Классный час
«Я и закон»
9 «А» класс
2023 г.
Классный час «Я и Закон»
Цель:
-
формирование у обучающихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей;
-
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.
-
профилактика правонарушений несовершеннолетних;
-
пропаганда правовых знаний;
-
формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
-
формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям;
-
развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Задачи:
-
закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;
-
развитие умения отстаивать свои права;
-
воспитание чувства ответственности;
-
развитие логического мышления;
-
развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;
-
умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Оборудование: мультимедийная презентация, 1 конверт с карточками «Права и обязанности», 2 конверт «Статьи УК РФ», раздаточный материал для рефлексии.
Ход занятия
-
Организационный момент.
Ребята! Как видите, в руках у меня две нити.
(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
- А применительно к нашей жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”
- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе беседы разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
2. Актуализация знаний
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? (Жители стали жить по законам)
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. СЛАЙД 1
-
Определение темы и целей
- О чём же мы сегодня будем с вами говорить?
Сегодня мы с вами поговорим о правах, обязанностях и о наказаниях за правонарушения. А тема нашего классного часа «Я и ЗАКОН» СЛАЙД 2
-
Работа по теме
- С какими словами у вас ассоциируется слово «закон» Закон?…………………………
(порядок, безопасность, люди, жизнь, правила и т.д.).
Итак, ребята, закон предполагает наличие у каждого гражданина, то есть нас с вами ПРАВ, ОБЯЗАННОСТЕЙ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
СЛАЙД 3
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли в нашем государстве закон?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Как он называется?
Конституция – основной закон государства. (Демонстрация книги.) Кроме Конституции существуют: СЛАЙД 4 «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» (Демонстрация книг УК и УПК)
Задание 1
- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.
Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности.
Учащимся раздаются конверты «ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ».
- Ваша задача, сообща распределить таблички на две группы Права и Обязанности. Затем первая группа прикрепляет на доску права, а вторая – обязанности.
Права
-
Право на жизнь
-
Право на свободу и личную неприкосновенность
-
Право на пользование родным языком
-
Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства
-
Право жить и воспитываться в семье
-
Право на охрану здоровья
-
Право на образование
-
Право на жилище
-
Право на свободный труд
-
Право на отдых
-
Право на имя
Обязанности
-
соблюдение Конституции и законов;
-
уважение прав и свобод других лиц;
-
защита Отечества;
-
уплата налогов;
-
бережное отношение к природе и окружающей среде;
-
забота о памятниках истории и культуры;
-
получение основного общего образования;
-
забота о детях и нетрудоспособных родителях.
(Проверяем выполненное задание, озвучиваем правильные ответы).
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека.
- А всегда ли мы это делаем?
Сейчас я предлагаю вам на несколько минут вернуться в детство. В то время, когда мы с лёгкостью погружались в мир волшебства и фантазий.
- А что помогало нам в этом? (сказки)
Сказка, это не только волшебство. Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. В них мы часто встречаем ситуации, в которых нарушаются права тех или иных персонажей. Давайте попробуем, глядя на героев сказок, понять и сказать, какие права героев нарушены или каким правом они воспользовались.
Задание 2 СЛАЙД 5 - 12
-
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» – Нарушено право владеть своим имуществом.
-
«Красная шапочка» - Нарушено право на жизнь и свободу.
-
«Золушка» - Нарушено право на отдых, на свободный труд.
-
«Колобок» - Нарушено право на жизнь.
-
«Лягушка – путешественница» - Героиня воспользовалась правом свободного перемещения и выбора места жительства.
-
«Три поросёнка» - Нарушено право героя на неприкосновенность жилища.
-
«Гуси – лебеди» - Нарушено право на жизнь в семье.
-
«Крокодил Гена и его друзья» - Нарушено право на имя.
- Как же примирить свои права с правами других людей? (Если будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Нельзя ставить свои права выше прав других).
Права и обязанности у нас есть, но есть и ответственность.
Послушайте притчу:
Жил мальчик, который всех обижал, оскорблял, бил. Однажды, отец дал мальчику в руки гвозди и молоток и сказал ему, когда ты захочешь кого-то оскорбить, унизить, иди и забей гвоздь в забор. Через какое-то время весь забор был в гвоздях. Тогда отец говорит сыну. Посмотри сколько гвоздей ты забил, а теперь ты иди и выдергивай эти гвозди. Когда мальчик выдернул гвозди, то весь забор был в дырах. Тогда отец говорит сыну, Представь на месте этого забора человека. Гвозди, которые ты вбивал это оскорбления, когда же ты вытащил гвозди, то все равно остались дыры.
- Как вы думаете, о чем эта притча? (За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность).
Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо было бы нести ответственность».
Задание 3
Рассмотрим понятие нарушений:
СЛАЙД 13 Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение.
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление.
СЛАЙД 14 - В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
Задание 4
Поработаем с «Уголовным кодексом» и рассмотрим, какие наказания предусмотрены законом.
Игра «СУДЬЯ» (прослушайте ситуацию, найдите в конверте статью уголовного кодекса и огласите приговор, надев головной убор судьи – талиар).
Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы! Ложный звонок.
Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК РФ, предусматривающая конкретное наказание!
Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Судья – ученик зачитывает: ст. 116 УК – побои, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик
- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере
расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
Ситуация 3: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.
Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:
– А ты выскочка!!!
– А ты стукачка!!!
Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба. По ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
СЛАЙД 15 К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний:
➣ штраф;
➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;
➣ обязательные работы;
➣ исправительные работы;
➣ арест;
➣ лишение свободы на определенный срок.
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
-
Рефлексия.
Подводя итоги нашей работы, предлагаю вам высказать своё мнение, используя «дерево мнений».
СЛАЙД 16 Поместите на это дерево красный и жёлтый плод – яблоко, зелёный лист.
Красное яблоко – я выбираю законопослушное поведение.
Зелёный лист – я задумаюсь.
Жёлтое яблоко – я останусь при своём мнении.
-
Подведение итогов
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликтов.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Спасибо за работу! До свидания!