Цели и задачи урока: развитие представлений учащихся о добре; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки, речи, мышления учащихся; развитие коммуникативных умений.
Ход классного часа
I Вступительное слово. Формулирование учащимися темы урока.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас. Послушайте внимательно стихотворения, которые прочитают ваши одноклассники и постарайтесь определить тему нашего общения.
1 ученик:
Каждый знает этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое-
В нас живут вот эти двое.
2 ученик:
Они борются с годами.
В сказках, в фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
3 ученик:
Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
4 ученик:
Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
5 ученик:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Учитель: Так о чем же мы будем сегодня беседовать? (Ответы детей)
II Основная часть.
- Начало повествования.
Учитель: Мы с вами не просто будем говорить о доброте, а отправимся в путь (открыв. карта)
- Что вы видите? (Мы видим город и дорогу к нему.)
- Это город Добрых Надежд, который находится в волшебной стране Добра. Город прекрасен, но дорога к нему трудна и безлюдна. Мы попробуем превратить эту дорогу в дорогу Добра.
- Дети, а что такое добро? (Это все хорошее, доброе, красивое)
- Что мы относим к добру? (Мир, любовь, терпение и т.д.)
-Что такое зло? (Это нечто, противоположное добру; жестокость, равнодушие, ложь и т.д.)
- Мы с вами живем на планете Земля и коль существует на ней добро и зло, значит мы можем выбрать или дорогу зла или дорогу добра.
Добро и зло несложно различить.
И каждый сам, наверно, представляет
Что есть добро. И что такое зло.
И самый маленький, наверно, понимает,
Как жить легко с добром, со злом как тяжело.
Гном: Здравствуйте, друзья!
Оле-Лукойе зовут меня.
Я совершаю добрые дела,
Потому что живу в волшебной стране Добра!
Будьте добры! – это я говорю по секрету.
Будьте добры! – и не ждите за это конфету.
Будьте добры без игры и во время игры!
Если сумеете, будьте добры!
Учитель: Милый гном! Ты живешь в чудесной стране. Мы тоже с ребятами хотим туда попасть.
Оле-Лукойе: Я вам помогу. Зонтиком волшебным покручу и в волшебную страну Добра вас приглашу.( Слайд 1).
- Остров пословиц.
Учитель: Ребята, посмотрите какая большая страна Добра. Здесь есть волшебные острова и города.
Мы с вами на острове пословиц. (Слайд 2)
- Как вы думаете, почему наш путь начинается именно с этого острова? (Люди всегда стремились к добру и ненавидели зло. Об этом они рассказывали в песнях, сказках, пословицах, которые передавались из уст в уста.)
(Входит Пословинка)
- Кто это?
- Это Пословинка. Видимо на острове что-то произошло.
- Пословинка, что случилось?
- : Ужасное произошло сегодня на нашем острове. Злой Тролль смастерил волшебное зеркало, в котором все доброе и прекрасное пропадает, а всё злое становится ярче и больше. Ученики Тролля бегали повсюду с этим зеркалом и злобно хохотали. Вдруг оно вырвалось у них из рук и разбилось. Миллионы осколков от разбитого зеркала разлетелись по всей стране и попали на наш остров (показ осколков). Все пословицы перессорились и перепутались. Мы не знаем, что делать.
- : Пословинка, покажи нам пословицы. (Открываются перепутанные пословицы и дети, составляя их, объясняют смысл.)
Жизнь дана на добрые дела.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
- Спасибо вам, добрые друзья! Я приготовила вам подарок. Для вас танцуют мои подружки-матрешки.
Танец «Матрешки».
Учитель: Наше путешествие продолжается. Крути своим зонтиком, добрый гном.
- Город вежливости.
Оле-Лукойе: Зонтиком волшебным покручу, в город Вежливости вас приглашу. (Слайд 3)
Учитель: Посмотрите, ребята, перед вами город Вежливости. Тут живут обычные мальчики и девочки с родителями. (Сценка 1)
(В класс вбегают два мальчика.)
1 мальчик: Ваня, я поздравляю тебя с днем рождения! Желаю успехов в учебе, и пусть твои мечты исполняются. Я хочу подарить тебе вот эту машинку. (Протягивает игрушку)
2 мальчик: Ха, вот это подарок! У меня уже есть такая машинка, зачем мне вторая?
(Мальчики замерли)
Учитель: Ребята, в городе происходит что-то странное. Видимо сюда попали осколки зеркала и дети заболели какой-то неизвестной болезнью. Как вы думаете, кто их излечит? Исцелит?
(Входит Айболит)
Доктор: Здравствуйте, друзья! Вот таблетки, вот микстура! У кого температура? Что? Эпидемия? Поставим диагноз. Доложите о симптомах болезни.
- Доктор, дети города Вежливости заболели. Они стали реже улыбаться друг другу, перестали слушаться своих родителей, забыли волшебные слова.
- Да, это ужасно! Но я знаю средство от этой болезни – это игротерапия! Надо поиграть.
- Игра «Сказочный герой – добрый или злой?»
Учитель: Поиграем в игру «Сказочный герой – добрый или злой?» Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – топаете ногами.
(Учитель называет и показывает сказочных героев) (Слайд 4)
Доктор: Есть ещё одно средство – музотерапия! Надо спеть добрую, хорошую песню и растопятся ледяные сердца несчастных больных. (Слайд 5)
Песня «Если добрый ты»
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на наших героев.
2 мальчик: Коля, спасибо за подарок! Здорово, что ты подарил мне эту машину! Когда мы выйдем гулять, я вынесу обе машины, и мы будем в них играть. (Уходят.)
(Слайд 6)
Доктор: Ну, мне пора. Меня ждут другие ребята. До свидания!
Учитель: Все волшебные слова, которые вы говорили сейчас – это ключики к сердцам людей. Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас согреть, приободрить, помочь. Но только ли добрые слова нужны людям? (Людям нужны и добрые дела, хорошие поступки.)
- Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а добрые дела». Ну а мы продолжаем наш путь. Крути свой зонтик, гном.
- Город Добрых Надежд.
Оле-Лукойе: Зонтиком волшебным я кручу, в город Добрых Надежд вас приглашу. (Слайд 7)
Учитель: Ребята, посмотрите! Осталось пройти совсем немного до города Добрых Надежд, но дороги почти не видно. Почему, как вы думаете? (На дорогу попали осколки злого зеркала. Никто не делал добрых дел.)
- А давайте мы сделаем доброе дело – построим дорогу своими руками. Вспомните, пожалуйста, какие добрые дела вы совершили и по камешку будем выкладывать нашу дорогу.
(Дети говорят о добрых поступках и выкладывают камешки.)
Учитель: Вот видите, ребята, как можно победить зло и построить дорогу Добра.
(Звучит музыка. В класс входят все герои страны.)
Пословинка: Ребята, спасибо вам за то, что помогли нам избавиться от осколков злого зеркала и построили дорогу Добра.
1 мальчик: Путь к доброте нелегкий. У каждого человека он свой.
2 мальчик: Мы желаем, чтобы каждый из вас нашел его.
- А сейчас прозвучит песня, которая так и называется «Дорога добра» (Слайд 8)
(Все участники исполняют песню «Дорога добра»)