»
для 3 класса
Цель:выяснить значения слов «дружба», «друг»;
осознать свои обязанности перед друзьями.
Задачи: формирование нравственных качеств учащихся;
умение дружить, беречь дружбу;
формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
Ход занятия:
- Тема классного часа «Поговорим о дружбе».
- На занятии мы должны ответить на следующие вопросы:
Что такое дружба?
Кто такой настоящий друг?
Есть ли определённые законы дружбы?
Обсуждение основных вопросов классного часа.
1) Знакомство с понятием «дружба».
(Чтение и обсуждение стихотворения.)
« Что такое дружба?»
Спросила я у птицы.
-Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
« Что такое дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Вопросы для обсуждения:
-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
- А кто это все на свете?
- Почему должны дружить все на свете?
-Действительно, как сказал древний философ Цицерон
«Без истинной дружбы жизнь - ничто».
Обсуждение пословиц о дружбе.
-( Прочитать пословицу и объяснить её значение.)
• Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
• Человек без друзей, что дерево без корней.
• Платье лучше новое, а друг старый.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Старый друг лучше новых двух.
• Друг познается в беде.
• Дружбу помни, а злобу забывай.
• С другом веселее при удаче, легче в беде.
Обсуждение понятие «дружба».
- Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»? А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?
- Вот какое определение слову «дружба» предлагает С.И.Ожегов в Толклвом словаре русского языка. ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка)
Упражнение «Расшифруй слово».
- Расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба… (Каждой группе выдаётся по одной букве.)
Д – доверие, доброта, доброжелательность
Р - радость
У – уважение, ум, уверенность
Ж – жизнь, желание
Б – борьба, благодушие
А – активность, аккуратность
- Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях.
- Многие считают себя друзьями, но не все являются настоящими.
( примеры из мультфильмаов)
1. Перед вами Малыш и Карлсон. Подумаете. Кто из них настоящий друг? Почему вы так думаете? А почему Карлсона нельзя назвать настоящим другом?
2. Кто является настоящим героем: Вовка или Кеша? Как Кеша предал дружбу?
-Человека, который делает что-то для себя, ради своих интересов
называют корыстным.
А тот, кто делает всё от души, – бескорыстным.
Игра «Слова»
- Кто же такой друг? Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Перед вами перечень качеств человека, вам надо определить, какие качества можно отнести к настоящему другу, а какие – нет.
- Если я называю качество, которое относится к настоящему другу, то вы хлопаете в ладоши, а если таким качеством не должен обладать настоящий друг, то сидите тихо.
Добрый, строгий, трудолюбивый, вежливый, честный, ленивый, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, терпеливый, льстивый, ленивый, строгий, общительный,бескорыстный.
- Так какой же он, настоящий друг?
1. Настоящие друзья всегда рады вашим успехам
2. Настоящие друзья никогда не соперничают
3. Настоящие друзья всегда должны оставаться честными по отношению друг к другу
4. Настоящие друзья не навязчивы
5. Настоящие друзья всегда готовы прийти на помощь
6. Настоящие друзья умеют слушать
7. Настоящие друзья принимают вас таким, какой вы есть
- Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать настоящим другом.
Физкультминутка
6. Продолжение обсуждений основных вопросов классного часа
Чтение и обсуждение притчи о дружбе.
- Послушайте притчу о дружбе.
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Обсуждение притчи:
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой».
Составление законов дружбы
- Ребята! Как вы думаете, есть ли определенные правила или законы дружбы?
- Мы с вами выяснили, что такое дружба, что значит дружить, кто такой настоящий друг, а сейчас давайте все вместе попробуем сформулировать законы дружбы.
Обучающиеся делятся на группы, вырабатывают законы дружбы.
Законы дружбы:
Уступай другу
Не завидуй другу, умей радоваться его успехам
Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его
Истинная дружба бескорыстна
Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек
Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом
Останови друга, если он делает что-то плохое
Береги своего друга
Итог: Я надеюсь, что мы теперь будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы я предлагаю вам поместить в классном уголке.
- Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым.
Подведение итогов. Рефлексия.
- О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
- Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Возьмите листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: на сколько вы – настоящий друг.
- Подумайте, что вам нужно в себе изменить. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки в урну, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.
- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)
- Берегите друзей, ведь друга потерять легко, а найти — тяжело.