СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Закон и правопорядок

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час Закон и правопорядок»

КЛАССНЫЙ ЧАС В 11 КЛАССЕ


Тема: «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»


Цели и задачи : воспитать уважительное отношение к закону, развитие гражданско-правового образования , воспитание правового сознания учащихся; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения; формировать навыки критического анализа сложных ситуаций.

Ход мероприятия:

1. Мотивация, вводная речь учителя, определение целей и задач классного часа.    

- Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить о очень важной для всех вас теме. Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Но для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите в них  сделаны пропуски. Вставьте недостающие слова в афоризмы.  (Ребята высказывают свои предположения)

Афоризмы.

1.      "Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер (Ответственность)

2.      "Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк (Права , обязанности)

3.    "Корень слова "…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо (Ответственность)

4.      "Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев ( Права , обязанности)

5.   "  ...         влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)

- Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно  "права", "обязанности", "ответственность", именно о этих понятиях пойдет разговор на классном часе .Тема его звучит так :  «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»


Основная часть

На сегодняшней встрече вам предлагается работа в 4 группах,

где известным вам методом «мозгового штурма», вы решаете проблемные ситуаций, тесты и другое ,связанные с темой классного часа,

Чтобы работа была продуктивной, изучите терминологический словарь


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (памятка группам)


Правонарушение — это виновное поведение лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.


Виды правонарушений:

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Задание группам:

-Пользуясь памяткой, определите вид правонарушения.

Команда, справившаяся с заданием, получает очки и вносит их в контрольный лист.

1.Р. Работягина опоздала на работу. (Если для опоздания не было уважительной причины, Работягина нарушила трудовую дисциплину, поэтому это правонарушение дисциплинарное.)

2. Ж. Жаднов не вернул деньги, взятые в долг. (Это гражданско-правовое нарушение, оно связано с товарно-денежными отношениями между людьми и не имеет такой большой общественной опасности, как преступление.)

3. Б. Бегунова перебежала дорогу на красный свет светофора, что создало аварийную обстановку. (Поступок Бегуновой может быть расценен как административное правонарушение. Однако если из-за нарушения Бегуновой правил столкнулись машины и были травмированы люди, то действия Бегуновой могут быть квалифицированы как уголовное правонарушение. Возраст наступления уголовной ответственности общий - 16 лет.)

4. Н. Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер (Хотя действия Нырялкина и похожи на преступление (угон катера), но в соответствии с законом они не являются преступлением: Нырялкин угнал катер, чтобы спасти человека, т.е. в состоянии крайней необходимости. Это же обстоятельство исключает и гражданско-правовую ответственность (нарушение собственности) за поломку катера.)


Классный руководитель руководит дискуссией, в ходе которой учащиеся должны сделать выводы и результаты заносят в контрольные листы.


-Задание группам: собери «Правовой пазл»

 

По определению нужно правильно назвать следующие понятия:

  1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел.

  1. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Общественная опасность.

Классный руководитель дает определение понятиям. Группы выбирают карточку понятия и ставит на соответствующий номер пазла.

Виновность - отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям, т.е., совершая действия, лицо допускает и предвидит последствия.

Деяние - юридический термин, описывающий противоправное действие или бездействие.

Умысел - одна из форм вины в уголовном праве, когда вменяемое лицо сознает общественно опасный характер последствий своих действий и желает наступления этих последствий.

Противоправность - один из признаков правонарушения, когда лицо своими действиями или бездействием нарушает нормы права.

Правонарушение - поступок, вредный для общества и запрещенный законом.

Общественная опасность - один из признаков правонарушения, когда создается угроза причинения морального, физического и иного вреда личности, обществу, государству.

Бездействие - один из признаков правонарушения, когда создается угроза причинения морального, физического и иного вреда личности, обществу, государству.

Действие - состояние лица, когда оно посредством тех или иных поступков допускает нарушение закона.

Неосторожность - форма вины, при которой лицо не осознавало опасный характер своих действий и не предвидело наступления опасных последствий, но могло и должно было предвидеть.



Задание оценивается в контрольном листе.

-Задания группам:

«Тест на проверку правовых знаний» информированности по основам правовых знаний»

Каждая команда имеет жетоны с надписями ответов: а,б,в,г Отвечая на вопросы теста, вы должны поднять жетон., а я объявляю правильный ответ.

1. Право - это нормы поведения, которые устанавливает и охраняет:

а) общество;

б) государство;

в) церковь;

г) наука.

  1. Указы Президента являются:

а) законами;

б) пожеланиями;

в) подзаконными актами;

г) поручениями.

2.Отношения между гражданами и государством регулирует право:

а)государственное;

б) публичное;

в) уголовное;

г) гражданское..

4.Способность индивида обладать правами и обязанностями называется:

а) дееспособность;

б) гражданство;

в) правоспособность;

г) юридическая ответственность.

5.Правоспособность человека наступает:

а) в момент рождения;

б) после совершеннолетия;

в) после вступления в брак;

г) при получении образования.

6.Неуважительное отношение к праву называется:

а) анархизмом;

б) правонарушением;

в) правовым;

г) правомерным.

7. Поведение, нарушающее нормы права, определяется как:

а)преступление;

б) правонарушение;

в) деяние;

г) проступок.

8.Гражданское правонарушение - это:

а) нарушение правил дорожного движения;

б) несоблюдение правил пожарной безопасности;

в) неисполнение взятых обязательств;

г) прогул без уважительных причин.

9. Административный проступок - это:

а) нарушение общественного порядка;

б) нарушение порядка деятельности трудового коллектива;

в) нарушение воинской дисциплины;

г) проступки, связанные с выполнением служебных обязанностей.

10 Правонарушения, имеющие повышенную степень общественной опасности, называются:

а) преступлением;

б) проступком;

в) деянием;

г) противоправным действием.

11.Уголовная ответственность за особо тяжкие преступления в России наступает:

а) с 18 лет;

б) с 21 года;

в) с 16 лет;

г) с 14 лет.

12.Административная юридическая ответственность наступает в нашей стране:

а) с 16 лет;

б) с 14 лет;

в) с 18 лет;

г) с 21 год.

13.Конституция - это:

а) свод законов государства;

б) принципы справедливого общественного устройства;

в) основной закон государства;

г) все вышеперечисленное.

Задание группам «Афоризмы»

-Вы получаете по три набора карточек, на каждой из которых написано по 1 слову. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.

1 набор: добродетели, должны, законы, и, искоренять, насаждать, пороки (Цицерон, древнеримский оратор).

2 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного (Екатерина II, русская императрица).

3 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны (Цицерон, древнеримский оратор).

Ответ. 1) Законы должны насаждать добродетели и искоренять пороки. 2) Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить. 3) Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.


Задание группам «Квалифицируй преступление»

Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 0,5 балла. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4 балла.


Преступления


Юридическое название



Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»


Вандализм



Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете


Кража













Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

Ответы даны курсивом во втором столбце таблицы.

Подведение итогов. Рефлексия.

Группы сдают контрольные листы. Определяется группа-лидер.

Ребята, оцените продуктивность классного часа. Приклейте стикер на листе ватмана в том месте, где результат встречи совпадает с личными ощущениями.

  • классный час для меня был полезен, узнали много нового;

  • ничего нового для меня не было, время потеряно зря;

  • есть над чем подумать, чтобы изменить свое отношение к знаниям законов;

  • хочу узнать больше по теме классного часа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!