Классный час «Юные герои»
Оборудование: компьютер, проектор, презентация и выставка книг о детях войны, видеоролик о подвигах юных героев в мирное время.
Цель:
познакомить детей с юными героями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны и в мирное время, любовь к Родине, своему народу.
На доске запись “Никто не забыт, ничто не забыто” «Кто не уважает прошлое, тот лишён будущего» «Вечная память героям!»
Ход занятия
Слушание песни «Орлёнок» (слова Якова Шведова, композитор – Виктор Белый) в исполнении Анатолия Кравцова.
Сообщение темы классного часа
Учитель: Вспомним дату начала войны (на слайде)
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны…
Грозный сорок первый год! Как он изменил судьбы людей! Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты. Обагрил кровью и слезами детство. Но дети в ту суровую пору были не только жертвами, они становились и воинами.
Маленькие герои большой войны. Их повзрослевшее детство было наполнено тяжёлыми испытаниями. Вместе со взрослыми дети сражались в партизанских отрядах. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.
Мы с благодарностью вспоминаем имена мальчишек и девчонок, которые показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью!
Рассказывает ученик: (слайд)
Лёня рос обыкновенным деревенским мальчишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, он ушел в партизаны. Лёня Голиков ходил в разведку, приносил сведения о расположении фашистских частей. Используя его данные, партизаны спасли многих советских людей от угона в Германию, освободили военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов.
В боях с оккупантами Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в 27 боевых операциях, подорвал 12 шоссейных мостов, 9 автомашин с боеприпасами.
13 августа 1942 г. Леня с партизанами отправился в разведку к шоссе. Выполнив задание, партизаны уходили в лес, Леня шел последним. В это время вдали показалась немецкая штабная машина. Леня швырнул гранату. Машину подбросило. Из кабины выскочил гитлеровец с портфелем и побежал. Около 1 км Леня бежал за ним, наконец, он сразил врага последним патроном. Это был немецкий генерал. Портфель с важными документами Леня доставил в партизанский штаб, добытые сведения немедленно были отправлены в Москву.
Леониду Голикову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, но Лёня об этом не узнал. Он погиб 24 февраля 1943 года.
2 ученик (слайд)
Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там её и застала война, спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Девочку казнили.
Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
3 ученик: (слайд)
Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Мать белорусского мальчика помогала партизанам, и фашисты казнили её. Марат поклялся отомстить врагам. Он стал партизанским разведчиком. Наряжаясь пастухам или нищим, отправлялся во вражеский гарнизон, хорошо запоминал расположение немецких постов, помнил, где замаскированы вражеские пушки и пулеметы и всегда возвращался с ценными сведениями. Был случай, когда Марат распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.
Марат всегда выполнил задание, был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, в разведке, фашисты окружили его и хотели взять в плен живым. Марат отстреливался до последнего патрона, когда же фашисты подошли совсем близко, взорвал около себя гранату. Он погиб сам, но вокруг полегло немало врагов.
Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…,
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов. /В. Алексеев/
Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
4 ученик
В свои двенадцать лет Валя Котик, пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Вместе с товарищами подорвал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.
Мы вспомним о боях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.
Валентину Котику присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Учитель:
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.!
Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому.
Прошло много лет, а интерес к подвигам отважных не угасает. После войны в нашей стране тысячи следопытов объединились в кружки и клубы. Они проводят большую патриотическую и воспитательную работу, разыскивают новые материалы о боевых подвигах защитников Родины.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны.
Нам нужно, чтобы наши дети,
Об этом помнили, как мы!
Сколько же их было? Ребята, о подвигах детей, о том, что пришлось им пережить, вы можете узнать, прочитав книги о войне (обратить внимание на подборку книг для детей), посмотреть фильмы о военных событиях и жизни людей в это суровое время. Вечная память героям!
- Кого называют патриотами Родины?
- Могут ли ваши сверстники совершить подвиги в наше мирное время? (рассуждения ребят)
В наши дни чрезвычайные ситуации возникают нередко, предлагаю вашему вниманию
видеоролик о детях, совершивших героические поступки в мирное время:
-Десятилетний Дима Некрасов из Перми спас во время пожара 17 человек соседей.
- Тюкавкина Лена из Забайкальска награждена медалью «За мужество». Девочке всего 7 лет, но во время пожара спасла младшего братика Матвейку.
- Десятилетний Никита Кириенко спас тонувшего одноклассника.
- Яна Ермашова лично оказывала помощь раненым в Донецке.
Имена многих патриотов родины, которые пришли на помощь людям, оказавшимся в экстремальных условиях, занесены в почётную книгу «Горячее сердце».
Итог (подведён учащимися) Важная задача, которую надо решить каждому школьнику: хорошо учиться, уважать окружающих, любить природу, быть достойным гражданином страны – патриотом своей Родины!
Учитель Еремейчук С.Н.
3