Беседа-практикум для выпускников специальной школы-интерната.
Тема: «Я – самостоятельный человек»
Цель: адаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к самостоятельной жизни в современном обществе после выпуска из школы-интерната.
Задачи:
Обучить основным правилам обращения в учреждения и организации.
Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Развивать деловой стиль речи выпускников.
Оборудование: презентация «Организации и учреждения поселка Матвеев Курган», карточки с ситуационными заданиями.
Мотивация к началу беседы.
От школьного порога
Дорог на свете много,
Какой шагать - решенье за тобой:
Продолжить ли учебу,
Идти ли на работу, -
Ты сам распоряжаешься судьбой.
Одно лишь пожеланье;
Во всем нужны старанья,
Какой бы ты ни выбрал в жизни путь.
Ты попрощался с детством.
Теперь найти бы средство,
Чтоб главную постигнуть в жизни суть.
Сообщение темы и задач занятия.
- Ребята, сегодня наша занятие будет посвящено вашему взрослому будущему в современном обществе. Мы будем учиться строить самостоятельную жизнь, опираясь на опыт, который вы приобрели, обучаясь в нашей школе-интернате. В течение нескольких занятий мы рассмотрим жизненные проблемы, с которыми вы обязательно столкнетесь после выпуска из образовательного учреждения. В ходе тренингов нам предстоит найти правильные выходы из сложившихся ситуаций.
III. Трудоустройство.
- В основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации – в статья 37 сказано:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
- Первое что человек обычно делает, став самостоятельным – это трудоустройство. Мы с вами неоднократно беседовали на эту тему, проводили тестирование, приглашали гостей из Центра занятости населения. Вспомните и расскажите, какие документы необходимо иметь человеку при обращении в службу занятости?
паспорт гражданина РФ;
документ об образовании (аттестат или диплом);
трудовая книжка или справка с предыдущего места работы (при наличии);
СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета);
ИНН (идентификационный налоговый номер);
пенсионное удостоверение (при наличии).
- Основы каких профессий вы получили на уроках профессиональной трудовой подготовки, чему вас учили в нашей школе? Кем вы могли бы работать?
швейное дело (девушки);
столярное дело (юноши);
сельскохозяйственный труд;
рабочий по текущему ремонту помещений;
уборщик служебных помещений.
- О чем надо помнить, когда идешь на прием в Центр занятости населения? Об этом вы неоднократно говорили на уроках социально-бытовой ориентировки и составляли памятку. Мы её сейчас с вами вспомним и проговорим.
ПРАВИЛЬНО | НЕПРАВИЛЬНО |
Нужно явиться в назначенное время. | Опаздывать |
Выглядеть опрятно одетым | Приходить в мятой одежде |
Быть подтянутым | Сутулиться стоя и сидя на стуле |
Составить дома вопросы и пользоваться ими при разговоре | Надеяться на свою память |
Вести себя скромно, говорить четко, достаточно громко, сохранять на лице улыбку | Кричать, поясничать, мямлить, спорить |
Внимательно слушать собеседника. Если вопрос непонятен, то попросить разъяснения | Делать вид, что понял, если это не так |
IV. Тренинг «Расскажи о себе».
- На уроках русского языка вы тренировались в написании автобиографии. Что такое автобиография?
- Автобиография – это последовательное описание человеком событий собственной жизни.
- Расскажите о себе. Помогут вам следующие вопросы:
Назови себя (свое имя, отчество, фамилию).
Сообщи дату своего рождения, свой возраст.
Назови домашний адрес или место где ты живешь, зарегистрирован по месту жительства.
- Ответить на эти вопросы тебе поможет твой ПАСПОРТ.
Каков состав твоей семьи (с кем ты живешь)?
Какое у тебя образование (где ты учился)?
Какими умениями и навыками ты обладаешь (что ты умеешь делать)?
Как ты проводишь свободное время?
Какое твое любимое занятие?
Занимаешься ли ты спортом?
Знаешь ли ты свои сильные и слабые черты характера? Какие?
Как борешься со своими недостатками?
Тренинг проводится с несколькими учащимися.
V. Самостоятельный поиск работы (по газетным объявлениям, по чьей-то рекомендации).
- Не всегда человек обращается в официальные учреждения для поиска работы. Иногда из объявлений в газете, в разговоре с друзьями, знакомыми мы узнаем о том, что где-нибудь требуется, например, уборщик служебных помещений. В этом случае просто необходимо узнать контактный телефон организации (учреждения), где имеется данное вакантное место. Телефонный разговор – эффективное средство для получения информации: позвонив по телефону, можно сразу получить ответ на интересующие вопросы, что позволит сэкономить время.
Тренинг «Звонок будущему работодателю».
- приготовьте ручку и чистый лист бумаги для записи возможной полученной информации;
- выпишите все данные о себе на отдельный лист бумаги (возможно, это будет экземпляр вашей автобиографии);
- если вы уже подготовили вопросы, которые хотите задать – запишите их и оставьте место рядом с каждым вопросом для пометок.
- поздоровайтесь и назовите себя;
- спросите, с кем вы разговариваете;
- объясните, по какому вопросу звоните: я читал в объявлении, что вам нужен уборщик служебных помещений. Когда и с кем я могу поговорить по данному вопросу;
- вас могут спросить, где вы учились, какое образование имеете, работали ли раньше, если да, то где и кем. Отвечайте четко, не стесняясь, говорите, что навыки работы получили на уроках обслуживающего труда.
- спросите адрес учреждения (организации);
- уточните время встречи;
- уточните, к кому вам необходимо обратиться для личной беседы;
- уточните, какие документы необходимо иметь при себе.
- спросите, можно ли позвонить позже, например, через месяц;
- спросите, можно ли оставить свои контакты (телефон, электронную почту).
- поблагодарите за время и внимание, которое вам оказали;
- попрощайтесь.
Тренинг проводится с учащимися несколько раз, каждый раз ведется обсуждение ошибок и выявление наиболее удачных мест разговора.
VI. Рефлексия. Самостоятельное заполнение бланка «Автобиография» по имеющемуся образцу.
- У каждого из вас на столе лежит пакет ксерокопий ваших личных документов и образец заполнения автобиографии. Сейчас вы самостоятельно заполните предложенный бланк, а на следующем занятии мы отметим наиболее правильные варианты заполнения и исправим ошибки, если они у вас будут.
АВТОБИОГРАФИЯ (ОБРАЗЕЦ)
Фамилия, имя, отчество | Петрова Ирина Юрьевна |
Дата рождения | 19.08.2000 года |
Паспорт | Указать серию и номер, дату выдачи и организацию, выдавшую паспорт. Например: 00 00 000000, выдан 01.09.2014 года МО УФМС России по Ростовской области в п. Степной |
Место рождения | п. Степной Ростовской области |
Адрес прописки | Ростовская область, п. Степной, пер. Большой, д. 15 |
Адрес проживания | Ростовская область, п. Степной, ул. Виноградная, д. 1 |
Фамилия, имя, отчество отца | Петров Юрий Семенович |
Фамилия, имя, отчество матери | Петрова Мария Ивановна |
Образование | основное |
Учебное заведение, год окончания | ГКОУ РО Степнянская школа-интернат, 2017 год |
Профессия | Обучалась на уроках профессионального трудового обучения в группе «Уборщик служебных помещений» |
Предыдущее место работы | - |
Причины увольнения | - |
Семейное положение | Не замужем |
Фамилия, имя, отчество мужа (жены) | - |
Дети | - |
Фамилия, имя, отчество детей | - |
| - |
Дата рождения детей | - |
| - |
Судимость | нет |
VII. Итог занятия.
- Наша первая встреча окончена. Мы продолжим готовиться к самостоятельной жизни на следующем занятии. Вам необходимо вспомнить, что такое «Отдел социальной защиты населения», о нем мы поговорим при следующей встрече. До свидания.
Литература .
Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
Справочник выпускника. Автор-составитель С.А. Львова. Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009 год. (Специальная (коррекционная) школа VIII вида. Пособие для учителя.
ИНТЕРНЕТРЕССУРСЫ
http://tvoyrebenok.ru/stih-vipusknik.shtml
http://vladrieltor.ru/constitution2
ru.wikipedia.org/wiki/