МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Классный час
7 класс
«Доброта» и «Милосердие»
Классный руководитель:
Контиева Л.П.
2019
Цель: формирование нравственных понятий «доброта» и «милосердие».
Задачи:
формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
способствовать формированию гражданской позиции подростков в сложных жизненных ситуациях нравственного выбора;
прививать обучающимся такие качества личности как доброта, милосердие, любовь, добропорядочность и уважение к окружающим;
развивать умение мыслить и рассуждать.
Форма: классный час-размышление.
Участники: обучающиеся класса, классный руководитель.
Подготовительный этап:
1. Совместно с учителем русского языка предложено написать мини-сочинение на тему добра и зла: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».
Л.Н. Толстой
Совместно с учителем изобразительного искусства предложено нарисовать символы добра и зла.
Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.
Несколько человек готовятся к выступлению (стихи, сказки, басни на тему добра).
Ход классного часа.
Вступительное слово учителя:
В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки: добрые или не очень.
Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте и мы поразмышляем вместе на эту тему.
Учитель предлагает школьникам продолжить фразу: «Доброта — это...», затем обобщает ответы обучающихся.
В словаре С.И.Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца. Доброе дело - это то, что дарит радость другому человеку.
Ученица читает стихотворение М. Шехтер:
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово —
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
Ребята, многим известны пословицы и поговорки про добро и зло. Давайте вспомним их.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Про доброе дело говори смело.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Злом за зло не воздавай.
Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
За добро постоим, а на зло - настоим.
Злой человек не проживет в добре век.
Не ищи красоты - ищи доброты.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Мир не без добрых людей.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Учитель:
Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья» — это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким. Почему же не у каждого получается быть добрым? Ведь даже в семье могут сложиться совсем не добрые и тёплые отношения. Достаточно часто в средствах массовой информации рассказывают о трагедиях, которые случаются среди близких и родных людей. Жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с родителями…
Послушайте, пожалуйста, болгарскую сказку «Непослушные дети».
Пришла мать с колодца с большими ведрами на коромысле. Она насквозь промокла, и с ее одежды стекала вода. Поставив ведра на лавку, простуженная женщина подошла к очагу, в котором горел яркий огонь, и сказала:
- Дети, подвиньтесь немножко, чтобы и я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко!
Четверо детей, устроившись у очага, грели босые ноги и протянутые вперед покрасневшие руки. Первый сын обернулся и сказал:
- Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться.
Второй сказал:
- А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!
- Я, мамочка, так удобно пристроилась рядом с братцем, что мне и вставать не хочется, – лениво добавила девочка. А четвертый, самый маленький, громко крикнул:
- Кто ходит под дождем, пускай мерзнет, как мокрая курица!
Согревшиеся дети засмеялись звонко и весело, а простуженная мать грустно покачала головой. Не говоря ни слова, она пошла в кухню месить хлеб детям. Пока она месила, ее мокрая рубашка прилипла к спине и зубы начали стучать от холода. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в нее караваи, подождала, пока они испекутся, положила на полку и сверху накрыла своим тулупом. Потом легла под одеяло, задула лампу. Ее дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не могла сомкнуть глаз, потому что у нее болела голова и ее сильно знобило.
Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. С больной матерью остался младший сын.
Медленно тянулся день. Мать не смогла подняться с кровати. Ее губы потрескались от жара. После полудня трое детей вернулись из школы, хлопнули дверью.
- Ах, мама, ты все еще лежишь и ничего нам не сварила! – укорила ее девочка.
- Милые дети, – отвечала мать слабым голосом, – я очень больна. Мои губы потрескались от жажды. Утром вы вылили из ведер всю воду до последней капли. Скорее возьмите кувшин и бегите к колодцу! Тогда отозвался первый сын:
- Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.
- Ты забыла, что у меня шапка дырявая, – добавил второй.
- Какая ты смешная, мама! – сказала девочка.- Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать домашнее задание?
Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился. Все дети ахнули, потом пошарили по полкам, отрезали себе по ломтю хлеба и незаметно ускользнули на улицу играть. Остался только младший сын, потому что ему нечего было обуть. Он начал рисовать пальцем человечков на запотевшем окне. Больная мать приподнялась, посмотрела на улицу в распахнутую дверь и сказала:
- Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья! Улетела бы я от таких плохих детей!
И мигом совершилось чудо: больная женщина превратилась в кукушку. Младший сын, увидев, что мать его стала птицей и машет крыльями, выбежал на улицу в одних чулках и закричал:
- Братишки, сестрица, идите скорей! Наша мама стала птичкой и хочет улететь от нас!
Дети бросились бежать, но когда они приблизились к дому, их мать уже вылетала в открытую дверь.
- Куда ты, мама? – спросили дети в один голос.
- Улетаю я от вас, не хочу жить с вами! Вы – плохие дети.
Мамочка, – запищали все четверо, – вернись домой, мы сразу принесем тебе воды.
-Поздно, детки. Я уже не человек – вы же видите, я птица. Не могу я вернуться. Я буду пить воду из прозрачных ручьев и горных озер. И она полетела над землей.
С плачем бросились дети за ней. Девять дней они бежали следом за кукушкой по нивам, оврагам и колючим кустам, падая, охрипнув от крика. Ночью кукушка устало куковала на каком-нибудь дереве, а дети ютились у его ствола. На десятый день птица взмахнула крыльями над густым лесом и пропала. Вернулись дети в свое родное село, но дом показался им совсем пустым, потому, что не было в нем их матери. А кукушка больше не вьет гнезд и не высиживает птенцов. По сей день она скитается по свету, одиноко кукует и несет яйца в чужие гнезда.
Учитель предлагает высказать своё мнение об этой сказке.
-Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?
-Можно ли принудить человека быть добрым?
-Согласны ли вы с мыслью о том, что доброе отношение к людям проявляется уже в детские годы?
Вывод:
Вместе делают вывод о том, что Доброта живет в том доме, где царят любовь, взаимопонимание, благодарность, забота друг о друге, покой. Очень плохо, если дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним.
Самый близкий и добрый человек, который заботится о нас с самого раннего детства – мама. Сколько бы нам не было лет, нам нужна мама, ее ласка, ее тепло. Есть такая пословица: при солнышке тепло, при матери добро. У мамы самое доброе и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. А вот некоторые из нас порой обижают своих мам поступками и грубыми словами. |
Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”. |
Обидное слово, обидное слово! Как больно ударить умеет оно! Змеёй ядовитой ужалить готово, Ужалит – и станет на сердце темно. И тот, кто обидел, и тот, кто обижен, И тот, кто унизил, и тот, кто унижен, Хотя миновала уж ссоры гроза, Молчат и не смотрят друг другу в глаза. Послушай совета, мой милый ребёнок, Будь добрым и вежливым с самых пелёнок, Хорошее только старайся творить И слов унизительных не говорить. |
Учитель:
Ребята, нам, живущим в семье, трудно представить жизнь детей в детских домах, мечтающих о любящей и заботливой маме. Как хорошо, что в нашей стране много делается для того, чтобы не было детей без родителей. Несколько лет назад появились передачи на телевидении, в газетах: центральных, областных и даже в нашей районной газете «Трудовая слава» есть рубрики, которые помогают найти новую семью детям из детских домов и домов ребёнка. И в нашем селе нашлись добрые люди, не пожалевшие ласки, тепла, внимания и заботы и ставшие приёмными родителями для детей – сирот. В газете «Аргументы и факты» уже несколько лет существует рубрика «Доброе сердце», которая помогает собрать средства – нередко огромные суммы, на дорогостоящие операции тяжело больным детям, на оказание материальной помощи инвалидам, тем, кто не может выжить без доброго сердца незнакомых, но бескорыстных и милосердных людей.
Далее учащимся предлагается послушать басню древнегреческого баснописца Эзопа и ответить на вопрос, в чем ее смысл?
Солнце и ветер
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.
— Я докажу, что я сильнее, — воскликнул ветер. — Вот видишь человека в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.
Эзоп был рабом при дворе царя Крёза. Свои бессмертные басни он сочинил в XVI в. до н.э., а их нравственные уроки справедливы и в наши дни.
(Обсуждение)
Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе?
(Обсуждение)
Учитель:
У Л.Н. Толстого есть замечательное высказывание:
“Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.
Я думаю, что каждый из Вас совершает больше хороших поступков, чем плохих. Каждый ваш хороший поступок - это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живём на земле. А сейчас послушаем «Сказочку о счастье» И. Токмаковой: На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти? И вот король в карету сел – И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице. О, всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл... Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный. - О, мой король, - вскричал солдат, -Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение. - А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл... Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха. - Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом - вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова - Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то... - А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл... Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем. Король торопит: В путь пора, Еще немного - и ура! Свое настигну счастье! И все бы кончилось бедой – Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога! Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: До дома довезешь дрова. Распилишь и уложишь.... Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет! Вопросы для обсуждения: Как бы вы озаглавили эту историю? Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке? Как бы вы назвали поведение короля в начале истории? Как вы думаете, почему изменился король? Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Случались ли с вами подобные истории? Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-либо вам указал на ваш недостаток? Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем? Была ли цель жизни у короля до встречи со старцем? Изменилась ли она после встречи? Чему учит нас эта сказка? Доброта - стремление человека дать счастье всем людям. Делайте добро! Это принесет вам счастье. |
По качествам, определяющим доброту, человека можно назвать: - Добродетельный (высоконравственный); - Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру); - Доброжелательный (желающий добра другому); - Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением); - Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый) - Добросовестный (честно выполняет свои обязанности) Мне очень хочется, чтобы каждому из вас всегда подходили эти определения. Пусть завтра будет, как вчера, кто сердце не остудит! Спешите, день начать с добра, и день ваш добрым будет. Пусть только радость входит в дверь – откройте двери эти! И горьких не было б потерь совсем на белом свете! Пусть чьи-то сбудутся мечты и сгинут все напасти, Пусть будет много доброты, пусть будет мир и счастье! Завершить классный час можно словами В.А. Сухомлинского (лучше, если они будут на экране): «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность — главное противоядие от зазнайства, себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе». |