Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа №46 города Макеевки»
КЛАССНЫЙ ЧАС
на тему:
« ДОБРЫЙ ПОСТУПОК УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА»
Учитель начальных классов
Филюк Наталья Михайловна
г. Макеевка 2020г.
Тема занятия: «Добрый поступок украшает человека »
Цель: развитие у учащихся чувства красоты, воспитание у учащихся доброты и уважения к окружающим, расширение знания школьников о добрых словах и поступках; применение их в жизненных ситуациях, развитие умения оценивать поведение окружающих и собственные поступки; формировать навыки толерантного поведения.
Оборудование: иллюстрации, музыкальный проигрыватель, солнышко, солнечные лучики.
«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»
В. Гюго
Ход занятия
1. Приветствие учителя.
-Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит
- Ребята, с древних времен человек старался создавать красивые вещи, строить дома и украшать их.
-Для чего?
-От этого светлеет на душе и человек радуется. Сама природа даёт нам эту красоту.
Тема нашего классного часа « Добрый поступок украшает человека ».
-Как понимаете вы эти слова?
- Красота бывает разной.
Послушайте басню.
- Спросила молния у солнца:
- Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
- От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!
- Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.
- Кто из участников этого разговора вам больше нравится: Молния или Солнце? Почему?
- Каким делает человека доброта?
(Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.)
- Какой человек может быть добрым?
(Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
- Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
(Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.)
- Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте. Как вы понимаете это слово?
- Доброта проявляется в поступках.
- Приведите примеры доброго отношения людей.
Высказывания детей.
- Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.
- Какие добрые поступки совершили вы?
3. Рассказ учителя.
– А сейчас послушайте одну историю и подумайте о какой красоте идет в ней речь.
В одном доме жили две девочки-подружки – Карина и Даша. Карина считала себя очень красивой девочкой. Она все время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.
Даша же была девочкой скромной, стеснительной.
Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу.
Карина собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:
– Вам помочь?
– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.
Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.
– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.
«Какая же она красивая, я намного красивее её», – подумала Карина, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух она спросила:
– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?
– Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что её красота идет от сердца, – ответил дедушка.
· О какой красоте говорил дедушка?
· Как вы считаете, кого из двух девочек можно считать красивой?
· Почему?
– Действительно, не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.
Притча «Кто сильнее – Ветер или Солнце?»
Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее, и чтобы узнать это, решили посмотреть, кому быстрее удастся снять с прохожего пальто. Ветер начал дуть изо всех сил, пытаясь сорвать с человека пальто, но тот в ответ лишь сильней кутался. Ветер ушел ни с чем.
Тогда Солнце согрело человека своими лучами, и тот снял пальто сам.
- Какое влияние оказали Ветер и Солнце на человека? (отрицат. и положит.)
- Почему человек сам снял пальто? Солнце согрело человека своими лучами.
- Вывод: В чем смысл притчи? (Добро победило зло).
- Какой вывод можно сделать?
- Как надо относиться к человеку, чтобы он услышал ваш совет, принял
правильное решение? (С теплом, добром, сердечно).
– А теперь давайте посмотрим, как менялся человек и что его меняло в фильме «Безумный день» из сериала «Ералаш»?
Просмотр видео «Безумный день» из сериала «Ералаш»
- Совесть - очень хорошее качество. Иногда она самое верное средство для того, чтобы даже самый безумный день превратить в обычные будни. Герой данного сюжета убедился в этом на собственном опыте. Все началось с того, что он сбил другого мальчишку с кучей учебников в руках, потом съязвил при виде одноклассницы, а в конце присвоил себе чужой кошелек. Но едва он хотел покинуть здание школы с чужим имуществом, как все повторилось: мальчик с учебниками, одноклассница, чужой кошелек. В третий раз переживая один и тот же день заново, мальчик вернул кошелек владелице и замкнутый круг прервался, выпустив парнишку на свободу.
– Почему он изменился, что его заставило.
– А чего не хватило ему даже в последней попытке? (Не хватило добрых слов и поступков. Надо было помочь собрать книги, сказать приятного аппетита, отдать кошелек и сказать пожалуйста.)
Учитель: Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Вы живете среди людей. Не забывайте, что каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на окружающих людях. Делайте всё так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.
Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.
- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу: нужно прилагать усилия,
Послушайте следующее стихотворение и скажите каким важным качеством должен обладать человек, чтобы творить добрые поступки.
Бревно
Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: “Нехорошо”,
Сказал и знай ,себе пошел. .
Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.
- Как поступили первые два путника? (Равнодушно)
- А третий путник? (Проявил великодушие, заботу о людях)
. Вас никогда не будут считать добрым, не будут уважать, если вы не будете щедрыми, не будете делиться с товарищами, т.е. чем-то жертвовать.
- Чем вы можете пожертвовать? (Примеры из жизни: временем, книгой, напечатать на компьютере, угостить и т.д.)
- Хочу обратить внимание на пословицу:
“Кто добр поистине, тот добро в молчании творит”.
- Как вы ее понимаете?
Песня «Твори добро»
- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”.
У доброго человека и слова, и дела добрые
“Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица.
- Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
Анкета
На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”.
Можно ли человека заставить быть добрым?
Можно ли стать добрым на время?
Нужно ли быть добрым к любому человеку?
Легко ли быть добрым?
Есть ли у вас желание делать добрые дела?
Учитель. У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми нужно отвечать добром.
Я хочу, чтобы в жизни вы совершали только добрые дела, чтобы вас все любили и уважали.
Посмотрите на ваших столах лежат солнечные лучики. Напишите, кого в нашем классе вы считаете самым добрым и с кого можно брать в этом пример.
Прикрепите эти лучики к нашему солнышку. (Дети выходят к доске.)
7. Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.
Вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Включить мелодию)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Подарите этот цветок добра своим близким. Дуньте на свои ладони.
В заключении нашего классного часа я хочу пожелать, посоветовать вам, мои дорогие четвероклассники, приучать себя к добрым поступкам. Обдумайте и выберите хотя бы один конкретный поступок, в котором уже сегодня проявится ваша доброта и забота о людях; или возьмите на эту неделю обязательство, выберите действия (поступки) и слова и осуществите свой замысел.
Это может быть:
говорить “пожалуйста”;
не перечить родителям;
замечать в людях хорошее;
не сквернословить;
относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;
не смеяться над товарищами из-за ошибки
идя по улице с мамой, помогать нести ей тяжелую сумку.
защищать девочек, маленьких детей.
не допускать грубости.
стараться во всем помогать ближним.
На доске:
ДОБРЫЕ СЕРДЦА – ЭТО САДЫ
ДОБРЫЕ СЛОВА – ЭТО КОРНИ
ДОБРЫЕ МЫСЛИ – ЦВЕТЫ
ДОБРЫЕ ДЕЛА – ПЛОДЫ!
Так позаботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным теплом!
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле.
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
А. Лесных
- Закончить наш классный час я хочу словами педагога В.А. Сухомлинского: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо.
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра.
Песня «Твори добро»
5