Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»
«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они
составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы
забыть и о национальном суверенитете. » Владимир Путин
Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.
Задачи:
- суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране и родного края, в которой они живут;
- формировать представление у учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.
Подготовить: Презентация, Буклет, сюжет героизма в мирное время, запись – караоке «С чего начинается Родина?»;
Ход классного часа
Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).
Учитель:
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
(Н. Полякова. Родина моя)
Учитель:
-Как вы думаете, о чем это стихотворение? (о Родине)
А что для вас означает Родина? (Район, село, речка, дом, семья).
-Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? ( ответы учащихся)
-Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.
(На презентации дан отрывок из текста, прочитайте пожалуйста, Алсу прочитай нам вслух.)
«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»
Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).
Учитель: Как вы думаете, что означают эти слова, давайте попробуем объяснить значение этих слов
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Учитель:
- Как называют обладателей этих качеств? (Предположения учащихся)
-Ребята, попробуйте определить тему нашего классного часа.( ответы учащихся)
- Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся».
Давайте, сегодня попробуем доказать это. (Тема на презентации).
Учитель:
-Перед вами картина Васнецова «Богатыри». Подумайте, пожалуйста, богатырей можно ли назвать героями ? (Они были заступниками русской земли, в них народ видел своих идеалов).
- Давайте с вами вспомним имена русских былинных богатырей и их деяния.
( Илью Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Все они выстояли в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги)
Учитель: С древних времен славился ратный подвиг народа, и это качество передавалось из поколений в поколение. Именно любовь к родине помогла победить немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. (Герои были те, кто воевал на войне, в Афганистане, в Чечне)
Учитель:
-Знаете ли вы наших земляков, удостоенных Звания Героя? (Савельев, Чекин)
Чекин Борис Сергеевич уроженец села Слобода Волчья, и Савельев Фёдор Петрович уроженец села Петропавловка , за мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» . Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.
Учитель:
-Как люди выстояли в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?
(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами , как мужество, героизм.
Учитель:
-В ваших буклетах даны высказывания, сейчас мы их зачитаем и обсудим. (На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают)
-«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).
Учитель: Артур, скажи, пожалуйста, какой смысл заложен в это высказывание.
- «Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)
Учитель:
- Что общего в этих высказываниях?
- Чем они отличаются?
- Какая главная мысль в этих высказываниях?
Учитель:
-Героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.
Учитель:
-А теперь вашему вниманию предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Герои в мирное время»
Учитель:
- А ведь, ребята, и среди нас есть такие же герои.
-Маленький герой живет и в нашем районе. Свои лучшие качества он проявил, спасая тонущего малыша Харисова Раиля в пруду села Акбуре. Все произошло вечером 9 сентября 2009 года. Детская шалость стала причиной падения мальчика с крутого берега прямо в воду. Свидетелем происшествия стал ученик 6-го класса Наиль Николькин. Он сразу же бросился в воду спасать ребенка. Из-за крутых откосов из бетона на берегу пруда было сложно подняться на сушу. Захлебываясь, малыш всячески мешал своему спасителю. Выбравшись на берег с ребенком, Наиль позвал на помощь взрослых.
Учитель:
-Итак , дорогие ребята, к какому же выводу мы с вами сегодня пришли?
( ответы детей)
Учитель: Да, героем можно назвать прилежного ученика, который учится только на отлично, ученика, помогающего своим родителям по хозяйству без напоминания, комбайнера, который с утра до ночи трудится в жару и зной в поле, учителя, который подходит к своей работе с душой и вкладывает силы и свой творческий потенциал)
Учитель: А какие художественные произведения, посвященные героям войны вы знаете?
(Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке», Александр Фадеев «Молодая гвардия», Васильев Борис Львович "А зори здесь тихие", Михаил Шолохов «Судьба человека», повесть Разиля Валеева «Хочется жить», посвященный Рифкату Миргазизову, который своим телом закрыл гранату и тем самым сохранил жизнь другим.
Учитель: Ребята, сейчас я предложу вам кластер . Вы напишете свои придуманные слова- синонимы к данным понятиям. Предлагается кластер.
Учитель:
- В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни.
Вот мы с вами и доказали, что «героями не рождаются, героями становятся…»
Используемые источники
1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.
2. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.
3. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. – Учитель, 2007.
6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. – Айрис-Пресс, 2007.
МБОУ “Шахмайкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ”
Классный час на тему:
«Героями не рождаются, героями становятся»
Автор:
Хабибуллина Альфина Равилевна
учитель истории и обществознания
первой категории
20.02.2017г.
Самоанализ классного часа в 8 классе
«Героями не рождаются, героями становятся»
Классный час был запланирован в рамках Муниципального этапа Республиканского конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Воспитать человека». Тема классного часа актуальна и соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, воспитывает чувство патриотизма, способствует духовному развитию ребят, способности к саморазвитию и самовыражению.
Выбранная форма проведения классного часа в форме «круглого стола» с проблемными вопросами и кластером подходила для обсуждения данной темы и способствовала повышению интереса к данной проблеме.
Классный час был запланирован заранее, был составлен план проведения.
По структуре классный час состоял из вступления, основной части и заключения.
Стихотворение, прозвучавшее в вступительной части урока и беседа о Родине способствовали формированию эмоциональной отзывчивости, любви к Родине.
Также на этом этапе учащиеся раскрыли значения понятий мужество, герой, героизм, подвиг, после чего сами определили тему классного часа.
Основную часть классного часа составили:
- обсуждение отрывка из фильма «Герои в мирное время». Здесь ребята нашли ответы на вопросы: «Только ли на войне есть место подвигу?», «Герой нашего времени: кто он?» Я отметила следующее: ребята очень эмоционально реагировали на события, происходящие на экране, сочувствовали, сопереживали,
-работа с высказываниями. Обсуждая высказывания, учащиеся пришли к выводу, что такие нравственные качества как смелость и мужество необходимы каждому человеку не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде.
В заключительной части очень уместно был предложен кластер, где ребята заполняли ячейки своими подобранными словами.
Классный час сопровождалась презентацией, которая способствовала лучшему восприятию и усвоению материала.
Содержание классного часа было построено так, что «предметная» информация сменяется оценкой, а оценка подводит к развёрнутым суждениям.
Цели:
- расширить представление детей о подвиге и героизме;
раскрыть образ героя на примерах из истории Великой Отечественной войны и современной жизни
формировать позитивную нравственную оценку таких качеств как чувство долга, патриотизм; способствовать развитию критического мышления, умения анализировать события и поступки людей;
- формировать активную жизненную позицию; способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.
Микроклимат в классе был комфортный, учащиеся высказывали своё мнение. Активно принимали участие в обсуждении проблемы. В ходе классного часа порадовало то, что дети всегда приходили к верным решениям на поставленные вопросы.
Классный час достиг цели и был ценен в воспитательном значении.