СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Единый урок по физике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа

«Единый урок по физике, посвященный 100-летию Народного учителя  СССР Михаила Андреевича Алексеева»

 

Цель: познакомить  детей с новыми учебными предметами, определить мотивации к учёбе, адаптировать пятиклассников к новой системе обучения, создать благоприятную атмосферу в классе, сформировать у детей положительную оценку своего классного коллектива, сформировать понятие дня единых действий

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Единый урок по физике"»

Сценарий классного часа

«Единый урок по физике, посвященный 100-летию Народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева»



Цель: познакомить детей с новыми учебными предметами, определить мотивации к учёбе, адаптировать пятиклассников к новой системе обучения, создать благоприятную атмосферу в классе, сформировать у детей положительную оценку своего классного коллектива, сформировать понятие дня единых действий

Ход мероприятия


Ведущий 1: Михаил Андреевич Алексеев является основоположником физико-математического движения в Якутии

Ведущий 2: Советский педагог, методист, Народный учитель СССР, Отличник народного образования СССР, Заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР.

Ведущий 2: Выдающийся педагог народа Саха Михаил Андреевич Алексеев родился 5 мая 1917 г. в селе Баппагай Вилюйского района в семье бедняков. Он пережил трудное детство, батрачил, рано остался сиротой. Советская власть дала ему возможность выучиться на учителя. Отлично закончив в 1936 г. Якутский педагогический техникум, с энтузиазмом взялся учить детей в далеком Колымском крае, в школе, в местности Родчево. Два года, проведенные там, навсегда определили его жизненное призвание – быть учителем.

До призыва в армию учился в Рязанском учительском институте на физико-математическом факультете и в Калининском государственном педагогическом институте 1938 – 1940г.

Ведущий 1: Учитель тот, кто озарил наш разум:
К решению немыслимых задач. 
Учитель тот, кто одарил уменьем
Нас отличать добро от зла, творить, писать.
Учитель тот, кто научил бороться:
За жизнь, за право и за благо всем.
Учитель тот, кто научил стараться
Не отступать ни перед чем.
Учитель тот, кто обучил науке:
Чтобы о космосе мы все могли мечтать.
Учитель тот, кто обучил разлуке:
Тому, чего пером легко не описать.

Ведущий 2: В суровые предвоенные годы М.А.Алексеев проходил службу политруком на самой западной границе, в одной из лучших дивизий Красной Армии - 99-й стрелковой. В г. Перемышль 22 июня 1941 г. он встретил внезапное нападение немецко-фашистских войск. В боях под Перемышлем (июнь—август 1941 года, события описаны в газете «Правда» от 19 июня 1966 г. в статье «Первый контрудар»: о подвиге воинов 99-й стрелковой дивизии, отбивших у гитлеровцев и в течение недели удерживавших в своих руках город Перемышль).

Ведущий 1: После семидневной героической обороны города дивизия организованно отошла на восток. Под Киевом дивизия была почти вся уничтожена, в числе многих Михаил Алексеев оказался в плену. Борьба за жизнь, чувство патриотизма помогли ему выжить в фашистском лагере, совершить несколько побегов, затем мучительно перенести необоснованные обвинения своих же в измене. В 1942 году после побега из плена и возвращения был осужден и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере (в 1956 году был полностью реабилитирован Военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа)

Ведущий 2: Михаил Алексеев освободился из лагерей ГУЛАГа в 1951 г. с твердым решением посвятить свою жизнь труду на благо своей страны. Пройденная им полностью жизненная школа мучений, "философия страданий", сделала его неутомимым тружеником, принципиальным борцом за справедливость, отдавшим все свои силы самому благородному делу - воспитанию детей. Этому своему делу он не изменил никогда

Ведущий 1:В 1951—1955 годы студент Якутского педагогического института. После окончания и до

1958 года работал в Далырской средней школе Верхневилюйского района ЯАССР. До 1960 года работал в Бердигестяхской средней школе Горного района ЯАССР. В 1960 году переехал в Верхневилюйск, стал работать в Верхневилюйской средней школе имени Исидора Барахова, и в 1966 г. открыл первый физико-математический класс.


Ведущий 2: Во время хрущевской "оттепели" его новаторские цели углубленного изучения точных наук и широкого привлечения сельской молодежи к инженерно-техническим специальностям попали в благодатную почву. Результаты не замедлили появиться. С 1963 по 1974 годы его ученики в республиканских олимпиадах по физике и математике никому не уступали I и II места, были призерами Всесоюзных олимпиад. В эти годы до 90% его выпускников поступали в ВУЗы.


Ведущий 1: О школе М.Алексеева, сходной со "школой радости" В.Сухомлинского, много писали в центральной прессе, были сняты документальные фильмы "Задача", "Наш теплый дом".
Благодаря его стараниям школа обрела статус Республиканской школы с углубленным изучением основ физики и математики, где он и работал до 1985 года.

Всего же первые физматклассы, Верхневилюйскую физико-математическую школу №2

и Верхневилюйскую республиканскую гимназию окончили более двух тысяч учащихся.


Ведущий 2: Но не только победителей олимпиад воспитал МихаилАндреевич. Дети, учившиеся у

него, на всю жизнь сохранили уважение к науке, научились учиться, стали достойными

гражданами, не сосчитать, сколько учителей, врачей,кандидатов и докторов наук,

политиков, инженеров вырастила школа, основанная Михаилом Алексеевым.

Все они видели перед собой живой пример настоящего гражданина и Учителя с большой буквы.


Ведущий 1: В созданной им физико-математической школе Михаил Андреевич проработал всего десять лет. Но «прометеев огонь», зажженный выдающимся педагогом, не погас в умах и сердцах его современников.  В 1990 году была открыта Верхневилюйская республиканская гимназия, которой впоследствии было присвоено имя народного учителя СССР М.А.Алексеева. В настоящее время эта единственная в Якутии республиканская гимназия достойно носит высокое звание духовной преемницы раннего и развитого этапов физико-математического образования. Она стала прообразом современных инновационных учебных заведений республики – гимназий, колледжей и лицеев.

Ведущий 2: Школу знают в Якутии как "школу Алексеева", хотя Михаил Андреевич - рядовой учитель. Просто стиль жизни этой школы им задан и укоренен, а учителями - поддержан. Еще когда физматклассы рождались и Алексеев метался по Якутску в поисках приборов, слал пачками мольбы в московские издательства, отдавал он себе ясный отчет в том, что главное - не знаменитые фейнмановские курсы лекций по физике, не осциллографы, а "правильное устремление жизни". Алексеев считает: задавшись личными целями, интеллигентом стать нельзя. Сам он - интеллигент в этом высоком, гражданском, значении понятия.

Ведущий 1: Но никогда миру домашнему, камерному, не отдавал он так много душевных сил, как школе. Любовь Михаила Андреевича к детям безоглядна, но не бескорыстна. Его корысть - будущее Якутии, ее культурное и научно-техническое восхождение. Алексеевская доброта, если можно так сказать, социальна, ибо служит справедливому, точному выявлению возможностей ребенка, умножению их до призвания и доведению до профессии, отдача которой, по его мнению, тем значительнее, чем более отзывчивым на добро воспитан человек. Не случайно почти все верхневилюйцы возвращаются после вузов домой, в Якутию.

Ведущий 2: Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.

Ведущий 1: Ты судеб людских чародей и властитель, 
Ты кладезь познаний и мудрости свет, 
Ты просто волшебник! Ты просто… учитель, 
Но это так сложно – простой дать совет.

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.

Ведущий 2:Знаменитый педагог делил учителей на три категории. Тех, что смотрят на школу как на источник существования, именовал мучителями. Настоящими же учителями считал "педагогов от радости", которых жизнь свела в детстве с хорошими учителями. И "педагогов от боли" - их в детстве плохо учили, и они захотели найти лучшие способы воспитания.


Ведущий 1: Сейчас почти треть учителей-предметников верхневилюйской школы - ученики Алексеева.


Ведущий 2: Воистину "лучший дар страны детям - хороший учитель", Это - из протокола педсовета, из выступления Алексеева.


Ведущий 1: Передовой опыт Михаила Андреевича широко пропагандировался на страницах газет «Известия», «Советская Россия», в журналах «Культура и жизнь», «Физика в школе».


Ведущий 2: Им опубликована серия статей: «Все дети хороши». «Воспитание сложнее, чем обучение», «Учитель всегда учитель», «Счастье в твоих руках» и др.


Ведущий 1: Был создан и несколько раз показан по Центральному телевидению документальный фильм «Наш теплый дом». Выпущены брошюры «М.А. Алексеев».


Ведущий 2: Из опыта внеклассной работы по физике и технике, изданы книги о нем «Неугасимое пламя», «Учитель от бога», «Народный учитель М.А.Алексеев».


Ведущий 1: Мы все- ученики, Учителей- немного,
Мы помнить их и уважать должны,
И посвящать свои победы тем,
Кто нам в огромный мир открыл дорогу


Ведущий 2: Михаил Андреевич - любящий отец большой семьи, у него две дочери, два сына.


Ведущий 1: Давно уже прошла война,

Кто воевал, осталось мало,

Оденут снова ордена

И вспомнят о войне устало.

Кто ещё с нами, и кто жив,

Беречь их надо как зеницу,

Врага в сраженьях победив

Закрыли для врага границу.

Но тают воинов ряды,

Они над временем не властны,

И отцветают как сады,

Но жизнь прожили не напрасно.


Ведущий 2: За неоценимый вклад в образовании, М.А.Алексееву присвоены

Высокие звания народного учителя СССР, заслуженного учителя

ЯССР и РСФСР, награжден орденами Ленина,

Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени.


Ведущий 1: Учителя! Они как свет в пути,
Какое ж нужно огненное сердце
Иметь в груди, чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!
А чем их труд измерить, ты спроси
У миллионов армии народной.
Подвижников немало на Руси,
Но нет мудрее их и благородней!


Ведущий 2: Традиции физико-математической школы М.А.Алексеева

ныне продолжает ставшая республиканской

Верхневилюйская гимназия, носящая его имя.

Многочисленные ученики всегда с благодарностью будут помнить своего поистине народного Учителя, Мастера, Человека, Гражданина.


Сценка «Нужна ли нам физика?»

Председатель: Здравствуйте! Сегодня мы собрались на заседание научного совета школы, на котором должны выяснить:

- нужно ли изучать физику в школе?

-причиняет ли физика вред окружающим?

- действительно ли ученикам от нее одни мучения?

На заседание приглашается Физика.

Председатель: Ваше имя?

-Физика.


Председатель: Ваше место жительства?

- Учебники.


Председатель: Ваши родители?

-Архимед, Паскаль, Ньютон и другие.


Председатель: Скажите, вы согласны с тем, что от вас ученикам нашей школы только мучения и ничего больше?

- Нет! Это не так! И с этим утверждением не соглашусь!


Председатель: Садитесь! Кто хочет выступить? Слово предоставляется ученику 9 класса Зылеву Денису

Ученик 9 класса: Мы собрались сегодня здесь, чтобы ее увидеть.

И многие ученики сегодня, хоть чуть-чуть, но могут ненавидеть.

Желаю я сказать Вам здесь, что это не наука.

Учить ее нелепые законы – одна сплошная скука.

И для меня не важно, почему она нужна всем людям.

А счастье, думаю, и так, без Физики наступит.


Председатель: Если вам нечего больше добавить, то можете садиться. Слово предоставляется ученице 8 класса Зылевой Анне.

Ученица 8 класса: Я всем могу сегодня рассказать. Как к ней я отношусь:

Учебники в пыли лежат, к ним редко прикоснусь.

Ее считаю лишней я и даже не читаю.

Она совсем мне не нужна, о ней не вспоминаю.

Советов вам я не даю, и вас не убеждаю.

Я просто вам здесь говорю, что ее я не люблю.

А вместо физики я вашей уж лучше видик посмотрю.

Да, он намного интересней: там и стреляют, и поют,

И на дом ничего не задают!


Председатель: Вы много говорите, но не по делу, я смотрю,

Вы лучше это подтвердите, иль я другого приглашу.


Ученица 8 класса: Поймите правильно меня: ее я не считаю важной.

И в школе физику учить считаю пыткой очень страшной.

Тут не успела я прийти со школы,

Туда, где ждет меня всегда уют,

Уже распухла голова от боли.

Зачем так много задают?


Председатель: Что ж, мне Вше мнение понятно. Прошу садиться. А теперь слово предоставляется учащейся 8 класса Эртель Алине.

Ученица 8 класса: Я не согласна с тем, что здесь сказала Вам моя подруга.

Наукой этой дорожить – что может быть приятней!

Для Вас открыты все пути, когда мы с ней знакомы.

Для нас труда не стоит быть и к трудностям готовым!

И хлопот в жизни меньше Вам, и Вы смеетесь чаще.

Нет, знать ее совсем не срам! Она нужна для жизни нашей!

Вот, например, друзья мои, что знаете про воздух вы?

(Показывают презентацию о значимости воздуха)

Председатель: У Вас все? Спасибо. А теперь слово предоставляется ученику 9 класса Герасимову Данилу

Ученица 9 класса: Я тут услышал, что Физику ругали, что говорили: «Не нужна!»

И пользу скромно отрицали, но то, пустые все слова!

Кто говорит так про нее, и про других так тоже скажет.

За то, что мнение свое сказал, его ведь не накажут.

Но просто грустно мне смотреть, как невиновную ругают.

За труд на протяженье лет ее здесь грязью поливают.

А я Вам предлагаю оценить значение воды.

(Показывают презентацию о воде)

Председатель: Спасибо, убедили. Слово предоставляется ученице 7 класса Цыганковой Марине.

Ученица 8 класса:Физика- удивительная наука и ее проявления встречаются везде. Вообще очень трудно представить нашу жизнь без физических знаний. О том, насколько эта наука значима для нас, говорят следующие слова ( на доске):

Как наша прожила б планета

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей.

Мы хотим рассказать о великой силе Огня.

(показывают презентацию об Огне)

Секретарь: Слово предоставляется ученице 8 класса Захаровой Анастасии

Ученица 8 класса: Вы говорите, что она нужна, что без нее прожить нельзя,

Но знает каждый на планете, что из-за Физики страдают дети!

Что не дается всем она. И что учить ее одна лишь мука!

Оценки портит лишь она! Какая это благородная наука?!

Да разве стоит этого она, чтобы заучивать ее часами?!

Она нам вовсе не нужна и портит отношения с учителями.

Чтоб Вы не говорили здесь, но я Вас все равно не стану слушать.

И Физика нам также всем нужна, как на обед – гнилая груша!


Председатель: Слово предоставляется ученице 8 класса Эртель Алине





Ученица 8 класса: Друзья мои, я Вам скажу, что Физика важна!

Без нее не сделать нам ни шагу!

Как из березы получить бумагу?

Как мобильный телефон превратить в магнитофон?

Как получить незатухающий костер?

Как сделать умный полотер?

Как увидеть микромир?

Как создать нам новый мир?

Как нанотехнологии внедрить?

И параллельные миры заполучить?

Как заглянуть в другие времена?

Как в невесомости взрастить нам семена?

Ответ один: тут физика нужна!

Учи ее, и станешь умным ты,

Достигнешь с ней карьерной высоты!


Председатель: Слово предоставляется учителю физики Благиной Ольге Александровне.


Учитель физики: О чем гласят законы Архимеда, Кулона, Ома, Ньютона закон?

Зачем вдруг с неба падает комета – наука эта скажет нам том.

Природу всех физических явлений разложит нам по полочкам она,

Докажет без проблем и промедлений, что Физика всегда и всем нужна!

Дорогие ребята! А сейчас я предлагаю поучаствовать в эксперименте. Но прежде ответьте на вопрос:

- Какой закон помогает нам, когда мы надуваем воздушные шары, выдуваем мыльный пузырь?

- Закон Паскаля.

- Напомните нам его, пожалуйста!

- Давление, производимо на жидкость или газ, передается одинаково по всем направлениям.

- А теперь убедимся в справедливости закона Паскаля!

- А что такое реактивное движение?

- Это движение, которое возникает при отделении от тела какой-то части с определенной скоростью.

- А давайте посмотрим на реактивное движение?


Председатель: Сегодня на заседании научного совета школы мы выслушали многих и пришли к следующему решению:

Чтоб в жизни многого достичь, чтоб быть на высоте,

Вам нужно Физику учить: она нужна везде!

Без Физики прожить нельзя, она нас учит жить.

Любите Физику, друзья, Ей нужно дорожить!


Заседание научного совета школы объявляю закрытым.