Классный час
Экология в филологии
Цели:
рассмотреть науку экологию с необычной точки зрения и обратить внимание на проблемы экологии;
задуматься над проблемами чистоты русского языка;
расширить круг знаний и интересов учащихся;
пополнить словарный запас учащихся
Оформление и реквизит: АРМ учителя, презентация к классному часу, плакат с изображением яблони, нарисованные яблоки зелёного и красного цвета.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный классный час он пройдет в библиотеке, зачем спросите вы? Часто ли вы бываете в библиотеке? Любите ли вы читать? А посмотрите внимательнее, какие книги вас окружают, может быть, вы догадаетесь, о чём сегодня пойдет речь? Итак, наш классный час называется «Экология в филологии». Так давайте сначала выясним, что такое экология?
На сегодняшний день экология стала очень популярным словом. А что это слово значит? Экология – это наука, которая изучает отношения между всеми формами жизни на нашей планете и в окружающей среде. Слово экология произошла от греческого слова " oikos " (ойкос), что означает слово «дом». Забота о «доме» в данном случае включает всю нашу планету, всех живущих на планете существ, а, также, атмосферу нашей планеты.
Сегодня слово «экология» часто используется для описания проблем загрязнения окружающей природной среды. Задумайтесь о том, а живут ли счастливо и хорошо в нашем общем доме сейчас, животные, птицы, рыбы и насекомые? К сожалению, ответ на этот вопрос будет отрицательным. На протяжении многих тысяч лет человек жил в гармонии с окружающей его природной средой и человеку казалось, что природные ресурсы планеты неисчерпаемы. Но вот наступило двадцатое столетие. Индустриальный прогресс стал причиной очень серьезной проблемы. На нашей планете все – почва, воздух и вода стали отравленными. Сегодня, практически во всех уголках планеты, за редким исключением, можно найти города с большим количеством машин, заводов и фабрик. Побочные продукты индустриальной деятельности человека затрагивают всех существ, живущих на планете.
Также, нас, всех разумных, кто умеет говорить, должна волновать наука филология, что это за наука?
Итак, филология — наука, изучающая наш язык, речь. И в последнее время речь наша также нуждается в защите. Нещадно засоряется наш родной могучий русский язык. И проблема стоит не менее важная, чем загрязнение экологии.
Что мешает чистоте языка?
Молодёжный сленг засоряет язык и затрудняет понимание
Отсутствие цензуры и редакторов – мировая дверь для проникновения безграмотности и бескультурья
Роль СМИ
Засилье иностранных слов
Речевая недостаточность и логические ошибки, возникающие вследствие неправильного словоупотребления
Вопрос о чистоте русского языка в современной России стоит исключительно остро. Культура речи во многом потеряна не только в бытовом общении, но даже в языке литературы, официальных публичных выступлений, не говоря уже о журналистике и СМИ. Последние играют, к сожалению, далеко не положительную роль. Ещё никогда в истории русского языка он не подвергался такому целенаправленному и массированному воздействию. Наиболее опасна эта ситуация для подрастающего поколения. Оно уже с трудом воспринимает творения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Паустовского, общается на таком исковерканном, примитивном, можно сказать, серьёзно больном языке, что становится страшно не только за будущее этих молодых людей, но и за будущее России как нормальной страны.
Очищение языка необходимо. Ответственность за то, что мы говорим, лежит в первую очередь на нас; для того чтобы остаться людьми, необходимо задумываться о значении того, что мы произносим. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране, немыслима без любви к своему языку.
Поэт А.Я. Яшин так выразил своё волнение за судьбу родного языка:
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не потерять,
И есть ли такие средства?
Эти строки, написанные в прошлом веке, звучат сегодня актуально, как никогда.
И, ребята, поверьте, я вас не напрасно сегодня пригласила в библиотеку. Мне очень хочется, чтобы вы как можно чаще приходили сюда и не только потому, что вам задали прочитать то или иное произведение, но и потому что вам самим захотелось погрузиться в удивительный мир.
Что же общего между экологией и филологией? Названия растений, животных, птиц, рыб, насекомых в русском языке, да и не только в русском, постоянно используются в речи человека как для обозначения представителей флоры и фауны, так и для наименования разных вещей и предметов, которые человека окружают, для характеристики самого человека, его поведения и поступков. Они значительно обогащают словарный запас, делают нашу речь более выразительной. Большой популярностью пользуются в нашей речи пословицы и поговорки, среди которых есть огромное количество «природных», «экологических».
(Дети делятся на две команды). Конкурс №1 «Скажи пословицу»
В русском языке много пословиц и поговорок о животных, давайте мы их вспомним.
Задание - вспомнить пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых упоминаются живые существа, изображённые на картинках.
Карточки перовой команде:
1. Волк. (Волков бояться — в лес не ходить. И волки сыты, и овцы целы. Волка ноги кормят. Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Ловит волк, ловят и волка. Волк не пастух, свинья не огородник. Старого волка в сети не заманишь. В согласном стаде волк не страшен.)
2. Рыба. (Рыба портится с головы. На безрыбье и рак рыба. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.)
3. Кошка. (Знает кошка, чье мясо съела. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Кошке - игрушки, мышке — слезки. Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.)
Карточки второй команде
1.Заяц. (За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. У вора заячье сердце: и спит, и боится. Заяц уж сед: навидался он бед.)
2. Воробей. (Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведешь. Из пушки по воробьям не стреляют.)
3. Птица. (Цыплят по осени считают. Всяк кулик свое болото хвалит. Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Ворон ворону глаз не выклюет.)
Конкурс №2 «Найди слово»
Учитель: Очень украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной крылатые выражения, или, фразеологические обороты. Многие из них произошли на основе наблюдений человека за природными явлениями, поведением зверей и птиц. Сейчас многие крылатые выражения имеют другую смысловую нагрузку, другое значение.
Каждой команде учитель предлагает по 3 карточки с объяснениями крылатых выражений. Задание — назвать крылатые выражения. Например, на карточке написано: «Нежелание смотреть в лицо опасности». Вы должны догадаться, что речь здесь идет о выражении «страусовая тактика», поскольку существует легенда, что в случае опасности страус прячет голову в песок или под крыло, очевидно, считая, что так можно избежать беды.
Задания перовой команде:
1.Притворные сожаления, лицемерные, фальшивые слезы. (Крокодиловы слезы. Существует поверье, что крокодилы плачут в тот момент, когда поедают свою жертву. В свое время шведские ученые Рагнар Фанге и Кнут Шмидт-Нильсон решили все-таки проверить, плачут ли крокодилы. И что же оказалось? А оказалось, что крокодилы и в самом деле проливают обильные слезы. Однако не из жалости, а от избытка солей в организме. Почки пресмыкающихся животных — несовершенный инструмент. Поэтому для удаления из организма избытка солей у рептилий развились особые железы, которые помогают почкам. Железы, выделяющие растворы солей, расположены у самых глаз крокодила. Когда они работают в полную силу, кажется, будто свирепый хищник плачет горькими слезами.)
2. Ничего не видящий и не слышащий вокруг себя человек, разиня. (Глухая тетеря. Люди давно заметили свойство тетерева — терять на время токования слух. Огромная птица поет на дереве песню, закрыв в упоении глаза, и не слышит ничего, что делается вокруг. Одну из тетеревиных пород даже назвали глухарем.)
З. Человек, делающий всевозможные глупости, буян, чудак, у которого ум за разум зашел. (Белены объелся. На задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках цветами с неприятных запахом. Это белена — очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак. При отравлении ими появляются сильное возбуждение, галлюцинации, бред, возможна смерть).
Задания второй команде:
1. Последнее, предсмертное творение человека. (Лебединая песня. Зоологи знают, что существуют два вида лебедей. Шипуны только шипят, а кликуны обладают звучным трубным голосом. Наши предки их путали и часто, приручая лебедей, не могли дождаться от них ни звука. Так родилось убеждение, что лебеди хоть и поют, но только раз в жизни — перед смертью.)
2. Человек, резко выделяющийся среди окружающих теми или иными качествами. (Белая ворона. Среди животных встречаются альбиносы, то есть белые по цвету особи. Это обусловлено отсутствием в коже и волосах красящего вещества — пигмента. Такие животные — необыкновенная редкость.)
3. Нашел, что искал, докопался до сути. (Вот где собака зарыта! Существует такая история: австрийский воин Сигизмунд Альтенштейг все походы и битвы провел вместе со своей собакой. Однажды в Нидерландах собака ценой своей жизни спасла от гибели хозяина, и благодарный воин, торжественно похоронив своего друга, поставил на могиле памятник. Позже этот собачий памятник мог быть найден туристами лишь при помощи местных жителей. Отсюда и поговорка.)
Конкурс №3 «Покажи слово»
Учитель: Наблюдая за повадками животных, человек подмечал в их поведении такие особенности, которые есть и у людей. Он перенес названия этих животных на тех людей, которые напоминали их своим поведением. Так, например, жаворонком называют человека, у которого период активности приходится на первую половину дня, а совой — того, у кого максимальная активность приходится на вторую половину. А сейчас — наш следующий конкурс.
На карточках написаны фразеологические обороты, связанные с какими-либо чертами характера или состоянием человека. Задание — при помощи мимики и жестов объяснить зрителям эти выражения.
Выражения для первой команды
— голоден как волк;
— болтлив как сорока;
— упрям как осел;
— здоров как бык;
— назойлив как муха;
— топает как слон.
Выражения для второй команды
— труслив как заяц;
— нем как рыба;
— хитер как лис;
— грязный как свинья;
— задиристый как петух;
— надутый как индюк.
Конкурс № 4 «Найди предмет»
Учитель: Названиями животных часто обозначают и самые разнообразные вещи, предметы, инструменты. Так, например, в спорте конь и козел — гимнастические снаряды, дельфин — стиль плавания, а морж — человек, занимающийся зимним плаванием.
Задание — сопоставить предметы и надписи.
Ответы: 1. Лук — горе. (Горе луковое — причина, незначительная для плача; незадачливый, невезучий человек.)
2. Спички — пустить красного петуха.
(Петух у славян был воплощением огня. Бог огня изображался нередко в виде огненно-красного петуха. В русском языке фраза «пустить красного петуха» давно уже означает: совершить поджог, устроить пожар.)
З. Газета — утка.
(Газетная утка — лживое известие, напечатанное в газетах. Происхождение выражения «газетная утка» связывают с бельгийским юмористом Корнелиссеном, который, вздумав поиздеваться над легковерием публики, напечатал в журнале заметку о прожорливости уток:
«Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них на мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой... И так далее, пока не осталась одна, которая пожрала таким образом 19 своих подруг. Несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток, пока автор сам не раскрыл секрет «научного опыта». С этих пор всякая ложь в печати называется уткой).
ЗАДАНИЕ ВТОРОЙ КОМАНДЕ:
Ответы: 1. Монета — золотой телец,
(Золотой телец. Библейская легенда гласит, что пока пророк Моисей беседовал на горе Синай с Богом, верующие отлили из золота фигуру тельца (молодого быка) и стали ему поклоняться, за что были наказаны. Но золотой телец остался символом золота, денег, богатства.)
2. Каракули — как курица лапой.
(Курица всегда была предметом насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьет гнезда, боится воды, не видит в темноте глупа, пуглива. Отсюда и выражения:
курам на смех, мокрая курица, куриная память и прочие.)
З. Бутылка — зеленый змий.
(Выражение возникло на основе народно-поэтического оборота «зелено вино», где вино названо по цвету продукта, из которого оно делается. Осознав вред алкоголя, его стали называть зеленым змием. Змий же со времен изгнания Адама и Евы из рая — символ дьявола.)
Конкурс № 5«РИСУНОК-ПОДСКАЗКА»
Задание — глядя на изображение с рисунком, узнать зашифрованный на ней, связанный с миром животных фразеологизм, вернее, объяснить, что этот фразеологизм обозначает.
Задания первой команде
1 Селедки в банке или в бочке. (Как сельдей в бочке, то есть очень много.)
2. Комар. (Комар носа не подточит, то есть дело сделано хорошо.)
З. Кошка. (На душе кошки скребут, то есть переживать, волноваться, плохо себя чувствовать.)
4. Муха. (Слышно, как муха пролетит, то есть полная тишина.)
Задания второй команде:
1. Рыба. (Как рыба в воде, то есть чувствовать себя свободно и непринужденно.)
2. Гусь. (Как с гуся вода, то есть невозможность подействовать на человека какими-либо доводами и убеждениями.)
З. Курица. (Куры не клюют, то есть очень много.)
4. Медведь. (Медвежья услуга, то есть дело, которое принесло больше вреда, нежели пользы.)
Ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, и нам осталось только подвести итоги и наградить победителей. Надеюсь, что ваш лексикон сегодня существенно обогатился интересными словами и выражениями.
Надеюсь, что вы будете использовать их в своей речи и будете культурными людьми, не станете засорять свою речь. А также постараетесь защитить насколько это вам по силам окружающую среду от загрязнения.
Посмотрите на доску, у нас здесь яблонька, а у вас в руках яблочки красное и зелёное. Если вы поняли и осознали проблемы, о которых мы сегодня говорили и узнали что-то новое за эти полчаса, то прикрепите на деревце красное яблоко. А если вы считаете, что ещё не созрели до понимания проблем экологии и филологии, то прикрепите зелёное яблоко.
Спасибо вам огромное ребята за помощь, обратите внимание ещё раз на выставку книг, если вас заинтересовало что-то, то вы сможете найти эти книги в библиотеках города.
А у меня для вас небольшой сюрприз от ребят моего 7-го класса. До свидания, всего вам доброго.
Задания перовой команде:
1.Притворные сожаления, лицемерные, фальшивые слезы.
2. Ничего не видящий и не слышащий вокруг себя человек, разиня.
З. Человек, делающий всевозможные глупости, буян, чудак, у которого ум за разум зашел.
Задания второй команде:
1. Последнее, предсмертное творение человека.
2. Человек, резко выделяющийся среди окружающих теми или иными качествами.
3. Нашел, что искал, докопался до сути.
Выражения для первой команды
— голоден как волк;
— болтлив как сорока;
— упрям как осел;
— здоров как бык;
— назойлив как муха;
— топает как слон.
Выражения для второй команды
— труслив как заяц;
— нем как рыба;
— хитер как лис;
— грязный как свинья;
— задиристый как петух;
— надутый как индюк.