Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ
«Ужурская средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза А. К. Харченко»
Классный час для начальной школы
Тема: «Добро и зло»
3 – 4 класс
Минабутдинова Ирина Владимировна
Учитель начальных классов
Пономарева Олеся Александровна
Учитель начальных классов
2024 год
Классный час для начальной школы
Тема: «Добро и зло»
Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.
Задачи:
- дать определение добра и зла;
- усвоить моральные нормы и нормы поведения;
- выявить качества добродетельного человека;
- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно;
- приобрести опыт коммуникативной деятельности;
- повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с филвордом «Вежливые слова» (по количеству учащихся), листы двусторонней красной бумаги А5 (по количеству учащихся).
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
Слайд 2. Ребята, вы знаете, как зовут этих персонажей? (нет)
Предлагаю вам расшифровать их имена и познакомиться с ними поближе.
АЙК и РДАГЕ (Кай и Герда).
Слайд 3. Наступила зима. Каю и Герде было скучно, и они не знали, чем заняться. Дети стали рисовать на морозном стекле. Предлагаю вам разгадать ребус, который они оставили на окне и узнать тему занятия.
РЕБУС (добро и зло)
Как вы думаете, чем связаны эти слова? Чем мы будем заниматься на занятии?
2. Основная часть.
Слайд 4. Давайте откроем толковый словарь С.И. Ожегова и посмотрим значение этих слов.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
Слайд 5. Отгадайте, кто смотрит в окно Кая, вставьте пропущенные гласные буквы.
СНЖН КРЛВ (Снежная Королева)
Какой вы ее себе представляете? (Холодная, злая, жестокая, бессердечная, бездушная).
Г. Х. Андерсен написал сказку «Снежная королева» и мы вместе с героями этой сказки будем разбираться в теме добра и зла.
Слайд 6. Снежная королева заморозила сердце Кая, и оно стало жестоким, черствым. Помогите в споре Герде и Каю, разделите поступки детей на хорошие и плохие, оцените их.
(КАРТИНКА) Учащиеся оценивают поступки детей.
Слайд 7. Одна из проказ Кая закончилась тем, что он привязал свои санки к саням Снежной королевы. Она унесла его в свое королевство.
Слайд 8. Отважная Герда отправилась в путь на поиски Кая. Сейчас мы с вами правильно соединим начало и окончание пословиц, и старушка, которой очень понравилась Герда, подскажет дорогу на северный полюс.
На добрый привет (добрый ответ). Про доброе дело (говори смело). Жизнь дана на (добрые дела). Учись доброму (дурное на ум не придет). Без добрых дел (нет доброго имени).
Слайд 10. По дороге на Север Герда встретила Ворона, поделилась с ним своей бедой. Мудрый ворон рассказал Герде притчу о двух волках.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Беседа по притче. О чем притча заставила задуматься? Как можно объяснить слова старого индийца «Побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
Я хотела бы всем вам пожелать вырастить правильного волка, развивать себя.
Слайд 10. Тут Герде преградили дорогу злые разбойники, для того чтобы она смогла продолжить путь нужно им помочь. Посмотрите на картинки и помогите героям исправиться.
Мальчик дергает за хвост кота. Мальчик стреляет из рогатки в птиц. Мальчик не уступает место в автобусе бабушке. Девочка неаккуратно ест.
Разбойники дали Герде теплую одежду и северного оленя, который сможет довести ее до замка Снежной королевы.
Слайд 11. Для того чтобы олень мог подвезти Герду на Север, нужно подобрать антонимы к злым словам, чтобы перевесить чашу весов.
Зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь.
Любовь, мир, милосердие, сострадание, уважение, прощение, вера, надежда.
Слайд 12. Филворд «Вежливые слова». Найдите слова: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините, благодарю, простите, привет, добрый.
Слайд 13. Аббревиатура ДРУЖБА. Подберите на каждую букву доброе, вежливое слово.
Слайд 14. Помогите Герде добраться до замка Снежной королевы. Разгадайте сказочных героев, которые делают добрые дела.
1) Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка).
2) Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах).
3) Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька).
4) Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка).
Слайд 15. Герда добралась до замка Снежной королевы, чтобы королева стала добрее надо прослушать или спеть добрую песню для нее. Давайте поможем Герде спеть.
«Дорога добра» (Авторы: Энтин Ю. (слова), Минков М. (музыка))
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Слайд 16. Сердце Кая окончательно замерзло, и Герда решила его отогреть. Поможем ей сделать оригами «Сердечко» из красной бумаги.
Слайд 17. Сердце Кая оттаяло. Он узнал Герду, очень обрадовался. Мальчик объяснил Герде, что Снежная королева такая злая от одиночества. Они решили приглашать ее к себе в гости и приезжать сами в Снежное королевство на каникулы.
3. Рефлексия.
Слайд 18. Перед вами на слайде несколько фраз, выберите, пожалуйста, ту, которая подходит к сегодняшнему занятию и продолжите ее своими словами. Я понял, узнал, задумался, удивился (ответы учащихся).
Доброта спасет мир, будьте добрыми, великодушными и все в жизни будет хорошо. Спасибо вам большое за работу!