СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Я - младший школьник. Мои права и обязанности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа направлена на формирование правовой культуры и грамотности обучающихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я - младший школьник. Мои права и обязанности"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»


Кафедра методики воспитания и дополнительного образования

название кафедры






Практико-значимая работа

Классный час на тему:

«Я – младший школьник. Мои права и обязанности»





Выполнила:

слушатель дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки

«Эффективное управление образовательной средой в условиях стандартизации»

модуль

«Управление защитой прав участников образовательных отношений»

Гавриленко Светлана Валерьевна



Проверила:

к.п.н., доцент

Куницына Светлана Михайловна













Москва, 2020 год

Классный час

«Я – младший школьник. Мои права и обязанности»


Цель: 
1. Формирование правовой культуры и грамотности обучающихся начальных классов.

Задачи: 
- познакомить обучающихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; 

- на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; 

- формировать положительное отношение к законам и их выполнению;

- побуждать обучающихся к анализу ситуации с точки зрения права и морали;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. 

Оборудование:

Интерактивная доска, проектор, карточки для работы в парах и в группах.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

ВСТУПЛЕНИЕ

Учитель:

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

- Ребята как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (ответы детей) – правильно! Послушайте одну народную мудрость: (слайд 1)

«Знать свои права и уметь за них бороться – это значит быть сильным.

Уважать права других – значит быть справедливым.

Жить по праву – значит жить в мире и согласии».

Давным–давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право, а на что не имеют? И взялись они за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Так на свете появилась Всеобщая Декларация прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. А еще наши права защищает Конституция – основной закон Государства. (слайд 2)

Конституция обеспечивает защиту прав как взрослым, так и детям. Права детей защищаются и на международном уровне – Конвенцией ООН (Организацией Объединенных Наций) о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций. 

Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают - из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох - вступает в жизнь. 

Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». 

В Конвенции о правах ребенка записано «… Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи. 

К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из правил Конвенции – право на семью. 

Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенции о правах ребенка. 

Возникает вопрос, до какого возраста человек является ребенком? 
(ответы детей).

 В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (Слайд 3 и карточки у учеников на столах) 

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. 

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. 

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. 

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. 

Статья 14. Право исповедовать любую религию. 

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. 

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. 

Статья 27. Право на достойный уровень жизни. 

Статья 28. Право на образование. 

Статья 31. Право на отдых и досуг. 

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

И сегодня мы подробно поговорим о правах и обязанностях детей. Итак, тема нашего классного часа «Мои права и обязанности». А попробуем понять их мы с вами в игровой форме, на примере сказочных героев.

РАЗМИНКА 

1. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка?  (1989 г.)

2. Какой День является Днем Конституции? (12 декабря.)

3. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?  (С 18 лет.)

4. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он права ребёнка? Какие? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

5. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Нарушает ли она права ребёнка? Какие?

6.  Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхгаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах».)

КОНКУРС № 1 Викторина «Права литературных героев» 

1. В  какой известной сказке  эксплуатируют  героиню?

ОТВЕТ - «Золушка», «Крошечка–Хаврошечка», «Морозко».)

2. Является ли  Маугли,  живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

ОТВЕТ - Согласно Конвенции,  ребенком является каждое человеческое существо до достижения  18-летного возраста.  Ст. 1.

3. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? 

ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди» 
4. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка».

5. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? 

ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

6. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования? 

ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

ФИЗМИНУТКА

Что бы немного поиграть нам с вами нужно вспомнить ваши обязанности. Теперь мы с вами можем немного поиграть. Я буду перечислять права и обязанности. Если называю право, то вы поднимаете руки вверх, а если обязанности – то хлопаем в ладоши.

Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. (П)

Соблюдать правила дорожного движения. (ОБ)

Соблюдать правила личной гигиены. (ОБ)

Бесплатно учиться. (П)

Бережно относиться к имуществу школы. (ОБ)

Беречь и охранять природу. (ОБ)

Отдыхать. (П)

Соблюдать устав школы. (ОБ)

Добросовестно учиться. (ОБ)

Помогать родителям. (ОБ)

Уважать честь и достоинство других учеников. (ОБ)

Бесплатно пользоваться библиотекой. (П)

Вывод: Все мы имеем права. Защищая свои права мы не должны забывать и о своих обязанностях, а также не должны нарушать права других людей.

КОНКУРС № 2 – Кроссворд

По вертикали:

  1. Согласно ст. 29 конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его…

  2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и …

  1. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка?

  2. Право ребенка, на что закреплено в ст. 28 Конвенции?

  1. Неотъемлемое право ребенка, на что закреплено в ст. 6 Конвенции?

По горизонтали:

  1. Кто, если не родители, согласно ст. 18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребенка?

  2. Вставьте пропущенное слово в ст. 29: «Государства – участники соглашаются в том, что воспитание ребенка должно быть направлено на воспитание … к окружающей природе».

  1. Согласно ст. 28 Конвенции начальное образование является бесплатным и … (Каким?)

  1. Согласно ст. 18 Конвенции государства принимают все необходимые меры, с целью зашиты ребенка от всех форм физического и …(какого?) насилия.

  2. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию по правам ребенка?

Ответ:

По вертикали: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь.

По горизонтали: 3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10. ООН.

КОНКУРС 3. Ситуация.

Ситуация 1.

В лютый мороз ребенка не пустили в школу из– за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как у него дома никого не было. Вечером он все рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, - переходите в другую школу.

Вопрос: Нарушаются ли права ребенка? Какие?

Ситуация 2.

Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, они списывают. И поэтому сказала, что она будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена – это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться».

Вопрос: Нарушаются ли права ребенка? Кто прав?

Ситуация 3.

Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это их ребенок, и они воспитывают его как хотят.

Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.

Работа в парах

А сейчас давайте в парах выполним задания (карточки на партах). Вы должны подумать, обсудить в паре вопрос, и выбрать правильный ответ.

1 карточка. Каким правом воспользовалась лягушка-путешественница?

- право на свободное передвижение;

- право на неприкосновенность жилища;

-право на образование;

- право на труд.

2 карточка. Какое право нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?

- право на неприкосновенность жилища;

-право на справедливый суд;

-право на труд;

-право на жизнь;

3 карточка. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?

- право на неприкосновенность жилища;

- право на образование;

- право жить с родителями и воспитываться в семье.

- право на жизнь;

4 карточка. Какое право нарушил Медведь в сказке «Машенька и медведь»?

- право на неприкосновенность жилища;

- право владеть имуществом.

- Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии

- право выражать своё мнение;

ИТОГ КЛАССНОГО ЧАСА

- Понравился ли вам наш классный час? О чем мы сегодня говорили?

Рефлексия. «Нарисуй статью»

Задание: выбрать и нарисовать одну из статей Конвенции о правах ребёнка.

Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права других людей. 
Каждому праву соответствует обязанность.

Обратим внимание на слова Карла Маркса – «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». 

Наше вывод: каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом.