СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Доброта и отзывчивость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный построен в форме викторины и направлен на выявление таких качеств как доброта и отзывчивость. Отвечая на вопросы викторины дети узнают нравственные правила вежливости. И стремясь выполнить их они не только получают радость, но и дарят ее другим.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Доброта и отзывчивость"»

Классный час на тему:

«Доброта и отзывчивость»


Форма классного часа: беседа с элементами викторины

Цели:

  1. Формирование у детей понятия «культура поведения»

  2. Обучение детей культурному поведению

  3. Привитие интереса школьников к культурному поведению

Оборудование: материал для проведения конкурсов.


Структура классного часа:

  1. Вступительное слово

  2. Сообщение темы и цели занятия

  3. Беседа на тему добра, отзывчивости и скромности

  4. Проведение конкурсов 1 тура, под названием «Культура поведения» и оценка конкурса

  5. Проведение 2 тура под названием «АБВГДейка» и оценка конкурса

  6. Проведение 4 тура под названием «Давайте говорить друг другу комплементы» и подведение итогов тура

  7. Заключительный тур «Вежливая дуэль»

  8. Несколько слов о нехитрых правилах культурного поведения под ярким названием «Прописные истины»

  9. Заключительная часть





Ход занятия

1. Вступительное слово

Добрый день, ребята! Мы с вами живём в обществе, и нас окружают люди как хорошие, так и плохие, как вежливые, так и некультурные. A как вы видите себя со стороны и можете описать с этой точки зрения? (Ответы детей.) Правда же приятно быть культурным и воспитанным? (Ответы детей.)

2. Сообщение темы и цели занятия

Сегодня я хочу вам немного напомнить о культуре поведения, но только в необычной форме - в форме игры. Для начала мы с вами побеседуем о том, что же такое доброта, отзывчивость и скромность. Ребята, что вы понимаете под этими определениями? (Ответы детей.) Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делятся последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта. 

Наверное, скромность — это умение не хвалить себя самого, а незаметно проявлять свои знания и качества. Скромность — это помочь другу в трудную минуту и такт, с которым ты можешь сделать это. Ценится не показное, а искреннее внимание, бескорыстная помощь, оказанная вовремя. Скромный человек не будет хвалиться этим, он просто порадуется, что сумел помочь, не требуя взамен благодарности. 

Отзывчивость как качество личности – способность бескорыстно откликнуться на чужие нужды, активно и действенно помочь.

Все эти понятия неразрывно связаны друг с другом и представляют собой положительные качества личности человека. Давайте же с вами поговорим о них подробнее.

3. Беседа на тему добра, отзывчивости и скромности

Прежде чем мы с вами будем говорить о доброте, скромности и отзывчивости, давайте сначала прочтем стихотворение Ю. Друниной «Стираются лица и даты…»:

«Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле…»


О чём это стихотворение? (Ответы детей.) Что в вашем понимании означает слово «добро»? (Ответы детей.)

Доброта – это качество души человека, без которого его назвать и человеком нельзя. Жизнь, в которой нас окружают добрые и открытые люди – это счастье. Доброта это взаимопомощь, уважение, сочувствие и сострадание. У доброты много сторон и оттенков, и все положительные поступки можно назвать этим словом.

Сейчас я вам буду зачитывать начало предложений, a вы попробуйте закончить их волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).

Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания).

Все эти слова вежливые, a человек, который их употребляет, становится вежливым, добрым и отзывчивым. Эти понятия очень близки друг другу и знакомы каждому из нас. Залогом развития этих качеств в нас с вами является доброе сердце и умение улыбаться окружающим. Ученые утверждают, что 80% нашего успеха в жизни зависит от этого умения. Улыбайтесь друг другу, творите добрые дела, ведите себя прилично и помогайте друг другу, и тогда мир вокруг вас станет и добрее и ярче.

4. Проведение конкурсов 1 тура под названием «Культура поведения» и оценка конкурса

Для того, чтобы проверить, как хорошо вам знакомы вежливые и добрые слова, мы с вами поиграем. Я прошу вас разделиться на команды по рядам. Напоминаю вам правила игры. Я задаю вопросы, вы даёте правильные ответы. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов.

Слышали ли вы пословицу: «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Запомните, как бы вы ни относились к человеку, ничто не освобождает вас от обязанности быть вежливым по отношению к нему.

Вежливый человек никогда не забудет:

    • первым произнести доброе слово «здравствуйте»

    • просьбу сопроводить словами «пожалуйста», «будьте любезны»

    • за внимание и оказанную услугу поблагодарить и ответить тем же;

    • извиниться, если сам случайно побеспокоит или причинит кому-нибудь неудобство.

Вежливому, культурному человеку свойственна тактичность. Такт – это чувство меры. Быть тактичным – значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить подходящую форму общения с ним.

Я надеюсь, что напомнила вам о вежливости. Начнём 1 тур нашего соревнования. Напоминаю, что каждый удачный ответ оценивается в 5 баллов.

    • Выберите слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора.

    1. Доброе утро

    2. Здорово

    3. Привет

    4. Здравствуйте

    5. Хеллоу

Какие слова, по-вашему, чаще всего употребляются? (Варианты ответа – 1,4)

  • Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы позвать подругу или друга к телефону:

  1. Позовите Машу

  2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу

  3. Здравствуйте, позовите Машу

  4. Здравствуйте, извините, Маша дома?

(Вариант ответа – 4)

  • В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

  1. Тот, кому 8 лет

  2. Тот, кому 11 лет

  3. Тот, кто вежливее

  4. Уступать дорогу не обязательно

(Вариант ответа – 3)

  • Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Какие слова вы должны произнести?

  1. Простите меня, я выхожу!

  2. Разрешите пройти.

  3. Извините, можно пройти?

(Вариант ответа – 3.)

  • Как вы начнете фразу при обращении к незнакомому человеку?

  1. Простите, пожалуйста…

  2. Эй, мужик…

  3. Я хочу узнать…

  4. Будьте добры, скажите…

(Варианты ответа – 1, 4)

  • Поздоровавшись с учителем один раз, надо ли здороваться с ним ещё раз при встрече?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Можно, но не обязательно.

  4. Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

(Вариант ответа – 4.)

  • Вы опаздываете. Как вы спросите у прохожего время?

  1. Скажите, сколько сейчас часов?

  2. Вы не подскажите, который час?

  3. Скажите, пожалуйста, который час?

  4. Сколько времени?

(Вариант ответа – 3.)

Сейчас я прошу членов жюри оценить первый тур.

6. Проведение 2 тура под названием «АБВГДейка»

Подошло время 3 тура, который называется «АБВГДейка». Напоминаю правила игры. Из предложенных букв вы должны как можно скорее составить одно или несколько слов, использовав все буквы. Каждая буква используется только один раз. Задание оценивается в 5 баллов. (Раздаются конверты с буквами). Жюри оценивает выполнение конкурса командами.

7. Проведение 3 тура под название «Давайте говорить друг другу комплементы»

4 тур наших соревнований – «Давайте говорить друг другу комплементы»

  • Объясните нам: в чём суть комплимента…

  1. В преувеличении достоинств человека, в стимулировании роста его положительных качеств.

  2. В том, чтобы в похвале выразить своё искреннее чувство.

  3. В выражении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.

(Вариант ответа – 3)

  • Комплименты - вещь тонкая, их нужно использовать аккуратно. Говорить комплименты лучше всего…

  1. При непосредственном общении.

  2. Через другого человека.

  3. По телефону.

  4. В письменном виде.

(Вариант ответа – 1.)

  • Как отличить хороший комплимент от подхалимства?

  1. Хороший комплимент насыщен эпитетами, его характеризует преувеличение достоинств.

  2. В комплименте не обязательно использовать превосходную степень, достаточно искренности и теплоты.

  3. Если комплимент суров и строг, вы застрахованы от лести.

(Вариант ответа – 2.)

  • Молодой человек сделал комплимент девушке. Как она должна поступить?

  1. Спокойно возразить («Вы мне льстите»). Пусть юноша не считает, что его приняли всерьёз.

  2. Поблагодарить.

  3. Поблагодарить и крепко пожать молодому человеку руку.

  4. Ни в коем случае не благодарить: ведь благодарность – это невольное признание того, что комплимент в ваш адрес – преувеличение.

(Вариант ответа -2.)

Сейчас подведём итоги 4 тура.

8. Заключительный тур «Вежливая дуэль»

И наконец, заключительный тур – «Вежливая дуэль».

Вы должны вспомнить пословицы, которые относятся к теме нашего разговора. Есть пословицы о вежливости, о грубости, о злопамятстве, о почтении к старшим, о дружбе и любви в семье. Итак, начнем! (Начинает проговаривать пословицу тот, у кого меньше баллов. Выигрывает в состязании тот, кто последним назовёт пословицу.)

Я хочу напомнить вам несколько важных правил нравственного поведения.

Прописные истины

  • У каждого есть свои слабости и недостатки. Не раздражайтесь, замечая мелкие недостатки окружающих.

  • Умейте хранить чужие тайны.

  • Бережно относитесь к слабым и будьте готовы всегда прийти на помощь.

  • «Слово – серебро, а молчание – золото».

  • Если вы разочаровались в человеке, которого ценили, держите себя с достоинством, не стремитесь отомстить.

  • Старайтесь не опаздывать.

  • Научитесь слушать – это ценная черта, которая, к сожалению, не часто встречается.

  • Всегда с уважением относитесь к взрослым, уважайте старость.

  • Умейте ценить и беречь дружбу.

  • Во время разговора невежливо часто смотреть на часы, это создаёт неприятное впечатление.

  • Не хвастайтесь тем, что разбираетесь в чем-то лучше собеседника.

  • Не злоупотребляйте гостеприимством хозяев, надо уметь уходить вовремя.

Запомните эти нехитрые правила и старайтесь следовать им. Вскоре заметите, что люди стали вас больше уважать, ценить и прислушиваться к вашему мнению.


9. Заключительная часть

Мы подошли к финальной черте нашего классного часа. Я считаю, что игроки достойно проявили себя в состязаниях. Позвольте поблагодарить вас за активное участие в беседе. По итогам всех конкурсов выиграла команда - (оглашение результатов по всем конкурсам и объявление команды – победителя).

Я желаю, все вам мои дорогие ребята, быть добрыми и отзывчивыми, помогать друг другу. И делать только добрые дела!