СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»»

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»


«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они

составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы

забыть и о национальном суверенитете. » Владимир Путин


Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

- суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране и родного края, в которой они живут;

- формировать представление у учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить: Презентация, Буклет, сюжет героизма в мирное время, запись – караоке «С чего начинается Родина?»;


Ход классного часа


Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Учитель:   

  Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

 

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

 


Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

 

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)


Учитель:  

-Как вы думаете, о чем это стихотворение? (о Родине)

А что для вас означает Родина? (Район, село, речка, дом, семья).

-Как вы считаете,  в вас есть чувство Родины? ( ответы учащихся)

-Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(На презентации дан отрывок из текста, прочитайте пожалуйста, Алсу прочитай нам вслух.)

«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.  Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей.  Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Как вы думаете, что означают эти слова, давайте попробуем объяснить значение этих слов

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Учитель:

- Как называют обладателей этих качеств? (Предположения учащихся)

-Ребята, попробуйте определить тему нашего классного часа.( ответы учащихся)

- Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся».

Давайте, сегодня попробуем доказать это. (Тема на презентации).

Учитель:

-Перед вами картина Васнецова «Богатыри».  Подумайте, пожалуйста, богатырей можно ли назвать героями ? (Они были заступниками русской земли, в них народ видел своих идеалов).

- Давайте с вами вспомним имена русских былинных богатырей и их деяния.

( Илью Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Все они выстояли в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги)

Учитель: С древних времен славился ратный подвиг народа, и это качество передавалось из поколений в поколение. Именно любовь к родине помогла победить немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. (Герои были те, кто воевал на войне, в Афганистане, в Чечне)

Учитель:

-Знаете ли вы наших земляков, удостоенных Звания Героя? (Савельев, Чекин)

Чекин Борис Сергеевич уроженец села Слобода Волчья, и Савельев Фёдор Петрович уроженец села Петропавловка , за мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» . Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Учитель:

-Как люди выстояли в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами , как мужество, героизм.

Учитель:

-В ваших буклетах даны высказывания, сейчас мы их зачитаем и обсудим. (На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают)

-«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

Учитель: Артур, скажи, пожалуйста, какой смысл заложен в это высказывание.

- «Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Учитель:

- Что общего в этих высказываниях?

- Чем они отличаются?

- Какая главная мысль в этих высказываниях?

Учитель:

-Героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

Учитель:

-А теперь вашему вниманию предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Герои в мирное время»

Учитель:

- А ведь, ребята, и среди нас есть такие же герои.

-Маленький герой живет и в нашем районе. Свои лучшие качества он проявил, спасая тонущего малыша Харисова Раиля в пруду села Акбуре. Все произошло вечером 9 сентября 2009 года. Детская шалость стала причиной падения мальчика с крутого берега прямо в воду. Свидетелем происшествия стал ученик 6-го класса Наиль Николькин. Он сразу же бросился в воду спасать ребенка. Из-за крутых откосов из бетона на берегу пруда было сложно подняться на сушу. Захлебываясь, малыш всячески мешал своему спасителю. Выбравшись на берег с ребенком, Наиль позвал на помощь взрослых.

Учитель:

-Итак , дорогие ребята, к какому же выводу мы с вами сегодня пришли?

( ответы детей)

Учитель: Да, героем можно назвать прилежного ученика, который учится только на отлично, ученика, помогающего своим родителям по хозяйству без напоминания, комбайнера, который с утра до ночи трудится в жару и зной в поле, учителя, который подходит к своей работе с душой и вкладывает силы и свой творческий потенциал)


Учитель: А какие художественные произведения, посвященные героям войны вы знаете?

(Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке», Александр Фадеев «Молодая гвардия», Васильев Борис Львович "А зори здесь тихие", Михаил Шолохов «Судьба человека», повесть Разиля Валеева «Хочется жить», посвященный Рифкату Миргазизову, который своим телом закрыл гранату и тем самым сохранил жизнь другим.

Учитель: Ребята, сейчас я предложу вам кластер . Вы напишете свои придуманные слова- синонимы к данным понятиям. Предлагается кластер.

Учитель:

- В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни.

Вот мы с вами и доказали, что «героями не рождаются, героями становятся…»


Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.

2. С. И. Ожегов,  Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. – Учитель, 2007.

6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. – Айрис-Пресс, 2007.

 
















МБОУ “Шахмайкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ”















Классный час на тему:


«Героями не рождаются, героями становятся»















Автор:

Хабибуллина Альфина Равилевна

учитель истории и обществознания

первой категории




20.02.2017г.

Самоанализ классного часа в 8 классе

«Героями не рождаются, героями становятся»



Классный час был запланирован в рамках Муниципального этапа Республиканского конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Воспитать человека». Тема классного часа актуальна и соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, воспитывает чувство патриотизма, способствует духовному развитию ребят, способности к саморазвитию и самовыражению.

Выбранная форма проведения классного часа в форме «круглого стола» с проблемными вопросами и кластером подходила для обсуждения данной темы и способствовала повышению интереса к данной проблеме.

Классный час был запланирован заранее, был составлен план проведения.

По структуре классный час состоял из вступления, основной части и заключения.

Стихотворение, прозвучавшее в вступительной части урока и беседа о Родине способствовали формированию эмоциональной отзывчивости, любви к Родине.

Также на этом этапе учащиеся раскрыли значения понятий мужество, герой, героизм, подвиг, после чего сами определили тему классного часа.

Основную часть классного часа составили:

- обсуждение отрывка из фильма «Герои в мирное время». Здесь ребята нашли ответы на вопросы: «Только ли на войне есть место подвигу?», «Герой нашего времени: кто он?» Я отметила следующее: ребята очень эмоционально реагировали на события, происходящие на экране, сочувствовали, сопереживали,

-работа с высказываниями. Обсуждая высказывания, учащиеся пришли к выводу, что такие нравственные качества как смелость и мужество необходимы каждому человеку не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде.

В заключительной части очень уместно был предложен кластер, где ребята заполняли ячейки своими подобранными словами.

Классный час сопровождалась презентацией, которая способствовала лучшему восприятию и усвоению материала.

Содержание классного часа было построено так, что «предметная» информация сменяется оценкой, а оценка подводит к развёрнутым суждениям.

Цели:

- расширить представление детей о подвиге и героизме;

  • раскрыть образ героя на примерах из истории Великой Отечественной войны и современной жизни

  • формировать позитивную нравственную оценку таких качеств как чувство долга, патриотизм; способствовать развитию критического мышления, умения анализировать события и поступки людей;

- формировать активную жизненную позицию; способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.



Микроклимат в классе был комфортный, учащиеся высказывали своё мнение. Активно принимали участие в обсуждении проблемы. В ходе классного часа порадовало то, что дети всегда приходили к верным решениям на поставленные вопросы.

Классный час достиг цели и был ценен в воспитательном значении.