«Я и другие»
Классный час
Цель: развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
Оборудование: ватман, фломастеры, звезды.
СЛАЙДЫ 1,2 (беседа)
Притча.
Рабби решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда Рабби решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Рабби такая большая, одних детей десяток. Так Рабби добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
Беседа с ребятами.
Как вы поняли притчу?
Какой вывод вы сделали для себя?
Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
Хотели бы вы изменить себя?
Каждый человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.
На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.
СЛАЙДЫ 3,4,5,6,7,8,9,10 возврат к 9 слайду (беседа по вопросам)
Беседа по вопросам.
Есть ли у вас качества из интолерантной колонки?
К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим?
Как вы себя чувствовали в той ситуации?
Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?
Посмотрите ещё раз на эти характеристики. (слайд 10)
Чтение стихотворения и его анализ.
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик:
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом,
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
И ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород…
- Ха-ха, хо-хо-хо! – стал смеяться народ.
- Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода.
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода.
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Андрей Алексеевич Усачев
Вопросы по стихотворению:
- О чем это стихотворение?
- Что делает нас не похожими на других?
- Что такое индивидуальность?
Л.Н. Толстой говорил, сравнивая людей с реками, что «…вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».
Тренинг «Оставь свой след».
Ребята, подойдите к ватману и обведите каждый свою ладонь. А теперь посмотрите, одинаковые отпечатки получились? Нет. Так и люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
Путь к взаимопониманию СЛАЙДЫ 11,12
Рефлексия. СЛАЙД 13
Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. При выходе из кабинета отобразите свое настроение в виде звезд. Большое всем спасибо! СЛАЙД 14