Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Таловская средняя школа Камышинского муниципального района
Волгоградской области
Классный час «Ключ к успеху»
для учащихся 7 класса
Выполнила: Прусакова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Истинное сокровище для людей – умение трудиться.
Д.Уэбстер
Цель: Расширить представление учащихся о мире профессий и людях труда
Задачи:
- способствовать развитию интереса учащихся к трудовой деятельности;
- воспитывать эмоционально-нравственные качества: положительную мотивацию к выполнению практических работ, доброту, чувство скромности.
Форма проведения: Познавательная игра.
Оборудование и материалы:
Кабинет: название классного часа; проектор, ноутбук, музыкальные колонки; презентация.
Раздаточный материал:
- карточки для конкурсов, кисточка, карандаш, краски, ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы, ручка, тетрадь, книга, молоток, гвозди, долото, отвёртка, лампочка, розетка, индикатор, письма, газеты, сумка, градусник, шприц, расческа, парик, костюм.
План игры:
1. Игровая разминка
2. Групповая работа по теме «Разные профессии»
3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
4. Мини-лекция «Ключи к успеху».
5. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».
6. Заключительное слово.
7. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
Учитель: Здравствуйте гости, ребята! Наш классный час по профориентации называется «Ключ к успеху». Скоро вам предстоит окунуться во взрослый мир и выбрать свое место в нем. Каждый из вас, ребята, мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию по душе. Времени на выбор будет совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.
Учитель: Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
-Что же такое профессия?
(На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.)
- Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов
1.«Человек- живая природа».
Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.
2."Человек - техника" (и неживая природа) .
Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.
3."Человек - человек" .
Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.
4. "Человек - знаковая система"
.Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.
5. Человек - художественный образ"
. Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.
Учитель: Каждый человек мечтает о том, чтобы просыпаться утром в хорошем настроении и с удовольствием идти на любимую работу, которая приносит одни положительные эмоции. Чтобы добиться этого, важно правильно выбрать сферу деятельности, ориентируясь не только на перспективность и возможность поступить учиться в тот или иной ВУЗ, но и на индивидуальные особенности. Каждому из вас сегодня задан некий ориентир в выборе профессии, его нужно обдумать, а в дальнейшем мы продолжим эту работу.
1. Проведем игровую разминку.
Коллектив разбивается на три команды, выбираются капитаны.
Капитаны команд приглашаются для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.
1 Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.
Время выполнения – 3 минуты
О | К | Р | П |
Окулист | Контролер | Разведчик | Проводник |
Орнитолог | Киноартист | Рыбак | Плотник |
Ортопед | Крановщик | Редактор | Пилот |
Обходчик железнодорожных путей | Кочегар | Радиоведущий | Пожарный |
Оператор машинного доения | Киномеханик | Рентгенолог | Полицейский |
Оператор связи | Космонавт | Радист | Полярник |
Оператор ЭВМ | Кабельщик | Репортер | Пограничник |
| Кровельщик | | Печник |
| Каменщик | | Пиротехник |
| Кутюрье | | Повар |
| Кондитер | | Пекарь |
| Кондуктор | | Портной |
| | | Парашютист |
2. задание «Бюро находок».
В мешке находится наборы различных инструментов, ваша задача определить человеку, какой профессии принадлежат та или иная вещь из мешочка. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.
1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
3.Ручка, тетрадь, книга. (учителю)
4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)
6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
7. Градусник, шприц (врач)
8. Расческа, ножницы (парикмахер)
9. Парик, костюм (актер)
2. Групповая работа по теме «Разные профессии».
Учитель: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Весь класс разбить на три группы, каждая из которых, должна составить списки профессий.
Первая группа составила список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Самые востребованные профессии».
Послушаем, что у вас получилось.
3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?».
Учитель: Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе?
-Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
4. Мини-лекция «Ключ к успеху».
Учитель: Успех не является исключительной прерогативой избранных групп людей. Успеха может добиться каждый, если будет иметь готовность идти к нему.
А что получится, если сложить три слова «хочу», «могу» и «надо»?
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
Однако прежде для себя необходимо четко уяснить, что успех нужно уметь принимать, а не получать при помощи силы. Вы имеете способность к принятию успеха только тогда, когда внутри себя становитесь успешным. Изменив себя изнутри путем перестройки собственных убеждений и мыслей, постепенно изменения начнут проявляться и в реальной жизни и в окружающем вас мире.
Три ключа в выборе профессии:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
5. Демонстрация осознанного выбора профессии.
«Это мой выбор!»
Учитель: Как же работает принцип осознанного выбора профессии? Сейчас вы мне расскажите, кто из вас какую профессию для себя выбрал.
(К доске выходят ученики и рассказывают о своём выборе)
-Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
6. Заключительное слово.
Учитель: Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
7. Рефлексия.
Рефлексивное сочинение "Плюс, минус, интересно"
Учитель: Напишите, пожалуйста на листочках, которые лежат перед вами.
В графу «П» - «плюс» я все, что понравилось на классном часе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть у полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» запишите все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» запишите все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.