МКОУ «Пальяновская средняя общеобразовательная школа»
Классный час «Доброта спасет мир»
Классный руководитель 9,10 класса : Рут О.В.
Цель: Становление нравственно-зрелой личности.
Задачи:
1. Продолжить формирование нравственно-этических понятий: доброта, отзывчивость, сострадание.
2. Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору.
3. Воспитывать нравственные чувства.
4. Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки.
Форма проведения: этический диалог
Сегодня мы будем говорить о добре и зле, о выборе, который совершает каждый из нас в различных жизненных ситуациях. Ведь как сказал Л.Н.Толстой, нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.[1]. (слайд №1).
А чтобы создать атмосферу доверия и взаимопонимания, давайте возьмемся за руки и пошлем друг другу «Импульс добра».
I. Этап актуализации знаний.
Скажите и запишите (на листках), как вы понимаете, что это значит – быть добрым?
1 ряд: Быть добрым в мыслях - это …………
2 ряд: Быть добрым в словах – это……………..
3 ряд: Быть добрым в делах – это……………….
(Происходит осмысление понятия на интуитивном уровне)
Основной этап (этап размышления).
1. Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.
Напишите на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки
-Почему стрелки направлены в обе стороны?
Вывод: Добро порождает добро
(слайд №2: Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л.Н.Толстой)
2. Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия. Как вы бы поступили в данной ситуации?
(слайд №4: Благодеяние мерится не величиной, а доброй волей, которой порождено.
Сенека.
Доброта – это согласие воли с совестью. (А.Аврелий. )
Ситуация 1.
У вашей одноклассницы тяжело заболела мама. Она сопровождала её в больницу и пропустила несколько дней. На уроке – контрольная работа. Одноклассница просит учителя освободить её от контрольной.
Нужно ли выполнить её просьбу, ведь экзамен она будет сдавать наравне со всеми и материал обязана знать?
Каковы ваши действия в данном случае?
Ситуация 2.
Вы стоите в большой очереди в железнодорожную кассу. Пожилой человек хочет купить билет без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять.
Как вы поступите?
Ситуация 3.
Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили неподвижно лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него внимания.
Как вы поступите?
Раскрытие понятия ДОБРОТА.
3. Какие качества требовали проявления в данных ситуациях?
- Какие же синонимы к слову доброта мы можем подобрать?
(Чуткость, отзывчивость, сочувствие, сострадание, милосердие, бескорыстие, любовь к близким, любовь к Родине, терпимость, великодушие, гуманность).
(слайд №5: ДОБРО – В ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ – БЛАГО,
ЧТО ЧЕСТНО И ПОЛЕЗНО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ ОТ НАС ДОЛГ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, СЕМЬЯНИНА. (В.ДАЛЬ. )
4. По отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту ?
(к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).
(слайд №6: Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой.( Л.Н.Толстой )
Вывод: Когда желание совершать добро перерастает в потребность, человек становится нравственно зрелой личностью.
3. (слайд №9
Благие намерения – ничто, если они не претворяются в добрые дела.(Ж.Жосеф.)
Закончить наш классный час мне бы хотелось стихотворением-пожеланием:
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда - как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Е.Михайличенко