Выполнила учитель географии, биологии : Иксанова Гузаль Минуллаевна
МБОУ «СОШ №3» г. Альметьевск, Республика Татарстан
Классный час на тему: «Экология души!»
(занятие с учащимися 7-8 класса)
Цель:
Задачи:
Формировать и закрепить нравственное отношение к окружающей среде у подростков.
Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение, положительные эмоций и чувства, связанные с заданной проблемой.
Оборудование: компьютер (фильм о проблемах экологии), карточки (загадки и вопросы), два стихотворения, памятка экологического календаря.
На доске тема: «От экологии природы к экологии души». (спрятана)
Эпиграфы:
“Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)
“Охранять природу – значит охранять родину”. (М.Пришвин.)
“Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Паустовский.)
«Для того чтобы жить - человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок...» (Г.Х. Андерсен)
Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.
Формы: Совместные, групповые.
Ход занятия.
Организационный этап.
Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
II. Постановка проблемы, темы и цели занятия.
Учащийся.“Я – ПЛАНЕТА”. Когда произносишь эти слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить...
Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только двое во вселенной.
Учащийся. “Живая душа природы”. “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым...” – так или примерно так сказал однажды Маленький принц.
Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.
- Я предлагаю вам посмотреть слайды презентации и попробовать пропустить его через свою душу. (демонстрация слайдов) - Опишите свои чувства после просмотра. (ответы учащихся)
- Какие проблемы мы будем сегодня обсуждать на нашем занятии? (экологические проблемы)
- Предложите варианты темы занятия. (ответы учащихся)
- Все ваши варианты очень хорошие! Посмотрите на доску (открывается тема занятия). Совпали ваши варианты с моим? (ответы учащихся)
- Как вы понимаете, что такое “экология природы” и “экология души”? (ответы учащихся)
- Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)
III. Актуализация знаний учащихся.
Кл.руководитель - Что вы знаете об экологии как о науке? (ответы учащихся)
Сообщение учащегося:
Всё, что вы говорите это верно, я, в свою очередь, хочу добавить. Всякая наука оказывает людям огромную помощь но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.
Экология – молодая наука. Появилась она сравнительно недавно, но интерес к ней растет с каждым днем, ведь экологические проблемы современности не дают нам отсрочки для их решения, и не замечать их становится все сложнее. Все очевиднее, что при современном темпе развития промышленности Земля не доживет до того, как ее разрушит комета или сожжет Солнце. Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой — усугубляют экологические проблемы.
За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.
Кл.руководитель - Давайте назовем их.
(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)
- Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение Р. Рождественского и назвать проблему, которую осветил поэт.
(Один учащийся читает стихотворение Р. И. Рождественского «В музее естествознания»)
–
О загрязнении
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
Давайте сохраним
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
- Назовите проблему. (ответы учащихся)
IV. Работа по группам.
- Предлагаю вам поделиться на 5 групп и поработать в них. Ваша задача- разгадать загадки и выбрать вариант ответа на вопрос из карточки. Время работы 5 минут.
Карточка № 1.
Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.
Что человек всегда видит и чего никогда достать не может?
Есть на свете конь – всему миру не сдержать.
И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.
1.Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?
а) мешает дышать живым организмам;
б) препятствует испарению;
в) уменьшает поток энергии океана.
Карточка № 2.
Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.
Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается.
Не зверь, не птица, а в избу просится.
Лежит птица без крыла, бьет охотник без ружья, повар варит без огня, баран ест безо рта.
2. Можно ли избавиться от всемирной беды – скопление полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?
а) невозможно;
б) есть надежда;
в) абсолютно невозможно.
Карточка № 3.
Иди, иди, а конца не найдешь.
Сито вито кругловато, кто ни взглянет, тот заплачет.
Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать.
Что в руках не удержать?
3.Когда же день именин у Земли?
а) 22 декабря;
б) 22 июня;
в) 22 апреля.
Карточка № 4.
Двое стоячих, да двое лежачих, два разбойника, разорителя.
Что выше леса, краше света, без огня горит?
Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.
Кругом вода, а с питьем беда.
4. Почему так уязвимо озеро Байкал и его экосистема?
а) очень капризное и своенравное;
б) очень чистое и соленое;
в) очень древнее и глубокое.
Карточка № 5.
Сито вито, решетом покрыто.
Мету, мету – не вымету, несу, несу, – не вынесу, пора придет – сам уйдет.
Горя не знает, а слезы проливает.
На всех садится, никого не боится.
5. Сколько “дырок” в озоновом слое могут проделать космические ракеты?
а) очень немного;
б) не могут;
в) очень даже могут
(Каждая группа озвучивает свои ответы, если у других групп есть дополнения или противоречия, то идет совместное обсуждение).
Работа в группах. «Обращение от имени Природы».
Классный руководитель. Сегодня мы узнали много об экологии. К сожалению, многие не знают этих законов природы и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.
Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
Вторая группа подготовит обращение к учёным.
Третья группа обратится к фермерам и крестьянам.
Четвертая группа напишет морякам и рыбакам.
Пятая группа напишет письмо ученикам нашей школы.
Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.
Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
К доске выходят представители групп и читают обращения.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
- А теперь общий вопрос для всех:
- Что нас ждет в ближайшем будущем по “большому счету”?
а) ничего хорошего;
б) светлое будущее;
в) никакого будущего.
(ответ учащихся)
Кл.руководитель - Правильно! Ответ (а). Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
- (сообщение учащегося)
70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
Кл. руководитель - “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).
- А что значит жить как люди? (ответы учащихся).
- Совершенно очевидно пользовательское отношение человека к природе, а как гласит народная мудрость: "как аукнется, так и откликнется", - так что пока, к сожалению, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Но медлить дальше уже нельзя, и каждый из нас просто обязан начинать делать свой личный вклад в дело защиты природы. Ведь «если не я, то кто?»
VI. Итоговый этап.
- А теперь вернитесь к эпиграфам нашего занятия и скажите согласны ли вы с этими высказываниями, подходят ли они к нашей теме и обоснуйте свой ответ. (ответы учащихся)
- Вот и я говорю вам ребята: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!»
Список литературы:
Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.
Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.
http://jmkn.ru/rozhdestvenskii/v-muze-estestvoznanija.html
http://www.rogdestvenskij.ru/