СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа по теме « Добро и зло» разработа для учащихся начальной школы (2-4 классы) с целью формирования нравственного понятия «добро» и умения отличать его от понятия «зло».

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Добро и зло"»

Методическая разработка классного часа

по теме « Добро и зло»

Педагог: Жильцова Анжелика Валерьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 им. С.К. Костина

Цель: формирование нравственного понятия «добро» и умения отличать его от понятия «зло».

Формируемые УУД:

Личностные УУД: формировать нравственные ценности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: ставить перед собой цель и добиваться ее; обобщать и делать выводы; осуществлять самооценку результатов своей деятельности и класса.

Познавательные: работать с текстом и извлекать нужную информацию; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: отвечать на поставленные вопросы, аргументировать ответ; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группах.

Предметные УУД: усвоить понятия «добро» и «зло»; понимать, что такое добрые и злые поступки; сделать вывод о том, кого можно назвать "добрым".

Целевая аудитория: учащиеся 2-4 класса

Материалы: видеоролик «О добре», песня «Дорогою добра», карточки со словами (качества человека).

Актуальность темы в том, что в последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую. Жестокие реалии сегодняшнего дня заставляют людей хмуриться, меньше улыбаться. Люди не задумываются над тем, что они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции, дела. У родных, близких людей катастрофически не хватает времени обнять, приласкать, послушать друг друга. В результате среди детей усиливается демонстративное и вызывающее по отношению ко взрослым и сверстникам поведение, проявляются жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Востребованность данного занятия заключается в том, что одной из важнейшей задачи школы является задача - научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, милосердие. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом. Поэтому сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние»…
























Ход классного часа

- Ребята, я вчера услышала интересную притчу (притча - маленький рассказ с нравоучением). Мне очень хочется с вами поделиться, послушайте внимательно.

1. (7 мин) Работа со сказкой  «Доброе слово».  (Название сказки сразу не озвучивается). Чтение сказки учителем

У Пеночки – веснички  вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

-Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

   Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

-Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

    На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

-Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

     Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

    А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

- Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке….  Ну что ты остановилась? Иди сюда.

    Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

- Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

   Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами.

-  Как вы думаете, что произошло дальше? (выслушиваются варианты ответов детей). Затем заканчивается чтение сказки:

Сказала:

- Они будут птицами.

    И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.


Вопросы для обсуждения:

- Какая цель была у Гадюки?

- Достигла ли она своей цели?

- Каким правилом пользовалась в жизни Пеночка?

- Что можно о нем сказать?


- Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

Сегодня на классном часе мы  с вами  познакомимся с основными этическими понятиями: добро и зло.


2. (7 мин) - Вы с рождения получаете знания о добре и зле. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать. Накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Сейчас мы посмотрим с вами небольшой ролик (Прил.1).

Пока вы будете смотреть, подумайте над таким вопросом: Легко ли быть добрым и надо ли громко заявлять о своих добрых делах?

- Так каким должен быть добрый человек? А кого мы можем назвать «злым»?


3. (6 мин) Перед вами карточки со словами. Все они означают качества человека. Но одни - относятся к понятию "добрый человек", а другие - к понятию "злой человек". Нам необходимо распределить их на две группы: 1) Качества - «помощники» добра; 2) Качества - «помощники» зла. У вас на столах лежат шаблоны, клей (Прил.2).

Группам (по 4 человека) раздаются карточки с качествами человека. Ребята в группах обсуждают, какие качества они отнесут к той или иной группе, карточки со словами крепятся на шаблонах, затем крепят эти шаблоны на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло». Затем идет обсуждение данной работы (объясняют, почему эти качества поместили в ту или иную группу)


4. (10 мин) Задание в группах по 4 человека (звучит песня «Дорогою добра»).

Ц/з: составить плакат на тему «Спешите делать добро».
Вывод: самим вырастить дерево, посадить цветы, покормить птиц и зверей в голодное время года, убраться рядом с домом на улице, навестить своих старых бабушек и дедушек, помочь престарелым людям, своим родителям, и тогда станет радостно на душе и зла вокруг поубавиться.


5. (7 мин) В заключение я хотела бы вам прочитать одну притчу:
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу –ка я : о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мёртвая? Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее.» Так злой человек и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: какая у меня бабочка - живая или мёртвая? Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

- Сделайте вывод из прочитанной мною притчи. Озаглавьте её. (Всё в твоих руках).

Вывод: хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками принесет чудо.

Вы ещё дети. Но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми.

Давай попробуем начать в своей жизни делать добрые дела уже сейчас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

- Спасибо за урок!

















Список используемой литературы

  1. Бондаренко В.Н, Бондаренко В.Н. Сказки народов мира. Горицвет – 1968 г.-с.33.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2010. – 31с.

  3. http://praktikdelosvet.ru/pritchi-tcitaty-mudrost/mudretc-i-babochka