Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русановская средняя общеобразовательная школа имени
Виктора Степановича Шатохина»
Черемисиновского района Курской области
Подготовила:
Булгакова Надежда Сергеевна,
классный руководитель
2022 г.
Классный час по теме: «Дорогою добра»
Цели:
- разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»;
- убедить в необходимости добра и недопустимости зла;
- формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
- учить задумываться о своем месте в жизни;
- формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности;
- развивать умение сопереживать другим людям. Лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Материалы и оборудование:
Наглядность
(название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия)
Листы с заданиями для каждой группы;
Символ добра (рисунок солнца)
Ход часа общения.
Класс делится на 5 групп по 5-6 человек. За хорошую и дружную работу группы получают солнышко.
Учитель: Здравствуйте, Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, здоровья и мира. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем: «Добро. Зло. Терпимость». Послушайте, пожалуйста, стихотворение. Как вы его понимаете?
Добро и зло творит всегда Во власти всех людей Но зло творится без труда, Добро творить трудней. | Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу. От доброго – добро, От злого – зло родится. Добро, сколь не было б оно мало Гораздо лучше, чем большое зло. |
Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Добро и зло - важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение?
В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Учитель предлагает учащимся прослушать притчу и высказать свое мнение.
Чтение ученицей притчи, ответы на вопросы.
«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», — отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».
Вопросы:
Почему охотник решил помочь змее?
Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
Значит, не надо делать добра?
Жить по пословице «Не делай добра — не получишь зла»?
Ответы учащихся:
Зло всегда возвращается!
Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы к тебе относились.
Береженого бог бережет.
Человек на то он и человек, чтобы делать добро.
Добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!
За добро добром платят!
Учитель
Дается задание каждой группе подобрать определение к слову «добро», «зло», «добрый человек», «злой человек», «терпение».
1.Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
2.Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.
3.Несущий благо, добро, благополучие.
4.Терпение - способность терпеть, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе
5.Добро - все положительное, хорошее: ласковое, доброе дело; поступок , приносящий пользу. Помнить добро.
6.Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.
7.Добрый человек - человек,обладающим мягким характером, расположенным к людям, сострадательный, сердечный.
8.Злой человек - человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
Учитель
Добро многогранно.
Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях (каждой группе - своя ситуация)
• Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?
• В своем дворе ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?
• Ты проходишь мимо скамейки и видишь лежащего человека? Как ты поступишь?
Твои действия?
• Ты выходишь из школы и становишься свидетелем драки, в которой трое мальчишек бьют одного. Как ты поступишь?
Учитель
Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо.
- Какие качества мы должны в себе воспитать, чтобы к нам хорошо относились? (игра «Цепочка»: группы по очереди называют качества, выигрывает та группа, которая назвала качество последней)
Все качества, которые вы перечислили, украшают любого человека. Ибо доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Все в мире взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы участники цепной реакции добра и зла. Добро и добрые дела противостоят злу и жестокости мира, поэтому никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро на своем жизненном пути. Настоящая доброта, в чем она проявляется? Может бать, в необыкновенной любви к людям? И такие люди, бескорыстно помогающие нуждающимся, были всегда.
Ученик:
Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
- Как вы думаете, а с чего можете начать вы свой путь добрых поступков, благородных решений?
(Ожидаемые ответы учащихся: помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством, …)
Учитель.
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.
Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно (разрезанные пословицы выдаются группам).
Добро помни, а | | Зло забывай |
Что посеешь, то и | | Пожнёшь |
За добро | | Добром плати |
Худо тому, кто | | Добра не делает никому |
Доброе слово лечит | | А злое калечит |
Доброе слово | | Половина счастье |
Доброго чтут | | А злого не жалуют |
Жизнь дана | | На добрые дела |
Не одежда красит человека | | А добрые дела |
Получив добро - помни | | Сделав - забудь |
Учитель
Послушайте библейское сказание о братьях « Каин и Авель» и ответьте на вопросы.
Чтение и обсуждение библейского сказания о Каине и Авеле.
Одним из учеников:
Каин и Авель
У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего — Авель. Каин пахал землю, но землю не любил. И звезд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.
Когда птицы пролетали над землей, Каин бросал в них камни: завидовал птицам, что они умеют летать. Когда звезды зажигались на небе, Каин в звезды кидал камни, потому что звезды умели светить. Когда в полдень деревья бросали на землю тень, Каин обламывал ветви — они тени чужой завидовал! Злой человек был Каин, очень злой.
Брат Каина — Авель — был веселый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья и звезды полюбили Авеля. А Каина стали бояться.
Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу.
Затрещали ветки, будто только и ждали легких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь, и про звезды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костер у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего.
Оглянулся Каин. Кругом — никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает», — подумал Каин. И убежал в лес. Крадется Каин по лесу, вдруг слышит — деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель? » Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звезды встали, да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин: куда уйти от звезд? К земле пригнулся, ползет, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?»
И почудилось Каину — это весь мир кричит ему вслед: «Где брат твой Авель?»
— Разве я сторож брату своему? — дерзко ответил Каин. Понял Каин, что хоть никого и не было, когда он убил Авеля, да были звезды, деревья, птицы...
И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И имя его.
С тех пор прошло много-много веков. Много звезд угасло. Люди рождались, жили и умирали. Менялись обычаи. Забывались сказки. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или еще: окаянный.
Вопросы
1.Что побуждало Каина предавать своего брата?
2.Что такое зло?
Зло — все то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.
Зло — это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло — это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло — когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Ученик.
Л.Н. Толстой: Других не зли, и сам не злись! В гостях мы в этом мире – бренном А если, что не так – смирись! | Будь поумнее, улыбнись. Холодной думай головой Ведь в жизни всё закономерно – Зло, излучённое тобой К тебе вернётся непременно! |
Учитель.
И в заключение нашего урока я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.
«Эта история произошла давным- давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»
- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, совершит чудо.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Итог урока.
Группам выдаются лучики, на которых они должны написать синонимы слова ДОБРО и приклеить к символу добра. Получилось СОЛНЦЕ.
Что же такое добро? Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.
Учитель: Всем спасибо!
Мини-концерт: учащиеся рассказывают стихи и в завершении урока поют песню «Дорога добра»
Ученик 1 Как бы жизнь не летела, Дней своих не жалей, Делай добрее дело, Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живем на Земле. | Ученик 2 Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами. А может не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. |
Ученик 3 Спешите делать добро. Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги Тропою доброты И радость помоги найти кому-то. | Ученик 4 Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, кто когда-то Хоть чем-то согрели меня. Согрели своей плащ-палаткой, Иль тихим шутливым словцом, Иль чаем за столиком шатким, Иль попросту добрым лицом. Как праздник. Как счастье, как чудо Идет доброта по земле. И я про нее не забуду, Как я забываю о зле. |