СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Я в мире прав"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  мероприятия – создание условий для  социализации личности, для вхождения ребёнка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Задачи мероприятия:

    1. Познакомить с основным законом РФ Конституцией, Конвенцией о правах ребёнка.
    2. Обобщить знания детей об основных правах человека.
    3. Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
    4. Применить полученные знания в игровой деятельности.
    5. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам, чувство собственного достоинства, справедливости.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Я в мире прав"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Чолун – Хамурская средняя общеобразовательная школа»




.



классный час









Выполнила: Эренджинова Галина Бадмаевна

учитель начальных классов







п.Чолун – Хамур, 2018 г.





  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

Цель мероприятия – создание условий для социализации личности, для вхождения ребёнка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Задачи мероприятия:

    1. Познакомить с основным законом РФ Конституцией, Конвенцией о правах ребёнка.

    2. Обобщить знания детей об основных правах человека.

    3. Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

    4. Применить полученные знания в игровой деятельности.

    5. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам, чувство собственного достоинства, справедливости.

















  • ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Учащиеся 3-4 классов.


  • СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

Данный классный час может выступать как отдельное воспитательное мероприятие или может быть включён в цикл классных часов «Мои права и обязанности».

























  • КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА.


Тема: Я в мире прав (классный час с элементами игры)

Оборудование:

  • Конституция России

  • Презентация;

  • Карточки «ПРАВА», «ОБЯЗАННОСТИ»;

  • Карточки для работы в группах;

  • Карточки со словами сценок (4 шт.), карточка со словами для импровизации;

  • 4 комплекта предметов:

1) учебники, школьные принадлежности;

2) бинт, иллюстрация «Врач», «Скорая помощь», пластырь;

3) иллюстрация «Домик», ключи;

4) иллюстрация «Каникулы».

  • Фонограммы детских песен

Ход классного часа.

I. Вступительная часть.

Учитель: Сегодня я начну наш классный час стихотворением Б. Заходера «Перемена».

Перемена! Перемена!

Заливается звонок

Первым Вова, непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог,

Семерых сбивает с ног!

Неужели - это Вова,

Продремавший весь урок!

Учитель: Что вы скажете о поведении Вовы?

Учащиеся: Вова нарушает правила поведения в школе.

Учитель: Продолжите мою мысль.

Школьники живут по

Учащиеся: Школьники живут по правилам

Учитель: Для чего нужны правила школьной жизни?

Учащиеся: Правила школьной жизни нужны, чтобы был порядок.

Учитель: Давным – давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое – законы? Об этом нам расскажут наши одноклассники.

Ученик. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Ученица. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. (слайд №2)

Учитель. В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. В ней содержится два раздела. В первом разделе 9 глав. Во второй главе записаны права и свободы человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации 48 статей о правах человека и гражданина. (слайд №3)

- Ребята, объясните лексическое значение слова «права». (Заслушиваются ответы учащихся)

- Посмотрим, кто из вас был близок к истине. (Ребята читают лексическое значение слова «права») (слайд №4)

ПРАВА:

- это тоже правила, по которым живут люди;

- эти правила охраняются законом;

- эти правила определяют отношения людей в обществе.

II. Право на жизнь.

Учитель: Ребята, кто из вас знает, как называется документ, защищающий права детей?

(Заслушиваются ответы детей.)

Учитель: Прочитайте название этого документа. ( слайд №5)

(Учащиеся читают.)

Конвенция о правах ребенка.

Учитель: Конвенция – это международный договор о правах ребенка, его подписали правительства 170 государств.

Ученик: Права ребенка надо знать,

Не только знать, но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Учитель: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного ребенка осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.

Справедливо ли поступали граждане Спарты?

(Заслушиваются ответы детей.)

Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

Учитель: В нашем современном обществе каждый человек имеет право на …

Учащиеся: Право на жизнь.

III. Наши права и обязанности.

Учитель: Работая в группах, определите, какие другие права записаны в Конституции. Предметы, лежащие на партах, вам помогут.

  • для 1-й группы: учебники, школьные принадлежности; (слайд №6)

  • для 2-й группы: бинт, иллюстрации «Врач», «Скорая помощь», пластырь; (слайд №6)

  • для 3-й группы: иллюстрация «Домик», ключи; (слайд №6 )

  • для 4-й группы: иллюстрация «Каникулы» (слайд №6 )

(Идёт обсуждение вопроса в группах.)

Учитель: Ребята вы готовы? Предоставляю вам слово.

(Заслушиваются ответы детей.)

Учащиеся 1-й гр.: Право на образование. (слайд №7)

Учащиеся 2-й гр.: Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. (слайд №7 )

Учащиеся 3-й гр.: Право на жилище и его неприкосновенность. (слайд №7)

Учащиеся 4-й гр.: Право на отдых. (слайд №7)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Учитель: Назвать еще одно право, вам поможет ситуация, которую разыграют ребята.

Приглашаю смелых и артистичных, мальчика и девочку.

Ребята, разыграйте ситуацию:

- Саша, заставь Машу играть в шахматы.

- А ты, Маша, не соглашайся, отказывайся.

Учитель: Артисты готовятся к выступлению, а мы прочитаем названные вами права человека. (Учащиеся читают.) (слайд №7 ) Учитель: Молодцы, хорошо поработали. Приглашаем артистов.

(Выступление-импровизация учащихся.)

Учитель: Ребята, стоп, хватит ссориться! Какое право отстаивала Маша?

(Заслушиваются ответы детей.)

Учащиеся: Право на свободу слова и мысли. (слайд №7)

Учитель: У каждого человека есть ПРАВА, никто не может заставить делать то, чего не хочешь. (слайд №8 )

Но … при этом не надо забывать о своих обязанностях. (слайд №8 )

Учитель: Представим ситуацию из школьной жизни.

Каждый понедельник вы приходите не готовыми к уроку чтения.

Учитель: Объясни не готовность к уроку чтения!

Твоя причина не готовности к уроку?

(Заслушиваются ответы- импровизации учащихся.)

Учитель: Ваня, ты, уже который понедельник не готов к чтению?

Учащиеся: Вчера было воскресенье, я имею право на отдых.

(слова на карточке, выданные перед классным часом)

Учитель: Прав ли Ваня?

Учащиеся: Ваня помнит о своем праве, но забыл об обязанности.

Учитель: Молодцы. А теперь отдохните и понаблюдайте за моими действиями.

Приглашаю двух помощников.

(Учитель дает детям карточки «права», «обязанности» ;у каждой карточки есть ленточка).

Учитель: У каждого человека есть права и обязанности (завязываю бант).

Что я хотела показать этим действием?

(Заслушиваются ответы детей.)

Учащиеся: Права и обязанности связаны.

Учитель: Прочитайте вместе со мной вывод. ( слайд №9 )

Нет прав без обязанностей,

Нет обязанностей без прав.

Учитель: Продолжим разговор о правах.

Очень часто в жизни возникают ситуации, когда мы не знаем, правы мы или нет.

Через минуту откроется наш школьный театр. Я приглашаю актёров. Посмотрите первое выступление (карточки со сценками выданы перед классным часом).

(Выступление учащихся.)

СЦЕНКА 1

ВАНЯ: - Вика, я мыл-мыл доску, а ты её изрисовала!

ВИКА: - Ну и что здесь плохого!

- Я имею право на занятие личным делом!


Учитель: Права ли Вика?

Учащиеся: Да, она имеет право на занятие личным делом, но Вика должна с уважением относиться к труду других.

Учитель: Молодцы! Спасибо!

Посмотрите второе выступление.

(Выступление учащихся.)


СЦЕНКА 2

МАМА: - Сынок, я ухожу, убери в своей комнате, помой после себя посуду!

СЫН: - Мама! У меня завтра – контрольная!

МАМА: - Да решишь ты свои задачки!

- Нельзя же оставлять в доме беспорядок.

СЫН: - Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.


Учитель: Мальчик правильно назвал свое право.

Подумайте, можно ли поручения мамы, назвать работой, которая мешает учиться?

Учащиеся: Домашний посильный труд – это обязанности ребенка.

IV. Литературно – правовая викторина.

Учитель: Спасибо, ребята. Вы молодцы! А мы отправляемся в гости к сказкам.

В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Вопросы учащимся:

1)В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

(СЛАЙД №10 )

Учитель: Уточните названия сказок:

1. «Семеро козлят»;

2. «Золушка»;

3. « Красная шапочка»;

4. «Лиса и заяц»;

5. «Теремок».

(Самостоятельная работа учащихся в группах.)

Учитель: Запишите номера сказок, в которых нарушено право на жизнь.

Проверьте. (СЛАЙД №10 )

Учитель: Поднимите руку, кто согласен. Докажите свой выбор.

Какие сказочные герои могли бы пожаловаться на то, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? Укажите номера сказок.

Учитель: Проверьте. (СЛАЙД №11 )

Кто справился правильно? Поднимите руку. Докажите свой выбор.

Какое право главной героини нарушено в сказке « Золушка»?

Учащиеся: Нарушено право на отдых.

Н а д о с к е 3 листа:

1. Право на бесплатное образование.

2. Право на свободный труд, защита от безработицы.

3. Право на неприкосновенность жилища.

Учитель. Продолжая нашу викторину, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ – № 3.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ – № 2.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ – № 1.)


V. «Конвенция о правах…» глазами детей.


Ребятам дается задание проиллюстрировать одно из прав, а соперники должны догадаться, какое право изображено на рисунке.

(Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети»

из кф «Приключения Электроника»)

Учитель: Закончить наш классный час, я хотела бы следующим стихотворением.

«Лишь появится ребенок ( слайд №12 )

И дышать начнет едва

У него уже с пеленок очень веские права!

Он имеет право жить, (слайд №13 )

Развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать, (слайд №14 )

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любимым (слайд №15 )

Он на свете не один!»

Учитель: Ребята, вы сегодня очень хорошо и дружно работали. Молодцы!

Мы сегодня поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.

- Какие документы защищают ваши права?

- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение» Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Я выдам каждому из вас перечень прав, о которых мы говорили.

Приложение №2.

Мне было очень интересно с вами работать. Спасибо!



Исполняется под фонограмму песня «Дорогою добра»





















Приложение №1

Задание1-й группе.

Дополните предложение.

Конституция Российской Федерации была

принята ___________________________________________________.



Задание 2-й группе.

Дополните предложения.

В Конституции Российской Федерации содержится _______ раздела.

В первом разделе ________ глав.



Задание 3-й группе.

Дополните предложение.

Во ______________ главе записаны права и свободы

человека и гражданина.



Задание 4-й группе.

Дополните предложение.

В Конституции Российской Федерации _________________

статей о правах человека и гражданина.













Приложение №2.


Памятка для учащихся.


«Права, которые у меня есть»


У меня есть:

  • - право на имя, отчество и фамилию;

  • - право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

  • - право на заботу и воспитание;

  • - право на общение со обоими родителями;

  • - право выражать свое мнение;

  • - право на уважение человеческого достоинства;

  • - право на защиту своих прав и законных интересов;

  • - право на личное имущество, получение содержания от родителей.




















ЛИТЕРАТУРА

1. Азбука права: разработки занятий в начальной школе / Сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2006.- 134

2. Воспитание. Третий класс: Пособие для педагогов / Под ред. М.П. Осиповой. – Мн.: Книжный дом, 2004.- 487с.

3. Гревцева Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. С. 14 – 16.

4. Нравственное воспитание школьников в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / Сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 190 с.

5. Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников: Методическое пособие / Сост. Е.В. Посошенко. – М.: АРКТИ, 2008. -152 с.

6. Классные часы в начальной школе. Электронное пособие. Издательство учитель. Волгоград. 2010.














Дорогою добра


1
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

2.
Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя ведет не как сестра,
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда или дорогою добра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда или дорогою добра.

3.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь - не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.


Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.


16