Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад «Лучик» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» города Реутов Московской области
Внеклассное мероприятие по духовно – нравственному воспитанию для учеников
4 класса
по теме «Добро и зло»
Выполнила: Классный руководитель
Ермакова Татьяна Борисовна
2019год
Тема: "Добро и зло". 4-й класс
Цель: формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности;
облагораживание души и сердца обучающихся; обогащение духовного мира.
Задачи: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение;
способствовать развитию сочувствия, сопереживания;
развивать умения анализировать собственные поступки ;
повышать уровень сплоченности;
формировать положительную мотивацию.
Ход занятия
1. Организационный момент
Прочитайте эпиграфы на доске.
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О.Ключевский.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
Древнекитайское изречение.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем занятие? (о добре и зле)
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
2.Основная часть.
Учитель: - Что же такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка…(дети продолжают)
- Что такое зло? Это что – то противоположное добру: дурное, плохое, (дети продолжают)
- Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (высказывания детей)
Учитель: Ребята послушайте притчу о добре и зле:
Притча о Добре и Зле.
Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой волк добро – мир, любовь, надежду, верность, истину, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: « А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Учитель: - Ребята, а какого волка кормите вы? Расскажите о добром поступке, который вы сами совершили или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.(рассказы детей)
- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы убедились на примере притчи из Библии. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом ваши учителя, родители, старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.
Учитель: Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.
1.С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жанне его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик» В.Катаев.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)
2.Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль»)
3.Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
4.Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит.
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
Учитель: Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.
В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.
Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
*расстроенная подруга плачет;
*приятель в компании беззастенчиво врёт;
*родители несправедливо сердятся;
*девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;
*мальчишки играли в футбол и разбили окно;
*брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь
(высказывание и обсуждение детей)
Учитель: Мы сейчас с вами немного поиграем:
Игра «Доскажи словечко»
– Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... («добрый день!»)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... («спасибо!»)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ... («прости, пожалуйста!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ... («спасибо!»)
Учитель: – Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.
– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.
– Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.
*Худо жить без ласкового слова
*За добро добром платят
*Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
Учитель: Ребята посмотрите на фото:
Памятник на фото «Спешите делать добро»
Учитель: Спешите делать добрые дела,
Пока еще не склевана рябина,
Пока береста совести бела
Спешите делать добрые дела.
В колесах дружбы так привычны палки,
В больницах так медлительны каталки,
А щель просвета так порой мала,
А ложь святая столько гнезд свила.
Спешите делать добрые дела
«Спешите делать добро» – это изречение выбито на памятнике Ф.П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.
Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.
Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.
Учитель: Ребята мы с вами изготовим лица доброты. На партах карточки выберите трафареты.
Учитель: Добро – антипод зла, означающий отсутствие последнего. Добро это так называемая "человечность" и забота об окружающем мире и окружающих людях с позиции интересов самих окружающих, а не с позиции личностных. Добро это созидание, а не разрушение, причем в глобальном смысле этого слова.
Добро не может быть злым, то есть разрушительным. Добро помогает, сочувствует горю, сорадуется успехам других, не имея в этом личных корыстных мотивов или интересов, то есть безвозмездно.
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
Учитель: Из опыта учёных мы видим, посадили три цветка, поместили в разные комнаты. Первый поливали, говорили ласковые слова, второй поливали, молча, третий поливали и ругались. Первый зацвёл, второй появились листья, а третий завял.
Слово отражает сердце человека. Сквернословие это яд, нельзя остаться чистым, если этот яд входит в сердце. Что исходит из уст, то исходит из души. Давайте говорить друг другу только хорошие слова. Спасибо, пожайлусто, добрый день и т.д.
3.Итог занятия: Учитель: Я думаю, мы много сегодня узнали интересного на занятие и возьмёте себе на заметку, поделитесь знаниями с родителями и друзьями.
Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит.
Рефлексия.