Классный час (для учащихся 9 класса)
«Это было не со мной…Я за это в ответе!»,
посвященный 67-летию Великой Отечественной войны
Цель: сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, музыку, средства искусства. Помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий Великой Отечественной войны.
Задачи:
воспитание гражданственности и преданности Родине, чувства патриотизма, долга, совести, уважения и гордости за солдат, павших на полях сражений Великой Отечественной войны;
воспитание интереса к героическому прошлому страны;
развитие творческих способностей учащихся, навыков устной речи, выразительного чтения и умения выступать перед аудиторией;
развитие навыков коллективной работы учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр.
Форма проведения: игра-викторина
Возрастная группа: 14-15 лет
Введение
Актуальность проблемы: День Победы - замечательный, но грустный. Всплывает чувство гордости за то, как вся страна дала отпор врагу вместе и общими усилиями. Вся страна работала на защиту и несомненно, каждый человек, что пережил ту войну, имеет право называться героем. Единственной бедой данного праздника является то, что его забывают, ибо, к сожалению, с каждым годом становится всё меньше ветеранов или очевидцев той войны. Не малую роль играет падение уровня образования, из-за чего некоторые школьники о войне не знают ничего. Отрицательную роль играют в сознании учащихся и то, что некоторые политики в бывших республиках в составе СССР, а ныне независимых государствах, отрицают значение Дня Победы, восхваляют нацистов и их приспешников. Надо противостоять этому всей силой - силой солидарности и сплоченности, открывая правду нынешнему поколению. Ребята должны знать, какой ценой завоевана победа, сколько жизней отдано за наше счастье - жить в свободной и демократической стране. Сохранение исторической памяти, воспитание гражданственности и преданности Родине, чувства патриотизма, долга, совести, уважения и гордости за своих земляков, павших на полях сражений Великой Отечественной войны является очень актуальной для учащихся и для педагогов. Имея возможность доступа к разным источникам информации, ребята получают и негативную информацию об истории Великой Отечественной войны, поэтому педагоги всеми доступными средствами должны заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Объект исследования: учащиеся класса.
Предмет исследования: информированность учащихся о событиях, героях Великой Отечественной войны.
Ценность полученных результатов:
сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, музыку, средства искусства;
эмоциональное восприятие учащимися значения и содержания событий Великой Отечественной войны;
приобретение навыков самостоятельной работы учащимися;
проявление чувства уважения и благодарности всем участникам войны и стремление бороться за правду и честность в обсуждении итогов войны.
Ход классного часа
(В классе парты расставлены по командам. Дети разделены на две команды). Звенит звонок на урок. На экране появляются кадры из кинофильма «Мы из будущего» (2 мин 8 сек.)
Учитель: Здравствуйте! Я очень ждала эту встречу. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошлое входит в настоящее. А будущее как бы предугадывается настоящим.
Говорят, когда уходит из жизни последний солдат и некому больше от первого лица сказать горькую правду о прошедшей войне, возникает опасность разжигания новой войны.
Здравствуйте! Я пришла к вам из прошлого. Что вы знаете о войне? Вы помните?
Учащийся 1: Я не помню, я родился в 2008 году.
Учащийся 2: Я не помню, я родился в 2007 году.
Вы никто не знаете войны, но вы слышали о ней от старших, вы не могли не слышать, потому что война пришла в каждый дом, в каждую семью.
Это было не со мной, не с тобой, но я (ты, он, они) за это в ответе.
От Бреста до Москвы – 1000 километров. От Москвы до Берлина – 1600. 2600 километров. Поездом четверо суток, самолетом четыре часа. А дорогами войны…четыре года. четыре года! Тысяча четыреста восемнадцать дней! 34000 часов и более 27 миллионов погибших. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать …38 лет.
(Биение сердца)
Тихо, ребята, минутой молчания
Память героев почтим,
Их голоса тоже когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали, сверстники наши почти.
Учитель: Мы собрались в этом классе, чтобы познакомиться, подружиться, чтобы выяснить, что вы помните, что читали, что слышали, что знаете о войне.
Наше знакомство пройдет в форме игры-викторины.
Позвольте познакомить вас с правилами нашей игры. Она будет проходить в три тура. 1 тур – блиц-вопросы, 2 тур – События-даты, 3 тур – «Подвиг солдата». Между турами у нас будут привалы. На доске изображение карты, на которой будет виден ход игры. Каждый верный шаг приближает вас к Рейхстагу, над которым по окончанию сегодняшней встречи будет водружен флаг команды-победительницы. В игре принимают участие две команды: «Сыны Отечества» и «Хранители памяти». За соблюдением правил и продвижением команд по карте следит ваш классный руководитель .
1 тур. Блиц-вопросы.
За 1 минуту вам необходимо дать большее количество правильных ответов на вопросы.
Вопросы для команды «Сыны Отечества»:
Назовите дату начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г)
Какой призыв звучал в годы войны? (Все для фронта! Все для победы!)
Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней)
Когда проходил парад победы? (24 июля 1945 г)
Кто из советских военачальников 10 октября 1941 года возглавил оборону Москвы? (Г. К. Жуков)
Как назывался немецкий план наступления на Курск летом 1943 года? («Цитадель»)
После какой битвы был развален миф о непобедимости немецкой армии? (Битва под Москвой)
Крепость, построенная в 1833-38 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20 чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость)
Какие слова произнес В. В.Молотов в полдень 22 июня 1941 года, ставшие боевым девизом всех военных лет? («Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»)
«Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро)
В годы Великой Отечественной войны для организации отпора врагу был создан Государственный Комитет Обороны. Кто его возглавлял? (И. В.Сталин)
Когда и кем было поднято Знамя Победы над Рейхстагом? (1 мая 1945 г. М. А. Егоровым, М. В. Кантария)
Первый в ходе Великой Отечественной войны артиллерийский салют в Москве был произведен в ознаменование…(Освобождение городов Орла и Белгорода)
Строки из личного письма поэта-фронтовика А. Суркова жене стали текстом песни…(Землянка)
В каком городе поставлен памятник советскому войну-освободителю с девочкой на руках? (Берлин)
Вопросы для команды «Хранители памяти»
Кто выступил по радио перед народом и сообщил о начале войны? (В.М. Молотов)
Кто автор плаката «Родина-мать зовет!» (Ираклий Тоидзе)
Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»? (Иосиф Сталин)
Какой тыловой уральский завод во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»? (Челябинск. Т-34)
Кто во время взятия Берлина командовал Первым Белорусским фронтом? (Маршал Г. К. Жуков)
Какую фразу произносили фашисты, сдаваясь в плен? («Гитлер капут!»)
Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город. (Смоленск)
Назовите города-герои (Москва, Ленинград, Смоленск, Тула, Мурманск, Новороссийск, Минск, крепость-герой Брест, Севастополь, Одесса, Керчь, Киев, Волгоград)
Какая европейская столица была освобождена войсками Красной Армии уже после падения Берлина? (Прага)
Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после двухсот пятидесяти дневной обороны? (Севастополь)
Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной войны. Кто написал музыку и как называется эта песня? (А.В.Александров «Священная война»)
Как назывался гитлеровский план нападения на СССР и его разгром? (План Барбаросса)
В честь каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной воны были введены ордена? (А. Невский, Кутузов, Суворов, Хмельницкий)
Когда началась битва за Берлин? (16 апреля 1945 года)
Назовите дату капитуляции Германии. (2 мая 1945 года)
Первый тур завершен. Прошу огласить итоги _______________________.
Привал: Конкурс песен.
После тяжелых боев солдатам необходим был отдых, хотя бы и короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.
Мы знали, что многих ожидает смерть, может быть, уже завтра. Но, все же, звучали на войне шутки, пелись песни.
И я предлагаю вам вспомнить песни тех лет.
(На экране звучит песня, ребята узнают ее)
2 тур. Исторические события.
Ребята, я раздаю вам конверты, в которых находятся даты и события. Ваша задача – соотнести датам события Великой Отечественной войны. Время выполнения задания 2 минуты.
23 августа 1939 г
1 сентября 1939 г
22 июня 1941 г
30 сентября – 5-6 декабря 1941 г
6, 9 августа 1945 г
9 августа – 2 сентября 1945 г
8 мая 1945 г
16 апреля – 2 мая 1945 г
19 ноября 1942 г.
2 февраля 1943 г
8 сентября 1941 г.
27 января 1944 г.
5 июля – 23 августа 1943 г.
Начало второй мировой войны
Начало Великой Отечественной войны
Московская битва
Оборона Сталинграда
Подписание советско-германского Договора о ненападении.
Курская битва.
Начало блокады Ленинграда.
Разгром фашистских войск под Сталинградом.
Берлинская операция.
Подписание Акта о капитуляции Германии.
Участие СССР в войне против Японии.
Атомная бомбардировка США японских городов Хиросима и Нагасаки.
Снятие блокады Ленинграда.
Привал. Сценический
Покрыты листвою тяжелые танки,
Колдуют жонглеры на тенистой полянке.
Смывается пыль, позабыта усталость
И только искусство на сцене осталось.
О войне вы говорили не только на уроках истории, но и на уроках литературы.
(На слайде изображение Василия Теркина)
- Какой герой изображен на экране? Кто автор произведения? (А. Твардовский. Василий Теркин)
Вам необходимо озвучить, обыграть отрывок из этого произведения. Время на подготовку 2 минуты.
Перед боем
Я дорогою постылой
Пробирался не один
Человек нас десять было,
Был у нас и командир.
Из бойцов. Мужчина дельный,
Местность эту знал вокруг.
Я ж, как более идейный,
Был там как бы политрук.
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
— Не унывай.
Командир шагал угрюмо,
Тоже, исподволь смотрю,
Что-то он все думал, думал...
— Брось ты думать,— говорю.
Говорю ему душевно.
Он в ответ и молвит вдруг:
— По пути моя деревня.
Как ты мыслишь, политрук?
Что ответить? Как я мыслю?
Вижу, парень прячет взгляд,
Сам поник, усы обвисли.
Ну, а чем он виноват,
Что деревня по дороге,
Что душа заныла в нем?
Тут какой бы ни был строгий,
А сказал бы ты: «Зайдем...»
О награде
— Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону...
Буду ль жив еще? — Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое
— Человек пришел с войны.
Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришел, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.
Я в другой колхоз и в третий
— Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.
Второй тур завершен. Прошу огласить итоги _______________________.
3 тур. «Подвиг солдата».
(звучит музыкальная композиция «От героев былых времен»)
Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолет в скопление танков противника. (Николай Гастелло)
Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза, 7 августа 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (Виктор Талалихин)
Гвардии рядовой, Герой Советского союза, 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев. (Александр Матросов)
Кому из женщин первой было присвоено звание Героя Советского Союза в годы Вов? (Зое Анатольевне Космодемьянской)
Третий тур завершен. Прошу огласить итоги _______________________.
Привал перед боем
(На слайде изображения писем военных лет)
«…В жизни у меня есть большая радость – мой голубоглазый мальчик, чистый собственный: где ты, сынок? Думаешь ли ты о матери… Я знаю, что, идя на операцию, рискуя жизнью, я ни о чем не буду думать. О, только бы кончилась страшная опустошающая война. Пусть не мне, другим будет очень светло и хорошо! Вперед – через страшный бой – к светлой победе»
Л. Карастоянова
У вас на столах лежат письма-треуголки. Команда «Хранители памяти напишут слова благодарности тем, кто отстоял свободу нашей Родины. Команда «Сыны Отечества» обращение к будущему поколению, что бы они хранили память о войне.
Итоги игры.
Я привет вам душевный,
Земляки посылаю,
Встретить радостно, славно
Майский праздник желаю.
Я желаю вам счастья
В этот день всенародный
И успеха в работе,
И нивы хлеборобной,
И хороших покосов,
И ясной погоды,
И здоровья, и силы
На долгие годы!
Я благодарю вас за встречу, за память к событиям Великой Отечественной войны. Да, это было не со мной, не с вами, но мы за все в ответе. Мы достойно справились с заданиями сегодняшней игры, и сейчас наступает самый ответственный момент. Знамя над Рейхстагом прошу водрузить капитанам команд «Сыны Отечества» и «Хранители памяти».
Мне было приятно общение с вами. Вы умные, начитанные.
13