СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Каждый ребенок имеет право..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час о правах ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Каждый ребенок имеет право..."»

Каждый ребенок имеет право…

(классный час с элементами игры).

Цель: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход мероприятия.

I. Выступление.

(Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».)

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Вы знаете, что сейчас в мире и в нашей стране большое внимание уделяется защите прав ребенка. И поэтому сегодня мы с вами проводим классный час, посвященный правам детей: «Каждый ребенок имеет право…».

- Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Поэтому цель нашего классного часа: познакомить вас с правами несовершеннолетних.

1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

1-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

2-й ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

3-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

1-й ученик. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

           II. Практическая работа.

Учитель. Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание по группам. Давайте разделимся на две команды. А теперь вы ответите на вопросы: первый вопрос – первой команде, второй – второй команде.

(Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».)

1.    Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?

2.     Потребности человека с возрастом меняются. И в 12-13 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-летнего ребенка.

3.     Обсуждение. На экране высвечиваются потребности 2-х месячного и 12-летнего ребенка.

УЧИТЕЛЬ. Как с возрастом изменяются потребности ребенка?

УЧЕНИК. Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше.

УЧИТЕЛЬ. Сейчас мы ознакомим вас с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.

1-й ученик. Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».

2-й ученик. Каждый ребенок имеет право на жизнь. (ст.6)

3-й ученик. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства. (ст.7)

4-й ученик. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13)

5-й ученик. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. (ст.14)

6-й ученик. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)

7-й ученик. Ребенок имеет право на образование. (ст. 28)

8-й ученик. Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. (ст.37)

9-й ученик. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31)

Учитель. Мы с вами познакомились с правами ребенка, указанными в Конвенции.

1.  Право на жизнь.

В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения.

(Учащиеся отвечают)

Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

2.  Сценка из школьной жизни.

Все дети в нашей стране могут получить образование, именно поэтому вы приходите каждый день в школу. Сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку из школьной жизни.

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?

Оля. Нет, я освобождена.

(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)

Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)

Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

4.  Литературно-правовая викторина.

На уроках литературы вы знакомитесь с различными произведениями, на примере которых учитесь добру, справедливости, но никогда не задумывались над тем, что герои тоже имеют права. Я предлагаю провести викторину, отвечая на вопросы которой мы еще раз вспомним не только о своих правах, но и правах других.

1.      Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права были бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2.      Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)

3.      Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какие права он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4.      Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какие права она нарушает? (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)


Сегодня мы с вами много говорили о правах ребенка. А умеют ли дети пользоваться своими правами? Совсем недавно я была свидетельницей следующего разговора между двумя женщинами. У одной женщины сыновья-двойняшки, ученики 6-го класса. По граждановедению они как раз изучали свои права. И вот эта женщина стала жаловаться на них своей подруге: “Мои дети стали слишком грамотные”. В доме звучат такие диалоги:

– Сходи за хлебом в булочную!

– Не имеешь права эксплуатировать ребенка.

– Вымой посуду!

– Не имеешь права использовать детский труд.

– Помой руки!

– Это насилие над личностью!

– Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.

– Это проявление жестокости.

Ребята, а вы согласны с таким поведением детей?

Следует помнить, что если есть права, то есть и обязанности.

Законом непосредственно не установлены какие-либо обязанности детей, но это не значит, что дети могут получать все от роди­телей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое поведение не отвечает моральным, нравственным представлени­ям. Поэтому у школьников в семье обяза­тельно должны быть свои обязанности. Ребята, какие обязанности есть у вас в се­мье? Как вы считаете, что вы должны делать, а что не должны?

Итог: каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом, что и показал нам сюжет.

Вывод. Мы сегодня с вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых, есть права. Скажите мне, пожалуйста, а зачем надо изучать права человека? (чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.)

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Я хочу вам дать небольшие буклеты, в которых перечислены ваши права, я надеюсь, что они вам пригодятся в вашей жизни, и вы будете к ним обращаться, но помните, что, пользуясь своими правами, вы не должны ущемлять права другого человека.


Напоследок я про­шу вас продолжить одну или несколько из предложенных фраз (записывает начало фраз на доске):

  1. Я сегодня задумался о ...

  2. Я изменил мнение о...