Классный час «Закон и правопорядок»
Цели: ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества; воспитать чувство ответственности за свои поступки; воспитать уважительное отношение к закону.
Ход мероприятия
Вступительное слово
Всем известно, что человек- существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый член общества- единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но индивид живёт в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов. Так же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем классном часе «Закон и правопорядок».
Наши докладчики напомнят вам о таких известных из курса граждановедения понятиях, как мораль и аморальные поступки, правонарушения и преступления, а также ознакомят с содержанием некоторых статей Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ о наиболее часто встречающихся правонарушениях подростков.
Выступление докладчиков
Из доклада № 1. «Мораль и аморальные поступки»
Мораль – это совокупность правил, принятых в обществе и регулирующих поступки каждого члена этого общества. По словам Конфуция, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».
Выполнение правил морали привела бы к безконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.
- Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.
Учащиеся говорят о грубости и хамстве, о неуважении к старшим, о замусоривании территории, о неприличных надписях в подъездах домов, в лифтах и так далее.
- Правила морали нигде не написаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде морального осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. И если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.
Из доклада № 2. «Закон есть закон»
Закон – нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека. За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление.
Правонарушение- антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещённое законодательством и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Все вы, конечно, знаете о том, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Поэтому я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Работа с памяткой
Преподаватель раздаёт таблицу-памятку «Ответственность за нарушение общественного порядка»( см.приложение). Учащиеся внимательно читают её и анализируют. Работа проводится коллективно.
Беседа по теме классного часа
- А теперь давайте обсудим такие часто встречающиеся и порой не замечаемые нами примеры правонарушений, как переход улицы в неположенном месте. Пожалуйста, поднимите руку те, кто хотя бы раз позволил себе подобные правонарушения. Только не стесняйтесь и голосуёте честно.
Учащиеся поднимают руки и оказывается, что почти все они «виновны».
- Спасибо за честное признание своей вины и давайте вместе попытаемся разобраться, какие опасности таят в себе эти, казалось бы невинные шалости на дорогах.
Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что «невинные шалости» на дорогах могут привести к травмированию беспечного пешехода, к образованию аварийной ситуации, к дорожно-транспортному происшествию.
- Ребята, а вы никогда не задумывались, во что обходится государству нарушение его законов? Давайте попробуем рассчитать, сколько стоит подобная глупость на одном простом примере. Итак. Представьте следующую ситуацию. Завтра контрольная, а Петя не успел к ней подготовиться. Что же делать? И Петя придумал. Рано утром в день контрольной он позвонил по телефону 02 и сообщил, что школа заминирована. В милиции тотчас отреагировали на сообщение о теракте, в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. А ведь каждый такой выезд обходится государству в 23 тыс.рублей. Но кто же в гуманном обществе станет думать о деньгах, если под угрозой оказались жизнь и здоровье детей? И вот служебная собака в течении 2-3 часов тщательно, метр за метром, обнюхивает всю школу в поисках взрывчатки. Врачи готовятся к оказанию помощи возможным жертвам теракта. Пожарные готовятся к тушению пожара. Взрослые готовы грудью защитить детей. И. наверное, видя всё это, Петя и сам уже жалеет о своём глупом поступке. Ах, если бы можно было всё вернуть назад. Но нет, преступление совершено и за него придётся отвечать.
Статья 207 Уголовного кодекса РФ гласит: «Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий, - наказывается штрафом, либо исправительными работами на срок от одного до двух лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет».
- Конечно, платить за Петину глупость придётся его родителям, и вряд ли они воспримут его поступок как невинную детскую шалость.
- А теперь немного статистики. Ежегодно в каждом крупном городе России по телефону 02 принимается в среднем до 200 заведомо ложных сообщений. Из них от 60 до 80- сообщения о «заминированном» учебных заведений. Печально, но оказывается, что безответственные поступки люди совершают не только в подростковом возрасте. Государство вынуждено тратить колоссальные средства на защиту от глупости.
- Ребята, давайте рассчитаем, сколько тратит наш город каждый год на проверку 200 подобных звонков.
Учащиеся производят расчёт: 23 000 руб. х 200 =4 600 000 = 5 млн.руб.
- Не слишком дорогое «удовольствие»?
5. Слово преподавателя
Приходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные- жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия.
Мы с вами подсчитали, во что обходится государству глупость некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония. Сколько стоит содержание милиции и ГАИ, судов и прокуратуры, колоний для малолетних преступников, тюрем, лагерей и так далее. А ведь все эти деньги могли бы быть истрачены на развитие культуры и искусства, на здравоохранение и образование, на строительство новых жилых домов, заводов, стадионов, бассейнов и так далее.
6.Подведение итогов
- Так что же выбираете вы? Закон и порядок или хаос и анархию?
Учащиеся обсуждают поставленный вопрос и выбирают закон и порядок.
- Ваш выбор лишний раз подтверждает правильность исторического выбора всех цивилизаций – закона и порядка. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.
Ответственность за нарушение общественного порядка
Статья | Нарушение | Наказание |
20.1 | Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка(нецензурная брань в общественных местах; шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.) | Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток |
40.4 | Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте) | Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15-20 МРОТ |
20.20 | Распитие спиртных напитков в общественных местах | Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта 12%) |
20.20 | Потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах | Штраф 10-15 МРОТ |
20.21 | Появление в общественных местах в состоянии опьянения | Штраф 1- 5 МРОТ или арест до 15 суток |