СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Доброта спасет мир".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Доброта спасет мир".»

Классный час


Тема: «Доброта спасет мир»

Цель:   способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.

Задачи:  1. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.

                2. Воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

                3. Посредством психологических игр приобретение учащимися непосредственного опыта и практических навыков толерантного поведения.

 Форма проведения:  игровая мастерская

Мастерская – один из интенсивных методов воспитания, включающий каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. В мастерской каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Вся работа мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

Подготовительная работа:   — анкетирование учащихся по вопросам толерантности.

 

Анкета.

Выберите из трех возможных ответов один, который наиболее близок к Вашей точке зрения в предложенных ситуациях и вопросах.

1.     В вашем  классе появился новичок, взгляды которого не совпадают со  взглядами класса на большинство проблем. Он всех раздражает. Вы считаете, что лучше всего:

  а) объявить ему бойкот;

  б) не обращать на это внимание;

  в) постараться изменить свое отношение к новичку.

2.     Ваш товарищ резко изменил свой  имидж и Вам это не понравилось. Вы  будете стремиться:

  а) «уколоть» его;

  б) игнорировать его;

  в) терпимо относиться к нему.

3.     Как Вы относитесь к человеку, религия которого отличается от Вашей?

  а) мне хочется унизить и оскорбить его веру;

  б) каждый человек имеет право на свой выбор;

  в) с уважением отношусь к любой религии.

4.     Как Вы относитесь к однокласснику из неблагополучной семьи?

  а) стараюсь не общаться с ним;

  б) не замечаю его;

  в) стараюсь поддержать его.

Ответьте на вопросы (на обратной стороне листа):

5.     Что такое толерантность?

6.     Что значит быть толерантным?

 

Оборудование:  — презентация «Доброта спасет мир» с видеороликами

                              — видеоаппаратура для демонстрации презентации

                              — высказывания мудрых людей о толерантности 

                              — бумага для игры «Снежинки»

                              — карточки для игры «Приветствия»

 

Столы в классе следует сдвинуть так, чтобы освободить пространство для игры.

 

 

Содержание классного часа.

 

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.

Почему?  Давайте порассуждаем.

Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.

Природа наделила человека разумом, но в человеческой среде живут такие чувства, как злоба, обида, ненависть, зависть, гордыня, которые делают человека жестоким, нетерпимым, неуживчивым…

Демонстрация видеоролика «7 смертных грехов» (взяты грехи, касающихся человеческих отношений) 

Видео YouTube

https://www.youtube.com/watch?v=bQp0Mx6mF9k

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… Противоречия между людьми не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. И сейчас мы убедимся в этом.

Игра «Приветствия». Участники получают карточки с заданиями – поздороваться приветствиями из разных стран

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

  • потереться носами (Новая Зеландия);

  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

  • показать язык (Тибет);

  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.

Обсуждение:

  • понравилась ли вам игра?

  • попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;

  • было ли трудно здороваться каким-то способом?

  • показались ли какие-то из приветствий смешными?

  • как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

  • какую роль играют приветствия в нашей жизни?

Игра «Снежинки». Задание: возьмите листок, сложите его пополам, оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам, снова оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам и ещё раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и покажите своё произведение одноклассникам.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

Согласитесь, если бы все снежинки были одинаковыми,  мир стал бы скучным и неизменным.

А как вы думаете, можно ли сделать современный мир лучше, добрее?

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в 1 веке нашей эры римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Английский писатель И.Бентам (18 век) утверждает: «Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». Вспомним и слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

На доску вывешиваются высказывания:

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)

"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)

"Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)

"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

"Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)

"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)

"Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)

Сейчас мы поиграем в необычное домино.

Игра «Домино». Напомнить участникам правила игры в домино.

Правила игры: первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или сидеть на полу, и т.д.

Обсуждение:

•    Что вы чувствовали, пока ждали, что к вам кто-нибудь «прицепится»?

•    Старались ли вы называть самые распространенные характеристики или, наоборот, вам хотелось чем-то выделиться?

•    Что нового вы узнали друг о друге?

•    Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на вас?

•    Что вы чувствовали, когда узнавали, что кто-то на вас не похож?

•    Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» Но чтобы добиться этого всесильного единства, нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

Один из самых популярных в нынешнее время терминов — «толерантность». Вы можете его услышать по радио, телевидению, встретить в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе.

Так что же такое толерантность?

Демонстрация видеоролика «Толерантность»

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит немного по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

1.   Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

2.   А что же объединяет эти определения?

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

На сегодняшний день толерантность рассматривается  как признание, принятие, понимание.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - эт о умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий, в повседневных взаимоотношениях между людьми. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения.

Однако не следует понимать толерантность как равнодушие ко злу. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.  

Легко ли сделать мир лучше?

Терпимость – очень трудная добродетель,- для некоторых труднее героизма... Ж.Леметр  (еще одна мудрая мысль – на доску)

Есть два пути развития личности:

•    Толерантный

•    Интолерантный

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

В жизни по-разному можно жить – 
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

                                                  (С. Островой)

Демонстрация видеоролика «Притча о двух волках».

Толерантный человек и интолерантный человек – это две противоположности. И в человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость. Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке

Игра «Поиск». На доске большое число табличек с качествами и личностными характеристиками человека.  Найдите те слова, которые определяют толерантную личность и расположите их в столбик на правой части доски, закрепляя магнитами. А на левой стороне доски разместите качества и характеристики интолерантного человека.

Организационные особенности игры: Вначале вызываются 2 человека для работы на правой и левой частях доски, затем им разрешается вызвать себе на помощь товарищей (можно несколько, на их усмотрение)

 

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность 

 

Обсуждение: 

● В каком случае задание выполняется легче: в одиночку или с группой поддержки?

● Сравните представление о себе с портретом толерантной личности

● Кто может назвать себя толерантным человеком?

И сейчас мы это проверим. Я попрошу вас очень откровенно ответить на вопросы теста. Подписывать свою работу не надо и о том, что вы напишите, никто знать не будет.

 

Тест на определение терпимости, уважения к чужому мнению /толерантности/

Тест поможет хотя бы приблизительно определить вашу толерантность. Отвечать быстро, не задумываясь.

1. Вам предстоит участие в ролевой игре. Что Вас устраивает:

а/ чтобы играли те, кто не знает еще правил;

б/ чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а/ да;            б/ нет.

3. Болезненна ли для Вас ситуация: Когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили Ваши одноклассники:

а/ да;             б/ нет.

4. Вызывают ли у Вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения:

а/ вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б/ они Вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли Вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у Вас верования, обычаи, намерения?

а/ вам всегда это трудно сделать;               б/ сравнительно легко.

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:

а/ Вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

б/ пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7. Согласны ли Вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не свое дело", стремятся казаться лучше, чем есть:

а/ да;               б/ нет.

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом всеобщего внимания. Ваша реакция:

а/ Вам не приятно, что внимание уделено ему, а не Вам;

б/ рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1-б, 2-б, З-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-а, 8-б. Сложите эти баллы.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонности. Часто Вы стараетесь навязать свое мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что говорите и делаете.

  • От 5 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой Вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к со-беседнику, и в такой момент Вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

  • От 14 до 16 баллов. У Вас твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете свое мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

Притча. Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Вопросы для беседы:

•    Как вы поняли притчу?

•    Какой вывод вы сделали для себя?

•    Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?

•    Хотели бы вы изменить себя?

Человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

Давайте попробуем составить правила толерантного общения. Например:

  1. Уважай собеседника.

  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

  3. Отстаивай свое мнение тактично.

  4. Ищи лучшие аргументы.

  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

  6. Стремись учитывать интересы других.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.

Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро 
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

Не забывайте, что настоящий волшебник должен быть мудрым. В заключении я хотела бы вспомнить одну известную, восточную притчу.

Демонстрация видеоролика «Всё в твоих руках» (притча)  https://www.youtube.com/watch?v=A1dz-tRXoxY

Видео YouTube

Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное вашими руками, принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.

 

Подведение итогов (рефлексия)

— Что интересного вы узнали сегодня?

— Что обязательно возьмете на вооружение?

 

Литература:

1. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.

2. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

4. “Волшебный кристалл” (игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!